Проблема обучения в теории Ж. Пиаже: достоинства и недостатки
Проблема обучения в теории Ж. Пиаже: достоинства и недостатки
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кировский филиал
Социально психологический
факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: «История
психологии».
Тема: «Проблема обучения в
теории Ж. Пиаже:
достоинства и недостатки».
Выполнил: Плашко Р.В.,
студент
4 курса, 7 семестр,
сокращенный
срок
обучения (осенний набор)
Проверила:
доцент Соловьева Т.В.
Киров
2006
Содержание
Психология
развития Жана Пиаже…………….…………………………….с. 3
Когнитивное развитие…………………………………………………….…с.
10
Применение теории
Пиаже к практике образования……………………...с. 17
Список
литературы……………………………………………………….….с. 21
Психология
развития Жана Пиаже
Наибольший вклад в наше понимание когнитивного (или интеллектуального)
развития (и даже эмоционального развития) был сделан швейцарским биологом Жаном
Пиаже.
Пиаже, который умер в 1980 г. в возрасте 84 лет, потратил 60 лет своей
жиз-ни, наблюдая детей и описав их развитие в более чем 200 книгах и научных
статьях. Хотя Пиаже получил образование в области биологии и философии, он
обратился к психологии, пытаясь понять, как развивается детский интеллект. В
этой контрольной работе сначала рассматриваются основные концепции и принципы,
выдвинутые Пиаже для объяснения поведения, которое он наблюдал. За этим
следует описание четырех стадий развития, гипотезу о существовании которых он
предложил. Далее описаны некоторые из экспериментов Пиаже, и, наконец, его
принципы применены к области образования.
Важно указать, что тот метод, которым Пиаже проводил исследования,
состоял в тщательном наблюдении и затем сообщении о том, что он наблюдал. Он
начал с наблюдения своих собственных троих детей, а потом расширил наблюдения,
изучая многих других детей и уже взрослых молодых людей, в то время как они
занимались выполнением самых разнообразных заданий, многие из которых он давал
им сам. Из своих обширных наблюдений он создал детальную теорию развития. Цели
данной работы можно сформулировать так: 1. Описать схемы, основную структуру
когнитивной организации, как они представлены Пиаже. 2. Описать
интеллектуальное развитие как процесс адаптации, включающий процессы
ассимиляции и аккомодации, направленные на достижение равновесия. 3. Определить
интеллект как способность выполнять действия, позволяющие овладеть понятием
сохранения. 4. Установить факторы, влияющие на ход и темп когнитивного
развития. 5. Описать сенсорно-моторную стадию развития, шесть ее периодов, а
также роль, принадлежащую трем циркулярным реакциям. 6. Описать характеристики
мышления на дооперациональной стадии. 7. Описать и проиллюстрировать примерами
смысл понятия сохранения. 8. Дать описание характерных особенностей схем,
усваиваемых на стадии конкретных операций. 9. Описать и проиллюстрировать
примерами характеристики схем, усваиваемых на стадии формальных операций, на
основе данных экспериментов, проделанных, чтобы открыть и объяснить их. 10.
Применить выдвинутую Пиаже концепцию интеллектуального развития к процессу
обучения.
Когнитивное развитие
Пиаже и его последователи чувствовали, что схемы являются основной
ячейкой, необходимой для организации и функционирования человеческого ума Пиаже
(1952), а также Флавел (Flavell, 1963)[1]
дали определение схемы как «связанной, повторяемой последовательности действий,
характеризуемой тем, что ее компонентные действия тесно взаимосвязаны и
подчиняются основному смыслу»[2]. Вэдсворт (Wadsworth, 1989) предлагал представлять себе
схемы как «каталожные» карточки, хранящиеся в определенной последовательности в
мозгу, причем каждая говорит своему хозяину, как определять поступающие в мозг
раздражители и как на них реагировать. У младенца имеется небольшое число маленьких
«каталожных карточек», каждая из которых представляет собой рефлекторную схему,
например схему хватания или сосания. Напротив, взрослые люди обладают множеством
больших «каталожных карточек». Они и должны быть большими, чтобы можно было
следить за жизненным опытом, связанным с каждой схемой и теми уточнениями поведения,
которые, возможно, получаются из некоторых таких опытов[3].
