Проблемы педагогики
Проблемы педагогики
Проблемы Педагогики
Наиболее ярко о проблемах педагогики
говорится в статье Константина Дмитриевича Ушинского «О пользе педагогической
литературы». Поднятые в ней проблемы актуальны как применительно к педагогам
века XIX, так и к педагогам века XXI.
Так, характеризуя некоторых, Ушинский говорит: « … каждый из них
(педагогов) так гордится своей опытностью, высчитывая по пальцам года своей
воспитательной деятельности», их он называет «машиной для задачи и спрашивания
урока и наказания тех, кто попадается им под руку». Таким педагогам Ушинский
отказывает в знании психологии и осознанности их деятельности, утверждая: «…
сознательной деятельностью может быть названа только та, в которой мы
определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали,
испытали и выбрали средства, необходимые к достижению сознанной нами цели». Об
учениках таких педагогов Ушинский также отзывается весьма не лестно: «Они
выполнили необходимую комедию детства и юности и принимаются за новые роли, не
имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о которых только мешает жить
и чем скорее исчезнет, тем лучше». А о убеждениях этих учеников пишет, что у
них не принято «ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные
достоинства выше случайных преимуществ».
Причину возникновения поднятых
проблем Ушинский видит в недостатке педагогической литературы, он пишет:
«Педагогическая литература … вводит его (педагога) в благородный круг
мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания». Ушинский считает, что
«педагогическая литература одна только может придать ей (педагогической
деятельности) тот смысл и ту занимательность, без которой она делается
машинальным препровождением времени, назначенного на уроки», а так же:
«Педагогическая литература … знакомит нас с психологическими наблюдениями
множества умных и опытных педагогов и … направляет нашу собственную мысль на
такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания».
К недостаткам же современной
педагогики никак нельзя отнести отсутствие соответствующей научной литературы.
В чем же причина актуальности проблем, поднятых Ушинским, применительно к
нынешнему образованию? Мне представляется, что Константин Дмитриевич ошибся,
утверждая, что она кроется только в отсутствии педагогической литературы, так
как таковая появилась, но не принесла с собой ни каких изменений. Истинная
причина педагогической неграмотности, на мой взгляд, кроется не в невозможности
читать педагогическую литературу, а в нежелании многих педагогов этого делать.
А причина этого факта кроется в одной из проблем, также затронутых Ушинским, а
именно в убежденности таких педагогов, что их профессиональный опыт с лихвой
компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Совершенно очевидно,
что такое мнение ошибочно.
Как уже было сказано в начале,
педагогика, как и любая наука, имеет значительную часть и от искусства. К
сожалению среди современных педагогов наблюдается практически полное незнание
научной части и, как следствие, их искусство становится сродни «дачной
архитектуре», когда каждый садовод творит на своих 6 сотках то, что считает
нужным, совершенно не задумываясь над тем, что у него при этом получается. Но
класс учеников, доверенный педагогу, это далеко не дачные 6 соток. В школе
закладываются и развиваются все важнейшие качества будущей личности, происходит
важнейший этап ее социализации, на основе которой позже начнется
индивидуализация личности. Нравственный упадок современного общества, как мне
кажется, связан с отсутствием идеологии, как цели к которой нужно стремиться, и
высококвалифицированных педагогов.
Отсутствие глубоких теоретических
знаний приводит к тому, что педагог, опираясь только на свой опыт, начинает
применять методы, кажущиеся ему правильными и действенными, но полностью
противоречащие психологии. Он может начать считать, что ученика нужно как можно
больше ругать, и как можно меньше хвалить, полагая, что ругань мобилизует, а
похвала расхолаживает. Или начинать ответ на любой вопрос ученика с порицания,
думая, что ученик от этого начнет лучше заниматься, стараясь найти ответ на
вопрос самостоятельно. Или провоцировать публичное осмеяние ученика за
допущенные ошибки, также стараясь таким зверским способом улучшить качество его
самоподготовки. К сожалению приведенные мною способы не редкость, а постоянная практика,
применявшаяся некоторыми педагогами в моей собственной школе, кстати,
считающейся одной из образцовых в районе.
Педагогика – это наука и искусство.
Но, к сожалению, сегодня наблюдается недопонимание этого многими из
практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно подходить со всей
ответственностью и пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют
друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика – это особо
ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и
не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, на сколько эти
личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.
|
|