бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектирование и изготовление ветродвигателя бесплатно рефераты

Проектирование и изготовление ветродвигателя




КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Тема: “Проектирование и изготовление ветродвигателя ”


Содержание

 

1. Анализ педагогической и методологической литературы по развитию изобретательских способностей

1.1 Анализ понятий……………………………………………………….…..3-6

1.2 Анализ методов, подходов, приемов, средств развития изобретательских способностей…………………………………………………………………..6-14

2. Проектирование и изготовление ветродвигателя

2.1 Требования к ветродвигателю..………………………………………….…15

2.2 Технологическая карта изготовления ветродвигателя………………...15-19

2.3 Выполнение технических расчетов……………………………………..19-21

2.4 Расчет себестоимости……………………………………………………21-22

3. Экспериментальная часть

3.1 Описание общей компоновки технического объекта……………………..23

3.2 Описание элементов конструкции и их особенности, и взаимосвязь...23-24

3.3 Описание работы объекта……………………………………………….…..24

3.4 Недостатки конструкции……………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………………25

Библиографический список………………………………………………….….26

Приложение 1 Ветродвигатель для ветряка………………………………..27-32

Приложение 2 Карусельный ветродвигатель………………………………32-39

Приложение 3 Ветровая энергетическая установка……………………….39-44

Приложение 4 Ветроэлектростанция……………………………………….44-49

Приложение 5 Комбинированная ветроэнергетическая установка………50-55

Приложение 6 Задачи для развития изобретательских способностей……55-58

Приложение 7 Спецификация ветродвигателя………………………………...59

Приложение 8 Спецификация рабочей части………………………………….60

Приложение 9 Спецификация основания.….……………………………...…..61

Анализ педагогической и методологической литературы по развитию изобретательских способностей

 

Анализ понятий.

 

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода [1].

Творческие способности – это индивидуальные особенности личности, представляющие субъективные предпосылки успешного осуществления творческой деятельности. К критериям успешности творчества относятся новизна и оригинальность получаемых решений, сложность решаемых задач, социальная значимость творческих решений и др. Феноменологические способности проявляются в легкости и скорости комбинирования понятий, в легкости мышления, в фантазии и пространственном воображении, проявляемом в процессе творческого решения, в индивидуальном способе деятельности. Участие в творческой деятельности предполагает многостороннюю готовность личности:

1) психологическую готовность (ориентация на новое, настрой на преобразование существующего мира, открытость к восприятию новой информации, способность удивляться, увлеченность, готовность к пересмотру собственных позиций, их непрерывной корректировке, преодолению психологических барьеров творчества, умение работать в ситуациях неопределенности и др.);

2) гносеологическую готовность (широкий кругозор, гибкое и подвижное мышление, образность мышления, понимание относительности имеющейся информации, умение анализировать, обобщать и интегрировать информацию, стремление "кристаллизовать" свой подход к проблеме, умение реализовать "свой" подход "до конца", опыт решения различных типов тв. задач, желание решить задачу в каждом конкретном случае, поглощенность процессом решения, интерес к результату, ориентация на сложные проблемы, методологическая и методическая подготовка);

3) социальная готовность к творчеству (осознание социальной значимости творческой деятельности, индивида, коллектива, общества, сформированность потребности в творчестве, мотивация творчества, потребность самовыражения, умение критиковать и правильно воспринимать критику, уважение к др. точек зрения, доброжелательность, альтруизм, оптимизм, умение работать в коллективе, умение организовать собственную творческую деятельность и творчество др. людей).

Существуют различные точки зрения на механизм формирования способностей, однако большинство исследователей считает, что способности формируются в деятельности, в процессе взаимодействия субъекта с окружающим миром. В деятельности происходят реализация и дальнейшее развитие способностей. Способности людей, в т.ч. и творческие, неоднородны по своему содержанию, способу формирования, форме проявления и т.д. В науке нет единой классификации (типологии) способностей. Наиболее распространена классификация способностей по видам деятельности. Т.е. имеют комплексную природу и зависят от ряда условий: анатомо-физиологических особенностей человека, социальных условий его становления и развития, степени развития самосознания, сформированности установки на развитие своих собственных способностей, характера окружающей предметной и социальной среды, актуализации проблемы творчества в жизни общества на конкретном этапе развития