Схемы помогают людям поместить какой-то предмет или какое-то событие в
определенный класс или категорию, принять решение, как действовать по отношению
к этому предмету или как реагировать на это событие. Часто первоначально
необходимый акт состоит в том, чтобы дать название или распознать ситуацию так,
чтобы можно было соответствующим образом прореагировать на нее. Когда вам дают
список бакалейных продуктов и стоимость каждого из них и спрашивают общую
стоимость, то у нас есть схема, позволяющая распознать, что сложение является
здесь подобающим арифметическим действием, а также другая схема, которая
помогает нам выполнить этот процесс сложения и получить решение.
Согласно описанию, данному Пиаже, схемы, по-видимому, совершенно похожи
на порождающие правила или процедурное знание, на утверждения типа «как
сделать» или «если..., то...». Процедурное знание является представлением
«последовательностей действия» в современной теории познания или обработки
информации. Когда Пиаже, чья работа предшествовала появлению современной
теории обработки информации, говорил о развитии мыслительных процессов у
людей, он ссылался на увеличение числа сложности схем, усвоенных данным
человеком. После того как человек овладевал этими схемами, они всегда были в
его распоряжении, чтобы использовать их для действия, распознавания или
реагирования на любой предмет или событие, которое ему или ей встречались[4].
Основное положение теории развития Пиаже состоит в том, что организм
взаимодействует с окружающей средой и такая связь называется адаптацией[5].
При адаптации в среде организм вырабатывает схемы, которые позволяют ему
продолжить функционировать в этой среде.
Сама суть жизни есть продолжающееся и неоднократное взаимодействие между
организмом и окружающей его средой, которое позволяет организму
функционировать.
Пиаже (1952)[6] постулировал наличие двух
механизмов для выполнения адаптации. Первый из них, ассимиляция, — это
процесс, используемый для включения новой информации в существующие схемы,
которые достаточны, чтобы понять ее. Это означает, что, когда кто-то встречает
что-то новое, он или она стараются как-то обращаться с этим новым (т.е. распознать,
что это такое, или как-то реагировать на это), используя существующую схему или
план действия. В результате схема не претерпевает существенного изменения, но
она увеличивается, чтобы включить в себя новый опыт и результат реагирования
на него.
Ассимиляция несколько напоминает бихевиористскую концепцию обобщения стимула,
в которой организм — после того как он научился реагировать на один стимул —
отвечает таким же образом на другие стимулы, которые похожи на первоначальный.
Такая тенденция усиливается, если результат реагирования на новый, но похожий
стимул оказывается удовлетворительным, как и в случае, когда организм реагировал
на первоначальный стимул.
Предположим, что вы преподаете, а учащаяся, которая не выполнила свое
задание, приводит в свое оправдание что-то, о чем вы раньше никогда не слышали.
У вас уже есть схема того, как поступать в случае невыполнения задания, и вы
ассимилируете этот новый опыт в эту схему и реагируете тем, что даете ей
дополнительное задание, как бы вы сделали с любым другим, не выполнившим
задания, независимо от обстоятельств. Вы адаптировались к новой ситуаций, используя
уже имеющийся план, как вести себя в ней. Вы не прибавили себе новой схемы, вы
просто подобрали подходящую схему из имеющихся.
В отличие от ассимиляции, второй адаптивный механизм, постулированный
Пиаже[7], — аккомодация —
представляет собой процесс, используемый для видоизменения существующей схемы с
тем, чтобы суметь понять информацию, которая иначе оказалась бы совершенно непонятной
при существующих схемах. На этот раз человек, приобретающий новый опыт, не
может справиться с ним при помощи существующей схемы — ни одна из них не
подходит для этого достаточно хорошо. Такой человек должен изменить существующую
схему и создать новую с тем, чтобы суметь проявить адаптивную реакцию. Это напоминает
концепцию процесса учения или решения проблем, когда-то, что известно, не работает
в данной ситуации, надо попробовать что-то новое.
