бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Процесс естественного и социального развития человека бесплатно рефераты

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.

На шестой стадии у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.



3 Факторы биологического и социального развития личности

Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметов горячих споров. Некоторые учёные, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, что многие типы поведения – от агрессии до альтруизма – могут быть обусловлены генетически.

Как считают социобиологи, существование врождённых механизмов, влияющих на поведение, - результат тысяч, даже миллионов лет эволюции. В ходе смены сотен поколений происходило естественное увеличение числа носителей генов, способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведение современного человека включает генетически обусловленные действия, целесообразность которых доказана прошлым опытом.

Например, с первого взгляда могло бы показаться, что альтруизм, или самопожертвование ради других, не способствует выживанию. Однако социобиологи утверждают, что альтруизм генетически обусловлен, так как способствует сохранению данного вида в целом.

Как считают социобиологи, альтруизм является одним из многих типов генетически обусловленного поведения. Согласно Уилсону, биологические особенности человеческой натуры, помимо других факторов, стимулируют употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрану своей территории. Некоторые типы поведения, например кровосмешение, не поощряются: если бы общество одобряло бы родственные браки, было бы повреждён общий генетический фонд.

Некоторые социологи аналогичным образом объясняют и другие виды социального поведения. Конфликты между родителями и детьми возникают потому, что каждому ребёнку хочется пользоваться всем, что имеют родители. В свою очередь родители (гены которых лишь частично заложены в каждом ребёнке) настаивают на необходимости всё делить разумно, вследствие этого возникает напряжённость в семье.

 Эта теория подверглась резкой критике со стороны многих учёных. В то время как некоторые физические особенности, например цветовая слепота (дальтонизм), действительно связаны с генетическими факторами, нет доказательств правильности основного принципа социобиологии, связывающего гены с тем или иным видом поведения. Более того, социобиологи не принимают во внимание способность людей использовать символы и логически рассуждать, а ведь оба эти фактора в значительной мере влияют на поведение.

Спор вокруг социобиологии продолжает давнюю полемику по вопросу о взаимоотношениях между культурой и человеческой натурой. Зигмунд Фрейд утверждал, что существует конфликт между биологическими побуждениями и требованиями культуры. Фрейд считал, что согласно требованиям цивилизации люди должны подавлять свои биологически обусловленные сексуальные и агрессивные побуждения. Другие исследователи общества, в частности Бронислав Малиновский (1937г.), высказали более компромиссную точку зрения. Они считают, что человеческие институты созданы для удовлетворения побуждений людей. Например, институты семьи и брака лигитимируют секс, в то время как спортивные организации – агрессию.

Как и всегда, истина находится, по-видимому, где-то между этими двумя точками зрения. Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительно высокую приспособляемость: они усваивают определённые образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование или преодоление биологических факторов, а также позволяющие находить компромиссные решения этой проблемы.


4 Воспитание как фактор целенаправленного развития личности

"Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма,  как создание правильного сочетания "понимаемых моти­вов" и мотивов "реально действующих", а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату дея­тельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети под­росткового возраста знают о наличии важной и общественно ответс­твенной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в со­циально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые" мо­тивы в реально действующие.

Главная цель развития личности - возможно более полная реа­лизация человеком самого себя, своих способностей и возможнос­тей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны пу­тем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом про­цессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежа­щими в основании развитой личности, являются активность, стрем­ление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общест­ва, превращение их в глубоко личные для данного человека ценнос­ти, убеждения, потребности.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие  потребностно-мотивационной сферы определяют характер фор­мирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности,  которые формируются в процессе воспитания, от­носятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;  наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) пони­мать других людей и требовательность к себе и другим; способ­ность размышлять,  взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее ка­чество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оп­тимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в еди­ной  личности. Ядром  личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представля­ющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуж­дений человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.  Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных дея­тельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими моти­вами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценнос­тей  и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель;

для подростков в их число входят также и сверстники; наконец,  старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сме­няющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфи­ческий вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время, развитие мотивационно-потребностной сфе­ры происходит не только по пути включенных в нее новых образова­ний, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее  возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивацион­но-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Пол­ноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных  предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познава­ем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляю­щие окружающим миром, предсказывать события и проверять, прои­зойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, ка­залось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно­научному, гуманитарному и т.д.).

Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом ос­воении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в воз­никновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуаль­ными играми, трансформирует её в осознанную потребность "всерь­ез" трудиться.

