бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы бесплатно рефераты

Дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление — один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель — научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время — снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Снег — он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, превратившись в капельку, она на морозе через одну - две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка, коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли малыш, почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить.

Обратите внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать — пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели — плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).

Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.

Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом[9]. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби — всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.

Весной. Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка — наст. На крышах сосульки. Можно обратить внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя — и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.

Отчего так происходит? Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. Днем на остром конце ледышки скапливается водица и звонко падает вниз, постепенно вымывая в снегу ямку. Чем выше температура воздуха, тем чаще стучат капели. К вечеру похолодает, и «музыка» получается другая. Капли падают реже. Ночью, как правило, капель прекращается, но сосулька растет и в длину, и в толщину.

А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее, что ли, под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному. И убедиться в этом очень легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышам положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные — сильнее, светлые — меньше. Потому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.


2.2 Ребенок и прекрасное


Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.

Яркое, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашивать ящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке.

Так же широко, интересно, увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающая ребенка в повседневной жизни, сочетания их в одежде, в художественной игрушке, в мебели — в том, что мы называем предметной средой. Эстетика быта — это весь уклад жизни семьи (и детского сада).

И, наконец, искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни и в природе.

Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей сенсорной готовности, т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Отечественные психологи и педагоги отмечают роль чувственной основы художественных восприятии[10]. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше — ниже, длиннее — короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.

В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм.

Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Восприятие это требует проявления многих способностей: воображения, наглядных представлений, умения жить радостью и печалью героев художественных произведений.

Здесь мы подходим к такому сложному явлению, как эстетическое переживание, эстетическое чувство.

Можно ли говорить о наличии эстетического чувства у дошкольника? Как рано оно зарождается, каковы его содержание и признаки, в чем близость его к нравственным переживаниям и отличие от них?

Бытовые предметы и явления природы оцениваются преимущественно со стороны их физических качеств, которые доступны для восприятия ребенка и сохраняются в его памяти также в форме наглядных представлений. Яркая окраска игрушек, своеобразные линии и необычное сочетание цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавные движения золотых рыбок в аквариуме — все это пленяет ребенка пропорциями, цветом, линиями.

Следует оговорить одно обстоятельство. Дети тянутся к блестящим и ярким вещам с самого раннего детства. Но это не должно приводить к тому, что в дальнейшем все блестящие, броские, эффектные предметы надо называть красивыми. Мы должны учитывать возрастные проявления ребенка, но при этом осуществлять развитие его вкуса в правильном направлении.

Эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношением к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию — к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Несомненно, что это более сложное, глубокое чувство. У ребенка оно возникает в самом его общем, смутном, нерасчлененном виде. Ребенок может очень горячо откликнуться на прекрасное поведение, прекрасный поступок, потянуться всей душой к нему. Но все это оставит следы, быть может, глубокие, но неосознанные.

Зная особую впечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребенка, мы стремимся окружить его светлыми и радостными переживаниями. Однако и явления безобразные могут также вызывать эстетическое чувство ребенка. Ведь его ярко впечатляет, например, образ Карабаса Барабаса. Несомненно, что в этом «ужасном» образе, так красочно созданном А. Толстым, явно сквозит отрицательное отношение к персонажу и самого писателя («можно окоченеть от ужаса при одном взгляде на него»). Это заставляет и детей почувствовать отвращение, негодование.

Эстетическое чувство включает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни, в искусстве — прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим. Это ярко подчеркивает активную, преобразующую роль искусства, его воздействие на мысли и душу ребенка.

Соотношение эстетического и нравственного порой истолковывается неверно[11].

В одном случае в эстетическом переживании недооценивается его нравственная сторона. В другом случае в эстетическом подчеркивается его морализующее начало, вносится излишний дидактизм, недооценивается сила особого воздействия прекрасного (в том числе искусства) на моральный облик ребенка.

Это две крайности, которые мешают возникновению у детей правильных эстетических переживаний. Нравственное и эстетическое важно сочетать гармонически.

Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только «исполнители», но и «творцы» — они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунке, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых — создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего возраста. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка, присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия — вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством.


2.3 Роль художественной литературы в воспитании дошкольников


Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.

Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля — доступного и яркого.

Эта триада, включающая народное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность в художественное воспитание маленьких детей.

Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности?

Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности.

Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания — преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г.-Х. Андерсена.

Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей[12]. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.

Глава 3. Экспериментальная часть


Нами был проведен годовой эксперимент с группой детей в количестве 12 человек детского сада № 9 г. Колпашево. Мы проводили беседу в начале года, потом занимались по разработанному нами индивидуальному плану, а в конце года провели повторную беседу по тем же вопросам. Результаты данного эксперимента представлены графически в виде диаграмм.

Целью данного эксперимента являлось стремление показать необходимость эстетического воспитания детей, обогащение их словарного запаса и осознанно правильное их отношение к природе.


3.1 Первая часть эксперимента

Подготовка исследования. Приготовиться к выразительному чтению сказки В. Бианки «Сказка несказка». Нарисовать старика и сову из сказки «Сказка несказка» (размер рисунка 50 х 100 см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить «подарки» от детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4