Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы
Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.Белинского
факультет
психологии
кафедра
педагогики и психологии
профессионального
обучения
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Теория и
методика воспитания»
на тему:
«Проблемы
семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Выполнила:
студентка ФП
группы ПС-22
Митяева М. С.
Научный
руководитель:
д.п.н.,
профессор Гошуляк Любовь Даниловна
Пенза, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава
I: Теоретические аспекты семейного
воспитания
1.1
Понятие
семейного воспитания
1.2
Содержание
воспитания
1.3
Методы
и формы семейного воспитания
1.4
Педагогическая
поддержка семьи
1.5
Взаимодействие
семьи и школы
Глава
II: Практические методики диагностики
семейного воспитания
2.1
Методика идентификации детей с родителями (опросник А. И. Зарова)
2.2
Методика «Стратегии семейного воспитания»
2.3
Опросник «Мера заботы»
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Семья
– это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога,
сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности –
все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у
ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на
его развитие.
Семейное
воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны
родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное,
семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы
семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются
общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая
роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и
духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является
одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно
в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные
воздействия.
Семья
отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации,
трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило
педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования
личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем
лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного,
трудового воспитания личности.
За
редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется
зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Актуальность
работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы
и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны
иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической
науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и
теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и
развитие его личности.
Именно
в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и
учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы
учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у
взрослых теория не расходится с практикой.
Цель
курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы
взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект
исследования – воспитание школьников.
Предмет
исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия
семьи и школы.
Задачи:
-
изучить теоретические основы данной проблемы;
-
раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
-
исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы:
рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного
руководителя в воспитании школьника
Глава
I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие
семейного воспитания
Традиционно
главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней
закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья –
это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети;
честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к
появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя
по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип
поведения у своих детей и т.д.
В
связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные
влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить
внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное
значение.
Именно
в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и
учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему
родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что
у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького
человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с
ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на
самотек.[3, с. 23]
Конфликтная
ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача
родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на
компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один
родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях
родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка
состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в
семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не
собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.
Ребёнок
может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь).
Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда
хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям,
то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это
приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует
той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества
(обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им
безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).
Можно
ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда
уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые
пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то
новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя
тревожность не содействуют успешному родительству.
Будущие
родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели
работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это
счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На
созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.[2, с. 43]
Связь
воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным
мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и
придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный
характер.
В
педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде,
как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,
поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же
как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например,
если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в
этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу –
воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
В
каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под
системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более
или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того,
что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4
тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений,
являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека,
«невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в
систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства
собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система
отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех
потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей,
принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на
признании возможности и даже целесообразности независимого существования
взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество
как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных
отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее
организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации
преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом
взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится
группой высокого уровня развития – коллективом.
Родители
составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют
существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих
между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота
родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого
ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в
первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет
функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и
психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия
благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно
поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка
уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая
необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом
возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости
создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств.
Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой
наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к
семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в
родительской любви и возможно правильное формирование психического мира
человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только
любовь способна научить любви.
Многие
родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним,
полагая что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к
избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот, эти неблагоприятные личностные
черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий
эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной
родительской привязанности.
Глубокий
постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к
воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем
родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте.
Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность
почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа
для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит
в жизни ребёнка.
Когда
говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями,
имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом.
Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога – это
совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в
направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт
совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать,
какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом
малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а
союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом.
Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы,
наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть
признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда
активный субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в
необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его
формах глазами своих детей.
Помимо
диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви необходимо выполнять
еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона
общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. Под принятием
понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность,
непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка
– значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми
свойственными ему качествами. Родители должны осознавать, что каждая негативная
оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот
бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на
свет родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым, по сути, она ни была,
какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребёнком,
нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя
правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только
неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.
Дистанция, которая стала
преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в семье, непосредственно зависит
от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной,
неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов
поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в
родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по
воспитанию будущего ребёнка.[20, с. 56]
1.2 Содержание
воспитания
Содержание воспитания в
семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья
обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную,
интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной
и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания
являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое,
трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим,
политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое
воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто
не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим.
Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает
правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и
т. д.
Интеллектуальное
воспитание предполагает заинтересованное участие
родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения
и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей,
наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Нравственное воспитание
в
семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план
выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви,
уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести,
достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества:
разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность,
бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей
опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или
моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми,
человечными, конструктивными.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|