бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы общения подростков и юношей бесплатно рефераты

p> Полученные результаты в ходе проведения анкеты и соотношение их с данными, полученными в ходе проведения проективного сочинения, позволяют судить об интересах современных подростков и старших школьников с учетом временных и социальных условий.

Проективное сочинение. «Современные молодежные организации».

Проективное сочинение, представляет собой особый вид проективных методик для выявления необходимости у современных старшеклассников наличия современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их интересы и потребности. А также, для более полной картины интересов и стремлений современной молодежи. Цель данной методики – анализ продуктов деятельности
(сочинение и есть такой продукт) и самой проекции его интересов, желаний, стремлений и влечений.

Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить результаты анкетирования и уже одного сочинения и получить информацию об интересах и потребностях наших испытуемых.

Исследования по выбранной нами программе, проводились в 6«А» классе,
8«А» классе, а также 11«Б» и 11«В» классах школы №14 города Кишинева. А также, в 8«А» классе и в 11«Б» и 11«Э» классах школы №4 города Кишинева.
Что в свою очередь позволило провести сравнительный анализ полученных результатов учащихся данных школ.

В нашем исследовании участвовало 114 учащихся школ №4 и №14 города
Кишинева.


2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978),
Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам, касающимся общения в данных возрастных периодах.

Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):

I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).

II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим (таблица 2).

III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и предпочтения (таблица 3).

Проанализируем полученные данные I категории вопросов, представленные в таблице 1.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |
|во|ответов. | |
|пр| | |
|ос| | |
|а | | |
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|1.|Да |16 |10 |11 |16 |17 |14 |13 |
| |Нет |1 |2 |1 |1 |- |- |1 |
| |Не очень |2 |- |1 |- |1 |- |- |
| |Не знаю |1 |1 |1 |- |4 |1 |- |
|2.|Друзья |14 |8 |14 |14 |15 |11 |7 |
| |Родители |9 |5 |3 |2 |9 |7 |7 |
| |Одноклассн|- |- |- |- |3 |2 |2 |
| |Со всеми |3 |2 |- |- |- |2 |- |
| |С прот. |- |2 |4 |1 |3 |2 |2 |
| |пол. | | | | | | | |
|3.|Узнавание |- |2 |5 |- |10 |2 |5 |
| |новостей | | | | | | | |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
| |Обмен |3 |- |2 |- |- |6 |3 |
| |информац. | | | | | | | |
| |Поддержка |7 |2 |2 |2 |- |3 |2 |
| |отношений | | | | | | | |
| |Получение |2 |4 |4 |5 |9 |- |2 |
| |удовольств| | | | | | | |
| |(развлечен| | | | | | | |
| |) | | | | | | | |
| |Не знаю |- |- |- |6 |- |- |- |
|4.|Разговор |7 |4 |8 |2 |8 |2 |4 |
| |(беседа) | | | | | | | |
| |Передача |3 |4 |1 |7 |6 |6 |6 |
| |информац. | | | | | | | |
| |Узнавание |2 |- |1 |3 |- |1 |2 |
| |друг друга| | | | | | | |
| |Не знаю |- |3 |3 |5 |4 |- |1 |
|5.|Да |17 |11 |13 |11 |10 |11 |14 |
| |Нет |2 |2 |2 |4 |9 |3 |1 |
| |Не знаю |1 |- |- |2 |2 |1 |- |

Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов.

Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика
(школа №4) нашей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно и только 10 – «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся школы №4 считают, что «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают».

Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является доминирующем и более значимым (Л.С. Выготский); на второе место попали родители, а на 3 –ье – друг (подруга) противоположного пола. Что касается общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.