Творческие способности в техническом творчестве индивидуальные особенности личности, представляющие субъективные предпосылки успешного осуществления творческой деятельности, направленной на создание новых технических систем и технологии и их совершенствование. Творческие способности в техническом творчестве отличаются разнообразием и неоднородностью, что частично обусловлено разнообразием содержания деятельности, которую необходимо выполнить в процессе науч.-тех. разработки. Достаточно информативным основанием для фиксации разнообразия содержания творческой деятельности разработчика и классификации требований к субъекту является выделение этапов разработки и отдельных задач в его творческой деятельности. Участие человека в работе на том или ином конкретном этапе или в решении конкретной задачи предъявляет к нему определенные требования, а эффективность этой работы зависит от наличия у субъекта деятельности соответствующих способностей. К таким отдельным творческим способностям в техническом творчестве относятся: умение выявлять и формулировать глубокие противоречия и несоответствия; обостренное умение выявлять и прогнозировать новые потребности и улучшенные потребительские качества; быстрое понимание функционально-физ. сущности работы тех. системы; видение недостатков и дефектов в существующих изделиях; умение ставить задачи технического творчества, генерировать и синтезировать новые идеи я технические решения; умение быстро и объективно сравнивать альтернативные решения и выбирать лучшие; умение накапливать и систематизировать наиболее ценную информацию; умение разрабатывать и обосновывать новую идею, в т.ч. путем экспериментальных исследований и др. Разные способности имеют различную распространенность: наиболее редко встречаются люди, вскрывающие глубокие противоречия, открывающие новые направления в тех. науке и умеющие ставить задачи; несколько чаще встречаются люди, умеющие решать сложные задачи и т.д. Можно построить пирамиду творческих способностей в техническом творчестве, в основании которой - наиболее распространенные способности, а на вершине - наиболее редкие. В такой пирамиде от вершины к основанию располагаются "слоями" следующие творческие способности в техническом творчестве., которые одновременно отражают и этапы творческой деятельности в области техники;

1) выявление и формулировка глобальных противоречий;

2) выявление новых потребностей и открытие новых направлений в технике;

3) постановка задач тех. творчества;

4) генерирование новых идей и конструкторско-технологических решений;

5) теоретические, расчетное, экспериментальное и технологическое обоснование новых решений;

6) подготовка проектно-конструкторской документации и доводка нового образца техники.

Здесь прослеживаются две закономерности:

1) каждый этап науч.-тех. разработки требует специфических способностей, при этом может быть проявлен высокий уровень способностей (гиперспособностей);

2) более сложный характер науч.-тех. задач, решаемых на "верхних слоях" пирамиды, предъявляет более высокие требования к уровню развития способностей разработчиков, т.е. здесь с необходимостью нужны гиперспособности.

Поэтому неслучайны следующие определения способностей: "талант" решает такие сложные задачи, которых не решают другие; "гений" видит такие проблемы, которых не видят другие, открывает новые направления в науке и технике, творит, подобно силам природы. Высокие творческие способности в техническом творчестве очень неравномерно распределены в людской массе, и выявление их, распознание и культивирование представляет сложную социальную проблему. Творческие способности в техническом творчестве можно условно разделить на две составляющие: 1) природные способности, которые даются от рождения и разные у разных людей; 2) приобретенные способности, которые возрастают за счет изучения теории, практического опыта, связанного с решением задач тех. творчества [2].

На мой взгляд, изобретательские способности – это креативное мышление, высокий уровень интеллекта, продуктивность умственной работы человека, обеспечивающие в совокупности получение нового продукта, обладающего новизной и полезностью. В обучении, новизна, как правило, является субъективной, т. е. новой только для учащегося, в то время как в реальной действительности существует критерий мировой новизны, т. е. новое в мире, а не только для учащегося.


1. 2 Анализ методов, подходов, приемов, средства для развития изобретательских способностей.

 

Развитие изобретательских способностей студентов – деятельность, основанная на использовании комплекса способов и средств, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей студентов инженерных специальностей. Эти способы и средства следует рассматривать как дополнение к существующей системе инженерной подготовки.

Основные способы и средства развития изобретательских способностей студентов включают следующие виды деятельности:

- изучение фундаментальных дисциплин (математики, физики, химии и др.) с использованием примеров открытий и изобретений в каждой дисциплине, а также возможностей и путей, реализованных в каждой дисциплине для целей анализа и синтеза новых принципов действия и технических решений;

- изучение дисциплин по основам изобретательского творчества, основам и методам технического творчества;

- гуманитарную подготовку, связанную с повышением морально-нравственных качеств личности, изучением психологии творческих процессов, творческим овладением элементами отдельных искусств, развитием ощущения вкуса к красоте и гармонии в природе, искусстве и технике;

- освоение средств компьютеризации инженерного и технического творчества и адаптацию их к задачам специальности;

- изучение дисциплин по истории техники, законам и закономерностям техники, теории проектирования новой техники с адаптацией их к специальности (фундаментализация технических дисциплин);

- постановку и решение реальных задач инженерного и технического творчества в курсовом и дипломном проектировании;

- изготовление и испытание студентами экспериментальных и опытных образцов по собственным творческим разработкам;

- оформление заявок на собственные изобретения и их защита (переписка с экспертами);

- проведение внутривузовских и межвузовских конкурсов и олимпиад по техническому творчеству студентов [3].

