Проектная технология обучения
•
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
•
Использование исследовательских методов:
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования,
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов
исследования, оформление конечных результатов, анализ
полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы
(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой
атаки», «круглого стола», статистических методов,
творческих отчетов, просмотров).
5. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
Грамотно
сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа
над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и
все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.
Формулировке
целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения
этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются
самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не
спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым
участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа
над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных
целей от низших к высшим.
Но не стоит и
перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с
реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной,
за деревьями можно не увидеть леса.
Многие учредители
конкурсов помогают участникам и предлагают примерный список целей, такой как
«Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в
рамках конкретного учебного проекта», из перечня документов, представляемых к
защите проектных и исследовательских работ учащихся на конкурс «Ярмарка идей на
Юго-Западе. Москва 2004 год».
1. Когнитивные
цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения
возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка
эксперимента, проведение опытов.
2. Оргдеятельные
цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели,
планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники
ведения дискуссии.
3. Креативные
цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и
т.д.
Если попытаться
сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то
можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как
универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и
организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать
проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем
проектным обучением».
6. ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях
может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных
программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных
интересов, интересов и способностей
учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими
учащимися, которые, естественно, ориентируются
при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то
теоретического вопроса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов,
особенно рекомендуемые органами образования,
относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической
жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний.
Например, очень острая проблема городов — загрязнение окружающей
среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов?
Тут и экология, и химия, и биология, и социология,
и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-лебедь в сказках народов
мира. Эта проблема — для младших школьников.
А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем
для проектов — неисчерпаемое множество, это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть
материальны, то есть надлежащим образом оформлены
(видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий»,
компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы
учащимися приходится привлекать знания и умения из разных
областей: химии, физики, иностранного и родного
языков.
Интересный опыт использования метода проектов
накоплен в Ростовской общеобразовательной средней школе № 2
художественно-эстетического профиля. Эта
школа, имеющая статус школы-лаборатории Академии педагогических и социальных
наук, одновременно является базовой
для Ростовской государственной академии архитектуры и искусств.
Старшеклассники здесь принимают активнейшее участие в исследовательской и проектной работе, ориентированной
преимущественно на реставрацию памятников архитектуры республиканского и областного значения.
Среди наиболее серьезных реальных проектов — искусствоведческие и исторические изыскания по восстановлению
жилой усадьбы в археологическом
музее-заповеднике Танаисе, проект реставрации Ростовской греческой
церкви. Особый успех учащимся, работающим под
руководством опытных педагогов (архитекторов-реставраторов) Т.В. Гренц и
А.Ю. Гренц, принес в 2002 году проект реставрации Старопокровской церкви в центре Ростова. В этом конкурсе принимали участие профессора Ростовской академии
архитектуры и искусств, проектные
организации, но жюри присудило 1-е место учащимся. Такой уникальный случай школьного творчества нашел отражение
даже на страницах «Комсомольской правды».
7.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА.
Личностная ориентация педагогического
процесса невозможна без изменения образовательных
технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию
субъектного опыта ученика: формированию личностно
значимых для него способов учебной работы; овладению
умениями самообразования. Этим требованиям отвечают
педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу
— перевод обучающегося в режим саморазвития.
Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в
школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными
методами в качестве дополняющего
элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой
информационной среде.
Организованный учебный процесс все в большей
степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает
образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной
среде. Работая в составе мини-бригады по
созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом
коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей
деятельности, интериозировав (присвоив)
их, обозначив тем самым свое становление
субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему
действенных обратных связей, что
способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного
метода, среди которых наиболее значимы
следующие:
- участники проекта подхватывают проектную
инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с
другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе
работы;
- участники проекта вступают в
дискуссии.
Все это говорит о том, что под проектным
методом имеется в виду система взаимодействий педагога и
учащихся.
Н.Г. Чернилова рассматривает проектное
обучение как развивающее, базирующееся «на
последовательном выполнении комплексных учебных проектов с
информационными паузами для усвоения базовых
теоретических знаний». Это определение относится
ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.
Следует отметить, что переводить полностью
весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
8.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
·
самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников;
·
учатся пользоваться приобретенными знаниями
для решения познавательных и практических задач;
·
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
·
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения,
проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения);
·
развивают системное мышление.
9. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Исходные теоретические позиции
проектного обучения:
- в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в
логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей
личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы
над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой
уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов
способствует сбалансированному развитию
основных физиологических и
психических функций ученика;
-
глубокое, осознанное усвоение
базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения
состоит в том, что учение в процессе работы над учебным
проектом постигает реальные процессы, объекты.
Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей
среди них является имитационная
игра.
Игра -
это самая свободная, естественная форма погружения человека
в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее
изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности,
самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает
себе роль добровольно.
Игра несет на себе функции:
- психологические, снимая напряжение и
способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения;
психическое самочувствие;
- технологические, позволяя
частично вывести мышление из рациональной
сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
В игре ребенок чувствует себя в безопасности,
комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для
его развития.
10.
СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки
проекта.
Обязательное требование — каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Системы действий учителя и учащихся на разных
стадиях работы над проектом.
|