В таблице 2 представлены данные, полученные по II категории вопросов.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |
|во|ответов. | |
|пр| | |
|ос| | |
|а | | |
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|6.|Да |7 |12 |11 |11 |5 |9 |12 |
| |Родители |2 |4 |- |- |7 |- |3 |
| |Учителя |2 |- |- |- |2 |- |2 |
| |Друзья |2 |4 |- |- |5 |- |- |
| |Нет |6 |- |4 |6 |- |7 |2 |
|7.|Да |18 |13 |12 |15 |18 |14 |12 |
| |Иногда |2 |- |- |- |3 |- |1 |
| |Нет |- |- |3 |2 |- |2 |2 |
|8.|Да |14 |8 |4 |3 |6 |9 |9 |
| |Не очень |4 |- |4 |1 |4 |2 |2 |
| |Не знаю |2 |4 |6 |8 |10 |1 |2 |
| |Нет |- |1 |- |4 |- |2 |1 |
|9.|Я |2 |4 |2 |1 |8 |10 |2 |
| |Собеседник|6 |6 |2 |3 |12 |7 |8 |
| |Зависит от|2 |2 |3 |13 |2 |1 |- |
| |ситуации | | | | | | | |
| |Не знаю |2 |- |5 |- |- |1 |2 |
|10|Да |17 |11 |11 |11 |17 |12 |10 |
|. | | | | | | | | |
| |Почти |- |- |- |3 |1 |2 |3 |
| |Нет |3 |2 |4 |3 |4 |2 |1 |

Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов.

Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.

Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения.
Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

Интересные результаты были получены при ответе на вопрос, «Считаете ли вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1.


Из диаграммы 1 мы видим, что «самыми интересными собеседниками» себя считают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют литературным, касающиеся данного возраста.

Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье, а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.

Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте, показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим способом достижения подобных целей.

Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки.
Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается уровень тревожности.

В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции:

- самопознание;

- самозащита.

А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.

Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к неустойчивости.

Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина – современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и отличает его от литературных данных и характеристик.

Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и любят отдыхать.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |
|во|ответов. | |
|пр| | |
|ос| | |
|а | | |
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|11|Я |6 |3 |3 |3 |9 |5 |7 |
|. | | | | | | | | |
| |Он |12 |6 |5 |7 |9 |6 |5 |
| |Зависит от|1 |4 |5 |7 |2 |4 |2 |
| |ситуации | | | | | | | |
| |Не знаю |7 |- |1 |- |- |- |- |
|12|Друзья вне|8 |9 |13 |13 |10 |12 |11 |
|. |школы | | | | | | | |
| |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 |
| |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- |
| |(сестра) | | | | | | | |
| |Одноклассн|6 |2 |1 |3 |9 |1 |2 |

| |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|1.| | | | | | | | |
| |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- |
|13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 |
|. |вне школы | | | | | | | |
| |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 |
| |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 |
| |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- |
| |Всем |- |3 |- |- |- |- |- |
|14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 |
|. | | | | | | | | |
| |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 |
| |(кто-то из| | | | | | | |
| |родст) | | | | | | | |
| |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 |
| |школы | | | | | | | |
| |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- |
|15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 |
|. |школы | | | | | | | |
| |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 |
| |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- |
| |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 |
| |Всем |2 |4 |2 |3 |- |- |- |

Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов.

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по- прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников.

Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.
К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных подростков.
Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит разочарование в собеседнике.


2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ
ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ.

Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2.

Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9 учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили
«нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п.

Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми.

Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией в обществе.

Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.
Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.
Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков, рукоприкладство, сексуальное домогательство.

У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,
«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.

Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым молодым человеком.

Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он отвратительный тип» и т.д.

Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка, агрессия, уход в себя и т.д.


2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И
СТАРШЕКЛССНИКАМИ.

Следующим этапом нашего исследования было проведение методики
«Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности, наиболее ценимые подростками и старшеклассниками.

В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11 классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся проранжировать эти блоки (таблица 4.).

Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность, тактичность, деликатность и любезность.

|№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. |
|п/| | |
|п | | |
| | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|
| | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |
| | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |
| | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|
| | | |№14 | |ы №4| |ы |
| | | | | | | |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |
|1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 |
| |искренность, порядочность, | | | | | | |
| |откровенность, | | | | | | |
| |справедливость, | | | | | | |
| |добросовестность, | | | | | | |
| |правдивость, | | | | | | |
| |принципиальность. | | | | | | |
|2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 |
| |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |
| |человечность. | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5