Проблемы нравственного воспитания в современной школе
6.
Воробьев, Н. Е., Шачкина, А. Ю. Система нравственного воспитания И. Канта
// Педагогика. – 2005. - №5 – с. 109 – 117.
7.
Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения
старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика,
1988. – 136 с.
8.
Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И
– О. – М.: Терра, 1995. – 800 с.
9.
Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и
ограничения / К. Зелинский // Народное образование. – 2008. - №1 – с. 213 –
219.
10.
Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва:
ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448.
11.
Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 /
[авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 15-е изд. – М.:
Просвещение, 2008. – 319 с.: ил
12.
Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание –
М.: Академия, - 1995.
13.
Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и
нравственном? //Духовно-нравственное воспитание. – 2008 - №6 – с. 20 – 22.
14.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое
общество России, 1998. – 640 с.
15.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад;
Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая
Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.
16.
Пионковский, В. Нравственная культура как педагогическая проблема //
Учитель. – 2004 - №4 – с. 67 – 70.
17.
Соблиров, А. Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru
18.
Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
19.
Тучкова, Т. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса
// Народное образование. – 2001. - №1 – с. 213 – 215.
20.
Франк, С. Взращивание добра: духовно-нравственное воспитание //
Воспитание школьников – 2001. - №7 – с. 67 – 69.
21.
Храмова, Р. «Добро не терпит промедленья» // Воспитание школьников. –
2002. – №2 – с. 55 – 58.
22.
Югай, А. Коллективное составление «словаря этики» (из опыта работы
воспитателя) // Учитель. – 2006. - №5. – с. 68 -70.
23.
Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников //
Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169.
Приложение 1
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом
ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель
индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный
материал представлен набором из 18 ценностей.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ
действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на
ценности - цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог
обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным
основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и
"абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации
личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические
ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и
конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и
ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить
индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности,
можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или
неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство
и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость -
возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и
инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной
желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае
играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие
контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора,
экспертизы должно быть весьма осторожным.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в
каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В
списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки
раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более
надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор
инструментальных ценностей.
Перед проведением тестирования дается следующая
инструкция:
"Сейчас Вам будет предъявлен список с обозначением
ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как
принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите список и, выбрав ту, которая для Вас
наиболее значима, поставьте рядом цифру 1. Затем выберите вторую по значимости
ценность и поставьте рядом цифру 2. Затем проделайте то же со всеми оставшимися
ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы
Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат
должен отражать Вашу истинную позицию".
Приложение 2
Стимульный материал.
Список А (терминальные ценности):
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная
насыщенность жизни);
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл,
достигаемые жизненным опытом);
3. здоровье (физическое и психическое);
4. интересная работа;
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в
природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым
человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие
материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное признание (уважение окружающих,
коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования,
кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование
своих возможностей, сил и способностей);
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и
духовное совершенствование);
13. развлечения (приятное, необременительное
времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях
поступках);
15. счастливая семейная жизнь;
16. счастье других (благосостояние, развитие и
совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17. творчество (возможность творческой деятельности);
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от
внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в
порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие
притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно,
решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая
культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить,
принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать
перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение
прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения,
уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в
работе);
18. чуткость (заботливость).
Приложение 3
терминальные ценности
|
Выбор
|
Сумма
|
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная
насыщенность жизни);
|
3
|
14
|
6
|
6
|
15
|
18
|
3
|
10
|
13
|
12
|
11
|
11
|
7
|
5
|
4
|
138
|
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый
смысл, достигаемые жизненным опытом);
|
4
|
11
|
8
|
7
|
14
|
11
|
2
|
2
|
15
|
13
|
3
|
10
|
14
|
8
|
3
|
125
|
3. здоровье (физическое и психическое);
|
1
|
4
|
7
|
1
|
1
|
5
|
1
|
3
|
14
|
9
|
2
|
2
|
6
|
1
|
1
|
58
|
4. интересная работа;
|
2
|
9
|
18
|
15
|
11
|
10
|
6
|
12
|
5
|
10
|
10
|
9
|
12
|
17
|
15
|
153
|
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного
в природе и в искусстве);
|
10
|
16
|
9
|
8
|
2
|
4
|
5
|
13
|
16
|
11
|
12
|
8
|
16
|
9
|
9
|
159
|
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым
человеком);
|
9
|
1
|
10
|
2
|
4
|
8
|
4
|
4
|
1
|
1
|
5
|
7
|
4
|
15
|
14
|
89
|
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие
материальных затруднений);
|
7
|
5
|
12
|
13
|
8
|
9
|
7
|
5
|
2
|
2
|
9
|
6
|
11
|
7
|
10
|
123
|
8. наличие хороших и верных друзей;
|
8
|
3
|
17
|
3
|
5
|
6
|
8
|
6
|
4
|
3
|
14
|
5
|
8
|
14
|
11
|
125
|
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива,
товарищей по работе);
|
6
|
15
|
13
|
12
|
10
|
16
|
9
|
9
|
17
|
8
|
7
|
4
|
17
|
13
|
12
|
152
|
10. познание (возможность расширения своего образования,
кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
|
5
|
17
|
11
|
9
|
16
|
17
|
10
|
11
|
8
|
14
|
8
|
1
|
3
|
6
|
5
|
141
|
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование
своих возможностей, сил и способностей);
|
16
|
7
|
3
|
16
|
14
|
12
|
16
|
14
|
10
|
15
|
6
|
12
|
15
|
12
|
13
|
181
|
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и
духовное совершенствование);
|
14
|
6
|
4
|
10
|
13
|
13
|
11
|
7
|
9
|
16
|
17
|
3
|
2
|
2
|
2
|
139
|
13. развлечения (приятное, необременительное
времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
|
12
|
8
|
5
|
11
|
6
|
7
|
12
|
16
|
18
|
4
|
18
|
13
|
13
|
18
|
17
|
178
|
14. свобода (самостоятельность, независимость в
суждениях поступках);
|
15
|
10
|
2
|
4
|
8
|
15
|
13
|
17
|
7
|
5
|
16
|
15
|
9
|
16
|
6
|
158
|
15. счастливая семейная жизнь;
|
13
|
2
|
1
|
14
|
7
|
1
|
14
|
1
|
3
|
6
|
1
|
14
|
1
|
10
|
16
|
104
|
16. счастье других (благосостояние, развитие и
совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
|
11
|
18
|
14
|
18
|
9
|
14
|
15
|
18
|
12
|
18
|
4
|
16
|
18
|
11
|
18
|
214
|
17. творчество (возможность творческой деятельности);
|
18
|
12
|
15
|
17
|
18
|
2
|
18
|
8
|
11
|
17
|
15
|
18
|
10
|
3
|
7
|
187
|
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от
внутренних противоречий, сомнений).
|
17
|
13
|
16
|
5
|
12
|
3
|
17
|
15
|
6
|
7
|
13
|
17
|
5
|
4
|
8
|
158
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|