Проблемы общения подростков и юношей
p> Полученные результаты в ходе проведения анкеты и соотношение их с
данными, полученными в ходе проведения проективного сочинения, позволяют
судить об интересах современных подростков и старших школьников с учетом
временных и социальных условий. Проективное сочинение. «Современные молодежные организации». Проективное сочинение, представляет собой особый вид проективных
методик для выявления необходимости у современных старшеклассников наличия
современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их интересы и
потребности. А также, для более полной картины интересов и стремлений
современной молодежи. Цель данной методики – анализ продуктов деятельности
(сочинение и есть такой продукт) и самой проекции его интересов, желаний,
стремлений и влечений. Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить
результаты анкетирования и уже одного сочинения и получить информацию об
интересах и потребностях наших испытуемых. Исследования по выбранной нами программе, проводились в 6«А» классе,
8«А» классе, а также 11«Б» и 11«В» классах школы №14 города Кишинева. А
также, в 8«А» классе и в 11«Б» и 11«Э» классах школы №4 города Кишинева.
Что в свою очередь позволило провести сравнительный анализ полученных
результатов учащихся данных школ. В нашем исследовании участвовало 114 учащихся школ №4 и №14 города
Кишинева.
2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является
одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные
данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978),
Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам,
касающимся общения в данных возрастных периодах. Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно
подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов): I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об
общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1). II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся
вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а
также, трудности, связанные с этим (таблица 2). III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и
предпочтения (таблица 3). Проанализируем полученные данные I категории вопросов, представленные
в таблице 1. |№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |
|во|ответов. | |
|пр| | |
|ос| | |
|а | | |
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|1.|Да |16 |10 |11 |16 |17 |14 |13 |
| |Нет |1 |2 |1 |1 |- |- |1 |
| |Не очень |2 |- |1 |- |1 |- |- |
| |Не знаю |1 |1 |1 |- |4 |1 |- |
|2.|Друзья |14 |8 |14 |14 |15 |11 |7 |
| |Родители |9 |5 |3 |2 |9 |7 |7 |
| |Одноклассн|- |- |- |- |3 |2 |2 |
| |Со всеми |3 |2 |- |- |- |2 |- |
| |С прот. |- |2 |4 |1 |3 |2 |2 |
| |пол. | | | | | | | |
|3.|Узнавание |- |2 |5 |- |10 |2 |5 |
| |новостей | | | | | | | | |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
| |Обмен |3 |- |2 |- |- |6 |3 |
| |информац. | | | | | | | |
| |Поддержка |7 |2 |2 |2 |- |3 |2 |
| |отношений | | | | | | | |
| |Получение |2 |4 |4 |5 |9 |- |2 |
| |удовольств| | | | | | | |
| |(развлечен| | | | | | | |
| |) | | | | | | | |
| |Не знаю |- |- |- |6 |- |- |- |
|4.|Разговор |7 |4 |8 |2 |8 |2 |4 |
| |(беседа) | | | | | | | |
| |Передача |3 |4 |1 |7 |6 |6 |6 |
| |информац. | | | | | | | |
| |Узнавание |2 |- |1 |3 |- |1 |2 |
| |друг друга| | | | | | | |
| |Не знаю |- |3 |3 |5 |4 |- |1 |
|5.|Да |17 |11 |13 |11 |10 |11 |14 |
| |Нет |2 |2 |2 |4 |9 |3 |1 |
| |Не знаю |1 |- |- |2 |2 |1 |- | Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов. Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика
(школа №4) нашей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают
положительно и только 10 – «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся
школы №4 считают, что «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают». Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили
друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным
данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является
доминирующем и более значимым (Л.С. Выготский); на второе место попали
родители, а на 3 –ье – друг (подруга) противоположного пола. Что касается
общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям. В таблице 2 представлены данные, полученные по II категории вопросов. |№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |
|во|ответов. | |
|пр| | |
|ос| | |
|а | | |
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|6.|Да |7 |12 |11 |11 |5 |9 |12 |
| |Родители |2 |4 |- |- |7 |- |3 |
| |Учителя |2 |- |- |- |2 |- |2 |
| |Друзья |2 |4 |- |- |5 |- |- |
| |Нет |6 |- |4 |6 |- |7 |2 |
|7.|Да |18 |13 |12 |15 |18 |14 |12 |
| |Иногда |2 |- |- |- |3 |- |1 |
| |Нет |- |- |3 |2 |- |2 |2 |
|8.|Да |14 |8 |4 |3 |6 |9 |9 |
| |Не очень |4 |- |4 |1 |4 |2 |2 |
| |Не знаю |2 |4 |6 |8 |10 |1 |2 |
| |Нет |- |1 |- |4 |- |2 |1 |
|9.|Я |2 |4 |2 |1 |8 |10 |2 |
| |Собеседник|6 |6 |2 |3 |12 |7 |8 |
| |Зависит от|2 |2 |3 |13 |2 |1 |- |
| |ситуации | | | | | | | |
| |Не знаю |2 |- |5 |- |- |1 |2 |
|10|Да |17 |11 |11 |11 |17 |12 |10 |
|. | | | | | | | | |
| |Почти |- |- |- |3 |1 |2 |3 |
| |Нет |3 |2 |4 |3 |4 |2 |1 | Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов. Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в
общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в
общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола. Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами,
непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все
испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения.
Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими. Интересные результаты были получены при ответе на вопрос, «Считаете ли
вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1.
Из диаграммы 1 мы видим, что «самыми интересными собеседниками» себя
считают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют
литературным, касающиеся данного возраста.
Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование
детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом
показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с
личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье,
а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного. Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный
механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и
значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте,
показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять
определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности
собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим
способом достижения подобных целей. Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также
могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка
более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого
возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к
автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой
личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах
сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию
неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки.
Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х
классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может
иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается
уровень тревожности. В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции: - самопознание; - самозащита. А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка
выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде
всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с
всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на
пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий. Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как
норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего
нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из
диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к
неустойчивости. Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что
полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что
на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения
вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина –
современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и
отличает его от литературных данных и характеристик. Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки
предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и
любят отдыхать. |№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |
|во|ответов. | |
|пр| | |
|ос| | |
|а | | |
| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |
| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |
| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |
| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|11|Я |6 |3 |3 |3 |9 |5 |7 |
|. | | | | | | | | |
| |Он |12 |6 |5 |7 |9 |6 |5 |
| |Зависит от|1 |4 |5 |7 |2 |4 |2 |
| |ситуации | | | | | | | |
| |Не знаю |7 |- |1 |- |- |- |- |
|12|Друзья вне|8 |9 |13 |13 |10 |12 |11 |
|. |школы | | | | | | | |
| |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 |
| |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- |
| |(сестра) | | | | | | | |
| |Одноклассн|6 |2 |1 |3 |9 |1 |2 | | |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |
|1.| | | | | | | | |
| |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- |
|13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 |
|. |вне школы | | | | | | | |
| |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 |
| |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 |
| |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- |
| |Всем |- |3 |- |- |- |- |- |
|14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 |
|. | | | | | | | | |
| |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 |
| |(кто-то из| | | | | | | |
| |родст) | | | | | | | |
| |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 |
| |школы | | | | | | | |
| |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- |
|15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 |
|. |школы | | | | | | | |
| |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 |
| |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- |
| |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 |
| |Всем |2 |4 |2 |3 |- |- |- | Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов. Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-
прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда
стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует
отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах
практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от
возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников. Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным
подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в
глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой
конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.
К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между
взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента
деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим
очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше
время приводят к изменению личностных параметров современных подростков.
Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по
предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует
литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во
взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по
каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит
разочарование в собеседнике.
2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ
ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ.
Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для
получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как
хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2. Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что
проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений
связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела
грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9
учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что
понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили
«нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые
взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у
них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п. Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые
показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со
сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости
взрослыми. Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с
литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены
результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией
в обществе. Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который
связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.
Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На
сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не
сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с
подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также
совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема
имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.
Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением
молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков,
рукоприкладство, сексуальное домогательство. У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что
общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи
такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,
«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д. Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась
всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым
молодым человеком. Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с
проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого
поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на
первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня
ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось
время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в
друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он
лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он
отвратительный тип» и т.д. Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы
видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются
от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная
тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка,
агрессия, уход в себя и т.д.
2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И
СТАРШЕКЛССНИКАМИ.
Следующим этапом нашего исследования было проведение методики
«Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности,
наиболее ценимые подростками и старшеклассниками. В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11
классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли
нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся
проранжировать эти блоки (таблица 4.). Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на
первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и
кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими
качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность,
тактичность, деликатность и любезность. |№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. |
|п/| | |
|п | | |
| | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|
| | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |
| | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |
| | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|
| | | |№14 | |ы №4| |ы |
| | | | | | | |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |
|1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 |
| |искренность, порядочность, | | | | | | |
| |откровенность, | | | | | | |
| |справедливость, | | | | | | |
| |добросовестность, | | | | | | |
| |правдивость, | | | | | | |
| |принципиальность. | | | | | | |
|2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 |
| |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |
| |человечность. | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|