Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста
Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста
Проблемы профессионально-психологической
компетентности и профессионально-личностного роста.
Качество
образования, как известно, во многом определяется компетентностью и уровнем
профессиональной деятельности учителя. На сегодняшний день современные проблемы
высшего профессионального образования находятся не только в плоскости
экономической политики государства, но и в необходимости нормативно-правовой
обеспеченности социально адекватной образовательной деятельности.
Понятие
«компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной
подготовки используется относительно недавно. В. И. Даль под компетентностью
понимает полноправность и использует её в основном в юридической сфере:
«Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о чём или кого-либо…
судья полноправный». Компетентность и компетенция составляют у В. И. Даля
единое понятие. В современном понимании компетенция рассматривается в следующих
2-х аспектах:
·
обладающий компетенцией;
·
обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.
Содержание понятия
«компетентный» также выражается в 2-х аспектах:
·
обладающий компетентностью, правомочный;
·
знающий, сведущий в определённой области.
Из этого следует,
что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и
взаимообуславливаемыми понятиями. Компетентный человек, не обладающий
правомочиями (компетенцией), не сможет в полной мере и в социально значимых
аспектах её реализовать. На этой основе у специалиста развиваются предпосылки к
возникновению ролевого конфликта, который весьма разрушительно воздействует на
самого человека и создаёт конфликтные ситуации в группе и коллективе. Ещё
более асоциальна деятельность компетентного человека, обладающего
компетентностью (правомочиями). В этой связи компетентность обучаемых является
основным качественным показателем образовательного процесса в ВУЗе и,
следовательно, её достижение можно считать педагогической целью.
В. С. Безрукова
под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими
высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения».
Э. Ф. Эсер и О. Н.
Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность
профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной
деятельности.
В словаре
практического психолога социально-психологическая компетентность определяется
как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в
системе межличностных отношений». Компетентность формируется в ходе освоения
человеком систем общения и включения в совместную деятельность. В состав
соц.-псих. компетентности входят следующие компоненты – умение ориентироваться
в социальных ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и
эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы
общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение поставить
себя на место другого. Ключевым компонентом компетенции являются умения.
Компетентность –
это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определённой
компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных
условиях.
Профессиональная
компетентность специалиста должна состоять из таких компонентов, как духовно-нравственного,
познавательно-творческого, институционального, коммуникативного.
Морально-нравственный компонент профессиональной компетентности
Моральные
категории:
1.
категория собственного морального сознания
(моральный принцип, моральная норма, этическая категория, моральное убеждение,
нравственная цель, моральный выбор и т. д.);
2.
нравственные отношения (нравственное
взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация
и др.);
3.
категории моральной практики или
функционально-поведенческие. В них находит выражение процесс реализации
личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном,
повседневном поведении (моральный-аморальный поступок, моральное воздаяние,
моральные последствия и санкции).
Анализируя причины
возникновения нравственной деформации, Г. В. Дубов разделяет их на внутренние и
внешние. К внутренним причинам нравственной деформации относятся следующие:
негативный пример руководства; перегруженность работой; наличие «потолка»
(предельного звания по должности); низкая нравственная воспитанность
коллектива; низкая правовая культура коллектива;
правовой нигилизм; низкий уровень
воспитательной работы; негативное «воспитательное» воздействие преступной
среды; негативное воздействие семьи; изолированность; ограниченность общения с
культурной средой; определённая «кастовость» органов; неудовлетворённость
материальной оплатой и другими формами материального стимулирования труда;
неудовлетворённость условиями труда»; несоответствие уровня квалификации
занимаемой должности; конспиративность служебной деятельности (отсутствие
общественного контроля).
К внешним причинам
нравственной деформации Г. В. Дубов относит: соц. нестабильность, кризис
социальных, идейных и нравственных идеалов, коррумпированность чиновников,
сотрудников управленческого аппарата, правовой беспредел в обществе, война
законов, расхождение в толковании законов, неисполнение законов, низкая
социально-правовая защищённость сотрудников правоохранительных органов в СМИ и
в произведениях литературы и искусства, выполнение сотрудниками органов
несвойственных им функций.
В современной
педагогической науке и практике имеется значительное количество подходов к
духовно-нравственному воспитанию. В настоящее время педагог для достижения
профессиональной компетентности должен:
1.
уметь рефлексировать личностную аксеологическую
систему;
2.
уметь диагностировать систему ценностных ориентиров
группы и вырабатывать индивидуальную траекторию духовно-нравственного
поведения;
3.
уметь анализировать общекультурную и
профессиональную составляющие социальной среды;
4.
