Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции
Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции
Курсовая
работа
На
тему:
«Процесс
обучения: сущность, закономерности, принципы и функции»
Содержание
Введение
Глава
1. Сущность процесса обучения
Глава
2. Закономерности процесса обучения
Глава
3. Принципы процесса обучения
Глава
4. Функции процесса обучения
Заключение
Использованная
литература
Введение
Важное место в структуре
педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются
знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку
адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Теоретические основы
процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает
важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” –
поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы
обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и
навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания
образования, совершенствует методы и организационные формы обучения,
воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Качественное
своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием,
образованием и развитием.
В разных видах обучения
его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не
одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее.
Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным
вопросом в современной педагогике.
Целью данной курсовой
работы является изучение основных параметров процесса образования.
Для достижения данной цели
были поставлены следующие задачи:
·
Рассмотрение
сущности
процесса
обучения
·
Изучение
основных закономерностей процесса обучения
·
Характеристика
принципов процесса обучения
·
Изучений
основных функций процесса обучения
Глава 1. Сущность
процесса обучения
Процессы
учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и
взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный
характер процесса обучения.
Научная
теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов
организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают
эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование
способностей.
В
определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается
взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных
тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть
руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой
активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их
познавательной деятельности. В его функции входит также планирование,
стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда ([2],
стр. 203 – 204).
Дидактика
—
это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических
основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов
обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик,
технологий и систем обучения.
Выделяют
общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались
методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения
математике, обучения физике, обучения иностранному языку).
Обучение,
преподавание, учение — основные категории дидактики.
Обучение
— это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным
путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа
обучения заложена система: преподавание и учение.
Преподавание
- это деятельность учителя по:
■передаче
информации;
■организации
учебно-познавательной деятельности учащихся;
■оказанию
помощи при затруднении в процессе учения;
■стимулированию
интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
■оценке
учебных достижений учащихся.
Целью
преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в
процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность
учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как
совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение
— это деятельность ученика по:
■
освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
■
самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;
■
осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и
человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью
учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.
Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и
общем развитии учащегося.
Учебная
деятельность включает в себя:
■
овладение системами знаний и оперирование ими;
■овладение
системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной
работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
■развитие
мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
■овладение
способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими
процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность
обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних
критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также
качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития
обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая
успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и
запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость
находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также
эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты
при минимальных затратах ([1], стр. 86 - 88).
Обучаемость
— это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя
готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в
соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая
способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то
количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения
заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и
способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков,
соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому
результату).
Процесс
усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:
■различения
или узнавания предмета (явления, события, факта);
■запоминания
и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса
знаний в новые ситуации.
Качество
знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина,
действенность, прочность.
Одним
из основных показателей перспектив развития учащегося является способность
ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в
сотрудничестве и с помощью учителя).
В
качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
■
степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной
деятельности;
■
темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
■
уровень образованности или профессионального мастерства;
■
готовность повысить образование.
В
практике обучения сложилось единство логик учебного процесса:
индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на
наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь
затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала.
Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов,
законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию ([1], стр.
86 - 88).
Глава 2. Закономерности
процесса обучения
Дидактика как наука
имеет, о чем уже говорилось в предшествующих главах, одной из своих функций
познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление
объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Это
положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних
лет сформулировано значительное количество педагогических законов и
закономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, так как,
во-первых, некоторые из выделенных положений, по нашему мнению, нельзя
возводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не
устойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование и
развитие, а только структуру педагогического процесса [6].
Закономерность – это
результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие
связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь,
отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому - это поиск общих
тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.
Закономерности обучения
выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а
обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.
Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный
подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике - это совокупность
принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Категории общего,
особенного и единичного требуют определения соотношения общечеловеческого,
национального и индивидуального в отборе содержания образования, его
направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик,
индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и
специфических условий функционирования той или иной системы обучения.
Категория меры вводит в
теорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборе
содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.
Категории сущности и
явления обусловливают необходимость выявления внутренних характеристик процесса
обучения и всего диапазона его особенностей, в своей совокупности
характеризующих обучение как педагогический процесс.
Единство содержания и
формы в процессе обучения находит свое выражение в адекватности содержания
образования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов
обучения его техническому оснащению и т.д.
Категория необходимости
требует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями
обучения, возрастного и индивидуального развития. Не менее значимой является и
категория случайности, которая связана с учетом явления стохастичности в
обучении, в соответствии с которым одно и то же педагогическое воздействие
предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных
замыслу педагога.
Эффективность процесса
обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает
(материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу
значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей),
его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному
пополнению знаний и коррекции личностных качеств.
Объективной является
зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся
личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты
обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе
своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность
соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным
особенностям и возможностям учащихся.
Названные
закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах
обучения [8].
Закономерности обучения,
рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это
объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными
частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерности» в
дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса
обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из
них действует всегда, независимо от действий участников и условии процесса,
например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню
образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как
тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в
некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также
и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов:
сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий
и пр.
Многие закономерности
обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом, обучение
может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу. Однако
построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с
включением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах,
по которым протекает процесс обучения.
Выделяются внешние
закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость
обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической,
политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном
типе личности и уровня образования.
К внутренним
закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между
целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это
зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких
закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая
часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных
условий обучения. Укажем на некоторые из них.
Существует закономерная
связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя
преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его
зависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условий
характеризует частные проявления указанной закономерности.
Другая закономерность
говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и
результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться,
если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения,
отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой
закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения:
чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем
выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в
соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность
обучения снижается.
Назовем еще ряд
закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий.
Прочность усвоения
учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного
повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.
Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых
методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную
деятельность приемов и средств.
Формирование понятий в
сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована
специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений,
объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их
содержания, объема и пр.
Указанные
закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой
заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят от
характера деятельности, в которую включается учащийся. Именно поэтому они
служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро
современной педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция
сводится к следующим идеям:
1.
нацеленность
обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей
духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и
гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;
2.
единство
организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося
как условие формирования личности;
Страницы: 1, 2
|