Если продолжить ранее приведенную иллюстрацию, где схемы уподоблялись каталожным
карточкам, то аккомодация означает, что человек добавляет новые «каталожные
карточки», находя ближайшую имеющуюся, а затем видоизменяя ее. Если вы только
начали преподавать, то у вас, возможно, нет схемы того, как поступать с
учащимися, которые не выполнили работы, но вы, возможно, вспомните, как решал
эту проблему ваш учитель, а затем модифицируете такой подход, чтобы он
соответствовал вашей теперешней ситуации. Сделав это, вы получите схему того,
как поступать в случае невыполнения задания, и вы, вероятно, сумеете
использовать ее, чтобы ассимилировать такие ситуации в будущем, когда эта
проблема возникнет вновь.
Ассимиляция и аккомодация — это процессы, которые дают людям возможность
расти и постоянно адаптироваться к окружающей их среде. Ассимиляция позволяет
людям лучше использовать те схемы, которые у них имеются, а аккомодация
помогает им изменить свои схемы так, чтобы они соответствовали новым ситуациям.
При ассимиляции ситуация подходит к существующим схемам, а при аккомодации существующие
схемы изменяются или вырабатываются новые схемы, чтобы подходить для данной
ситуации. Согласно Пиаже (1952)[8], игра является примером,
по существу, чистой ассимиляции в том смысле, что что-то делается как обычно,
т.е. как простая повторяющаяся деятельность. Напротив, имитация является
примером существенно чистой аккомодации в том отношении, что человек делает
что-то, чего он не делал никогда раньше, наблюдая и копируя такое действие у кого-то
еще. Все остальные жизненные ситуации оказываются где-то посередине между этими
двумя случаями.
Согласно Пиаже, должен существовать баланс между ассимиляцией и
аккомодацией, так же как он должен быть между человеком и окружающей его
средой. Жизнь не может быть только игрой, потому что тогда не узнаешь ничего
нового. Не может быть она и только имитацией, потому что тогда не будет личности
или стабильности. В жизни должно быть достаточно аккомодации чтобы встречаясь с
новыми ситуациями, адаптироваться к ним, и ассимиляции, чтобы быстро и
эффективно использовать имеющиеся схемы. Другими словами, между этими двумя
процессами должно существовать состояние равновесия, которое в свою очередь
делает возможным состояние равновесия между личностью и окружающей ее средой.
Когда равновесия или баланса нет, надо что-то сделать, чтоб добиться его. Это
«что-то» является либо аккомодацией, либо ассимиляцией в зависимости от
обстоятельств. Реализация этих процессов в попытке восстановить равновесие
называется уравновешиванием, причем оно представляет собой главный источник
мотивации в системе Пиаже[9].
Основой для развития увеличивающейся интеллектуальной способности
ребенка является процесс уравновешивания. По мере того как возникает новый
опыт, у маленького ребенка появляется мотивация развивать новые схемы, чтобы
справляться с ним посредством аккомодации. Как только эти новые схемы будут
развиты, ребенок получает затем мотивацию использовать их посредством
ассимиляции. «Файл с каталожными карточками» постоянно расширяется, причем
каждый новый этап развития закладывает основу для последующего развития,
упорядоченного и постепенного. Поскольку равновесие всегда устанавливается лишь
на мгновение и каждая новая встреча со средой обитания нарушает его, процесс
уравновешивания или стремления достичь равновесия служит в качестве постоянного
мотиватора интеллектуального развития на протяжении всего детства.
Для Пиаже интеллект является сочетанием всех схем, имеющихся у человека.