Таким образом,  на определенном возрастном этапе (сейчас это происходит в период окончания неполной средней школы) в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый  качественный сдвиг, связанный  с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно-пот­ребностной сферы профессиональны намерений.

Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо об­щества.  Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки ребенок, подросток умел "обора­чивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находить­ся "в согласии с самим собой", если он занят трудом, и чувство­вать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд,  если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего тру­да, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения де­тей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде  происходит утверждение ребенком себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.

Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью со взрослыми.

Универсальной формой этой жизни выступает социально значимый труд, участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненную позицию. Характер, объем, функции трудовой деятельности, ее роль и степень  воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и самосознания.

Поэтому при всей непреходящей важности формирования ведущей дея­тельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особое внимание обращать на включение всех детей в посильные ви­ды социально полезной деятельности.

Психологический смысл просоциального труда дети осознают и сами, они замечают, что от работы у них зависит настроение, им приятно сознавать, что они делают полезное себе и людям, они познают ра­дость от социально важного труда. Психологически это обосновано тем, что такой труд ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.

Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы явля­ется ее временная ориентация. Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем, эта совокупность вза­имосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия ребенка, подростка, юноши (девуш­ки) как на ближайшее (неделя,  месяц), так и на отдаленное (го­ды, десятилетия) будущее. Временная перспектива включает в конк­ретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жиз­ни.

Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни разви­ваться,  человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и не простые идеи. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не "размениваться на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей, суженность временной перспек­тивы делают человека максимально зависимым от внешних обстоя­тельств.

Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы - наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способ­ности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки.

Воспитание воли  - один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно - он должен нау­читься выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хо­чется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к спо­собности самому формулировать и выполнять их - таков путь разви­тия воли у человека.

Сформированность указанных качеств личности растущего чело­века определяет его поведение в массе конкретных случаев и ситу­аций, с которыми он сталкивается в жизни и которые, разумеет­ся, нельзя предусмотреть до мельчайших деталей в процессе воспи­тания.

Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека,  - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать, но и дейс­твовать по совести, в соответствии со своим мировоззрением.

Такой "школой  действия" служат все формы общественной работы, все виды производительного труда, все типы разнообразной ин­дивидуально-предпринимательской деятельности. В этих деятельнос­тях у школьника воспитываются умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других  и убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставить цели и решать их. Для того, чтобы социально признаваемая деятельность (включая учеб­ную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие виды) выступала действительной "школой" для проверки и укрепления школьником своих убеждений, она обязательно должна быть:

·   интересной и "честной" деятельностью, т.е. не сводиться к формальному выполнению;

·   деятельностью, важной для детей, определенным образом затрагивающей их реальные, существенные интересы;

·   свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возмож­ность реализоваться в ней, испытывать все свои способности;

·   трудной деятельностью, т.е. успешное ее выполнение должно требовать,  прежде всего, напряжения воли (и вместе с тем быть такой, чтобы всякий ребенок мог выполнить ее таким образом, что­бы она имела для него положительный эффект);

·   деятельностью, в которой молодой человек оказывается перед реальной альтернативой: поступить "по совести", согласно своему мировоззрению, или "не по совести", против своих взглядов. В первом случае может быть труднее, но такое поведение должно выз­вать и поощрение извне (от товарищей, воспитателя), а главное ­вызвать внутреннее удовлетворение, увеличить самоуважение. Во втором случае, когда совершение поступка облегчено, ребенку;

·   подростку, юноше должно быть стыдно, он должен терять уважение к себе. Особенно важно, чтобы это был честный, свободный выбор. Ибо  кто самостоятельно, свободно выбрал честный поступок, тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк, свое дейс­твенное мировоззрение, свою актуальную жизненную позицию. Чело­век, узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, до­биться уважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго.

5 Заключение

Итак, развитие человека – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, развитие человека имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.

Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» (11,59).





Список использованных источников.


1.     Андреева Г.М. Социальная Психология. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2.     Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.,1968.

3.     Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2003.

4.     Бернс Э.Я. Концепция и воспитание. - М., 1968.

5.     Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. - Л.,1971.

6.     Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.,1986.

7.     Жуков В.К. Педагогика и психология: Учебное пособие в двух частях. – Томск, 2002.

8.     Кон И.С. Ребёнок и Общество. - М., 1988.

9.     Кон И.С. Социология личности. - М.,1967.

10.  Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.

11.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

12.  Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994.

13.  Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. - М., 2004.                 

14.  Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

15.  Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1984.



Страницы: 1, 2