На занятиях по техническому конструированию и моделированию применяют различные методы и приемы обучения. Чем сложнее занятие и обширнее деятельность педагога и обучаемых, тем разнообразнее методы приемы его проведения.

Теория решения изобретательских задач состоит из элементов:

АРИЗ, законы развития ТС, ФСА, стандартные решения изобретательских задач (76 шт.), приемы устранения технических противоречий (40 шт.), вепольный анализ, указатели физических эффектов, курс развития творческого воображения, банк решенных задач [4].

Список контрольных вопросов (А. Осборна) – это один из способов активизации поиска решений технической задачи за счет ориентации человека на необычные направления поиска с помощью специально подобранных вопросов.

Метод морфологического анализа (Ф. Цвикки) – один из методов систематизированного поиска вариантов решения технической задачи заключается в разделении объекта совершенствования на отдельные функциональные части, отыскание вариантов исполнения этих частей и произвольном соединении этих вариантов в целый объект.

Метод фокальных объектов (Ч. Вайтинг) – это один из ассоциативных методов технического творчества, основан на произвольном присоединении к объекту совершенно не присущих к нему свойств и признаков. Последовательность выполнения:

1) Выбор объекта и формулировка задачи

2) Выбор случайных объектов

3) Определение признаков случайных объектов

4) Комбинирование признаков случайных объектов с объектом совершенствования

5) Выявление ассоциаций и построение возможных решений

6) Выбор лучшего решения

Метод мозгового штурма (А. Осборн) – это метод коллективного поиска вариантов решения задачи, основная идея которого заключается в разделении этапа генерации идеи, группы генераторов от этапа критики идеи группой экспертов.

Вепольный анализ (Альтшулер, Шахматов, Фликштейн) – это один из инструментов ТРИЗа. Это метод систематизированного поиска вариантов решения технических задач. Суть которого в том, что техническая задача заменяется ее идеализированной моделью состоящей из 3-х элементов (В1 – вещество 1, В2 – вещество 2, П – поле) и в определенных манипуляциях с этой моделью с последующим переносом найденных решений в реальную ситуацию [5].

После анализа методов, приемов, средств составлена таблица сравнительных характеристик творческих методов, в которой они сравнивались по критериям: решение технических задач (продуктивность), генерация идей, развитие изобретательских способностей, применимость в школе, возраст, учет Ψ-х особен­ностей участни­ков. Баллы проставлялись по каждому критерию от 1 до 6.

Сравнительная характеристика творческих методов таблица 1


Методы

Решение технических задач (продуктивность)

Генерация идей

Развитие

изобретательских способностей

Применимость в школе

Возраст

Учет Ψ-х особен­ностей участни­ков

ТРИЗ

6

5

5

3

3

4

26

Список контрольных вопросов (Осборн)

4

3

3

4

3

4

21

Метод морфологического анализа (Ф. Цвикки)

4

4

3

5

4

5

25

Метод фокальных объектов(Ч. Вайтинг)

5

5

4

6

5

5

30

Метод мозгового штурма  

(А. Осборн)

6

5

5

6

5

5

32

Вепольный анализ (Альтшулер, Шахматов, Фликштейн)

3

3

2

3

2

4

17


Так же для развития изобретательских способностей можно использовать:

1) Конструкторские задачи.

Конструкторская задача решается в несколько этапов. Приступая к ее решению, главное внимание уделяют выяснению сути задачи и уточнению конечного результата (что желательно получить в идеальном случае). Этому в значительной мере способствует графическое изображение ее условия. После полного усвоения условия задачи переходят к ее анализу. Анализ проводится в целях выявления технического противоречия и вызывающих его причин. В ходе анализа ставят вопросы, которые помогают глубже проникнуть в содержание задачи, наметить пути устранения противоречия (что требуется определить в задаче или какова ее конечная цель, что мешает достижению этой цели, в чем причина затруднения, при каких условиях оно исчезает, не напоминает ли эта задача какую-либо из ранее решенных). Для облегчения поиска путей устранения противоречия и нахождения способа решения задачи можно предложить схему, где намечены отдельные этапы – шаги анализа задачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6