Эти схемы позволяют человеку поддерживать равновесие между собой и окружающей
средой, с тем, чтобы адаптироваться к ней и справляться с обстоятельствами по
мере того, как они возникают. Интеллект поэтому представляет собой регулирующую
или адаптирующую силу и, как таковой, является результатом ассимиляции и
аккомодации человека в окружающей среде. Более того, для Пиаже интеллект не
представляет собой содержание или объем имеющихся у человека знаний. Скорее он
представляет собой структуру или то, как организовано известное, чтобы его
можно было использовать. Конкретные организационные структуры интеллекта - это
схемы, структуры, образованные в результате ассимиляций и аккомодации. Такой
взгляд на интеллект как на адаптируемость, или способность ориентироваться в
меняющейся окружающей среде, сильно отличается от более привычного взгляда на
него как на либо общие, либо специальные знания человека. Для Пиаже[10]
интеллект больше похож на процедурное знание или знание того, что нужно делать,
чем на декларативное знание или просто знание фактов.
Поскольку интеллект является как результатом, так и основой для ассимиляции
и аккомодации, можно ожидать, что с возрастом он будет значительно меняться. По
мере того, как дети приобретают все больше опыта, они развивают у себя
структуры, или схемы, которые помогают им адаптироваться к окружающей их среде.
Как мы вскоре увидим Пиаже, делит развитие интеллекта на отдельные этапы, причем
на каждом из них встречаются интеллектуальные проблемы в смысле достижения
равновесия.
Для чего используется интеллект или, другими словами, какова его
продукция? Пиаже отвечает на это — операции. Операции представляют собой
системы или координированные серии действий, которые используются для того,
чтобы иметь дело с предметами или событиями. К примеру, идентификация является
операцией, как и арифметическое сложение или классификация. Все действия,
которые люди способны предпринять в рамках систем логики или математики,
составляют операции (Piaget, 1950)[11].
По мере того, как люди взрослеют, их мышление организуется, образуя все лучше и
лучше определенные системы. Взрослея, люди могут выполнять все больше и больше
операций, и эти операции становятся все более сложными.
Каждая из четырех стадий развития, выделенных Пиаже, характеризуется
выполнением какой-то отличительной операции. Пожалуй, лучше других исследована
операция сохранения.
Эта операция представляет собой развитие схемы, позволяющей человеку
осознать или признать, что количество вещества остается одним и тем же даже в
том случае, когда его форма и расположение меняются. Когда ребенок совершает
операцию сохранения, этот ребенок понимает, что количество вещества сохраняется,
или остается одним и тем же, независимо от того, как его делят механически.
Если в каждый из двух стаканов (один высокий, другой низкий) мы нальем
фиксированное количество воды, то количество воды в каждом стакане будет
одинаковым, даже если может показаться, что высокий стакан содержит больше воды
(см. рис.1)[12].
Рис.1
Если мы разложили 10 пуговиц в 1 ряд или в 2 ряда, то общее число
пуговиц будет одинаковым в обоих случаях, даже если может показаться, что при
расположении в 1 ряд пуговиц будет больше (см. рис. 2).
Рисунок 2[13]
Другими словами, ребенок может использовать операцию сохранения, если
способен отделить то, что кажется, от логического осознания того факта, что
количества остаются неизменными независимо от их расположения или размещения.
Это - конкретная операция, поскольку она связана с проведением различия между
тем, что есть, и тем, что кажется, но эта операция также является чрезвычайно
важной, ибо она отражает наличие интеллектуальной структуры, которая дает
возможность думать о количествах и величинах до и после изменения их взаимного
расположения. Для того чтобы быть в состоянии выполнить операцию сохранения,
ребенок должен суметь мысленно обратить операцию, мысленно собрать то, что было
разобрано на части. Как только обратимость достигнута как схема, ею можно
пользоваться снова и снова для решения проблем, связанных с сохранением.
Теория Пиаже[14] - это теория развития,
или теория изменений интеллекта со временем. Как мы увидим, эти изменения представлены
стадиями, через которые проходят дети в своем развитии которые характеризуются
разными адаптациями в зависимости от существующих схем и разработки новых схем.
До того как мы опишем эти стадии, полезно будет рассмотреть четыре фактора,
которые Пиаже (1961)[15] считает способствующими
интеллектуальному развитию.
Страницы: 1, 2, 3
|
|