уметь проводить морально-правовую оценку событиям и
влияниям социальной действительности.
Познавательно-творческий компонент профессиональной компетентности.
Должен отражать
уровень умений в получении знаний и степень развития автодидактических
способностей обучающихся. Динамизм происходящих социально-экономических
процессов выводит на первый план не самообразование, как способ получения
знаний, а автодидактику, как составляющую миропонимания человека: «я учусь,
потому что не могу не учиться».
Вопросам развития
творчества в процессе профессиональной подготовки посвящено большое количество
педагогических и психологических исследований. К. А. Абулыхонова, Н. В. Васина,
Л. Т. Лаптев, В. А. Сластёнин считают существенными признаками
профессионального творчества следующее:
·
использование нестандартных, оригинальных,
оптимальных, рациональных проёмов, приёмов, средств и т. п. и их сочетание;
·
направленность, нацеленность, сосредоточенность
субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приёма решения
возникающих творческих спец. задач и их реализацию в профессиональной деятельности
и т. д..
Критерии
профессионального творчества:
·
философские (мировоззренческая позиция, творческое
профессиональное познание);
·
психолого-педагогические (содержание и уровень
мотивации, профессиональная направленность личности на творчество, соц. установка
личности, особенности самооценки в системе отношений её к различным сторонам
деятельности, уровень развития творческого профессионального мышления,
воображения и способностей к классификации и систематизации, уровень
подготовленности к профессиональной деятельности, уровень умений использовать
методы творческого мышления в процессе профессиональной деятельности);
·
аксиологические (стремление к творческому
профессионализму, саморазвитие и самосовершенствование,
профессионально-нравственная активность).
Коммуникативный
компонент профессиональной компетентности.
Педагог должен
уметь:
1.
вести вербальный и невербальный обмен информацией,
проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;
2.
вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия
с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых
социально-значимых целей;
3.
идентифицировать себя с собеседником, понимать, как
он сам воспринимается партнёром по общению и эмпатийно относится к нему.
Понятия и факторы, определяющие соц.-психологическую компетентность
личности.
Компетентность
означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек – это
знающий, хорошо осведомлённый о чём-либо человек, т. е. компетентность, как
правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания о
какой-либо профессиональной области.
Соц.-психологическая
компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о
политике, экономике, культуре и т. д. Иными словами, соц.-псих. компетентность
по своему содержанию напоминает то, что в своё время называлось мировоззрением.
Она позволяет личности ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные
решения и достигать поставленных целей.
Антиподом
соц.-псих. компетентности является некомпетентность, неграмотность, невежество,
суеверие, мистика, оторванная от жизни фантазия.
Соц.-псих.
компетентность складывается из коммуникативной, перцентивной (когнитивной)
компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.
Коммуникативная
компетентность (Л. А. Петровская) имеет двоякий смысл – это и эмпаническое
свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации в различных ситуациях,
свободном владении вербальными и невербальными средствами общения.
Перцинтивная
компетентность означает степень соответствия сформировавшихся картин мира,
стереотипов, образов научным картинам мира.
Компетентность в
области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний.
Особое значение для
соц.-псих. компетентности имеет эмпатия, оказывающая влияние на когнитивную
сферу, глубину проникновения в ситуацию, идентификацию. При этом соц.-псих.
компетентность проявляется на разных уровнях: макроуровне (политика,
деятельность верхних эшелонов власти); среднем уровне (соц. институты и
общности) ; микроуровне (межличностное общение).
Соц.-псих.
компетентность делится на 2 вида:
1) Житейская соц.-псих.
компетентность – результат социализации, т. е. адаптации к конкретным условиям.
Быть на высоте в вопросах общения, познания заставляет жизнь. Соц.-псих.
компетентность в нормальном обществе выгодна, потому как ценятся улыбка,
вежливая манера общения, культура общения. В основе этой компетентности лежат
бытовые картины мира, стереотипы, худ. образы, многолетние наблюдения, народный
опыт, знания в той или иной области. Её называют народной мудростью, которая
получила своё выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках,
традициях, событиях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет, т. е. в
менталитете.
Нередко на
соц.-псих. компетентность оказывают влияние предрассудки (суеверия), особые
психологические способности, на которых спекулируют разного рода шарлатаны
(чревовещатели, предсказатели судеб, ясновидцы).
Современная
соц.-псих. компетентность связана с необходимостью адаптации к рыночным отношениям.
Житейская
соц.-псих. компетентность проявляется в различных сферах: семейной (в виде
своеобразной науки «ладить»), услуг (круга связей), в общественных местах
(транспорт, дискотеки, стадионы, клубы, театры), в межнациональных отношениях и
т. д. Однако в названных сферах часто наблюдаются антиподы соц.-псих.
компетентности. Так, в сфере услуг вежливость и внимание проявляются только по
отношению к «нужным» людям, а ко всем остальным – равнодушие, в общественных
местах вместо доброжелательности –агрессия, беспардонность, почтительность –
только по отношению к начальству, а по отношению к остальным – хамство.
2) Профессиональная
соц.-псих. компетентность складывается из научных картин мира и знаний в
области общения.
Рассматривая
соц.-псих. компетентность, нельзя не сказать о кастовой и профессионально-преступной
компетентности. Первая представляет собой знания специфической системы общения
в замкнутых общностях: политическая элита, аристократические круги, масонские
ложи. Здесь используется свой язык, основанный на особых нормах, понятных
узкому кругу лиц. Вторая говорит о наличии знаний, используемых преступниками
для совершения противоправных действий. В этой связи следует отметить т. н.
соц.-псих. компетентность мошенников. Представители этой преступной
квалификации обладают знаниями и способностями «работать» на доверии, т. е.
входить в доверие к людям и совершать кражи и афёры.
Соц.-псих.
компетентность связана с этическими проблемами, т. к. базируется на
доскональных знаниях о технике овладения «ролевыми масками», позволяющими
личности скрывать истинное лицо, вести двойной образ жизни, хитроумною игру,
заниматься интригами, даже перейти на нелегальное положение. В одних случаях
это оправдано необходимостью выполнения служебных функций (деятельность дипломатов,
сотрудников спецслужб, актёров); в др. – ситуациями, которые отрицают
прямолинейность и требуют «святой лжи».
Соц.-псих.
компетентность определяется следующими факторами:
1.
индивидуальными особенностями ( большую роль при
этом играет тип личности, в частности, является ли она интро- или
экстравертной, аутичной или неаутичной, а также её интеллект);
2.
психологическими состояниями (астеническое и
атеническое) и типичными настроениями;
3.
эффективностью социализации;
4.
влияние культурных различий;
5.
специальной соц.-псих. подготовкой.
Когнитивная
сложность личности оказывает существенное влияние на соц.-псих. компетентность.
Имеются когнитивно простые и когнитивно сложные люди. В основе когнитивной
простоты лежит одномерное восприятие мира: или в чёрном, или в белом свете без
полутонов и оттенков. Когнитивно простая личность подразделяет людей на «своих»
и «чужих»: кто не с нами, тот против нас. Когнитивно сложная личность
воспринимает мир во всём его многообразии и положительно влияет на соц.-псих.
компетентность.
Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство
профессионала.
Соц.-псих.
компетентность следует отличать от психологической готовности и
профессионального мастерства. Природа соц.-псих. компетентности состоит из
соответствующих знаний, представлений и стереотипов. Психологическая готовность
к мастерству включает в себя не только знания, но и умения, и навыки, и др.
компоненты. Соц.-псих компетентность сводится к знаниям, но это не значит, что
она не играет никакой практической роли в профессиональной деятельности.
Соц.-псих.
компетентность имеет самое прямое отношение к теории «Я – концепции». Различают
как психофизиологическое и психическое, так и социально-психологическое «Я». К
наиболее известным теориям соц.-псих. «Я» относятся теории зеркального «Я»,
соц. сравнения и самовосприятия. Складываясь из отражения социальных оценок
(мнений др. людей), соц.-псих. «Я» регулирует поведение и деятельность
личности. Иначе говоря, известная схема «внешнее преломляется через внутреннее»
означает формирование когнитивной сферы личности в результате внешнего
воздействия и затем указывает на её роль в регулировании поведения и
деятельности. Сформировавшаяся под внешним воздействием когнитивная сфера
(картины мира, образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в
качестве регулятора. Внутренний образ зависит не только от соответствия научным
картинам мира, но и от ущербности, психотравмированности «Я» в процессе
социализации.
Самооценка и
самоуважение – наиболее важные регулятивные функции «Я». Следовательно, то, как
человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его
мнению, думают о нём другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они
действительно так думали.
Соц.-псих.
компетентность предотвращает деформирование «Я» и поэтому положительно
воздействует на адекватность картины мира, самооценку, регуляцию
профессиональной деятельности личности. Чем выше соц.-псих. неграмотность, тем
выше вероятность деформирования «Я» со всеми вытекающими последствиями.
Профессиональная
«я-концепция» содержит представления личности, организует процесс её познания и
взаимодействия, т. е. влияет на соц.-псих. компетентность субъекта.
Школьный психолог.
Страницы: 1, 2
|