Проблема детской дезадаптации в социуме
Проблема детской дезадаптации в социуме
План.
1.
Введение.
2.
Понятие
социальной адаптации.
3.
Дезадаптированность
сирот в социуме.
4.
Дезадаптированность
детей с ограниченными возможностями.
5.
Проблемы
адаптации детей в МДОУ.
6.
Заключение.
7.
Литература.
Введение.
Проблема
адаптации детей актуальна на данном этапе развития современного общества. Она
многогранна и рассматривается в литературных источниках с медицинской,
психологической и социальной точек зрения. Вопросы связанные с адаптацией,
изучаются в различных аспектах: определение феномена социальной адаптации,
анализ основных сторон социальной адаптации. В литературе ряд авторов,
рассматривая проблему адаптации, дает ей неоднозначное толкование. Разделяя или
наоборот отождествляя с понятием социализация.
Я попытаюсь в
данной контрольной работе раскрыть причины неадаптированности у социально
незащищенных групп детей: детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот,
т.к. в основном, социальная адаптация у детей, воспитывающихся в обычных
условиях проходит мягче, потому что большую роль играет семья. А также проблемы
адаптации детей в МДОУ, т.к. эта тема для меня актуальна.
1. Понятие социальной
адаптации.
Социально-психическая
дезадаптированность личности выражается в неспособности адаптации
личности к собственным потребностям и притязаниям. Под социальной
неадаптированностью (дезадапатацией) Д. В. Рязанов понимает состояние
затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим
положением. Неадаптированность, по его мнению, проявляется в самых
разнообразных формах.[1] Формы дезадаптации как
процесса, ведущего не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к
усилению трудностей и тех неприятных ситуаций, которые она вызывает, можно
представить в виде факторов, классифицируемых в зависимости от рассматриваемого
уровня проявления. С учетом иерархического подхода к изучению процессов
дезадаптации выделяются следующие уровни:
1.
психосоматический;
2.
когнитивно-эмоциональный;
3.
клинических
синдромов поведения и патология стилей жизни[2].
Дезадаптация рассматривается нами как
состояние затруднения человека при интеграции в социум, сопровождающееся
личностными расстройствами в виде нарушения личностных процессов.
Проблема
социальной адаптации является предметом исследования во многих областях знания,
и каждая наука подходит к ее изучению со своих позиций, что обуславливает
многообразие представлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под
социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с
социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и
ожидания его участников. В настоящее время существует множество подходов к
анализу данного понятия, однако наиболее распространенно выделение трех видов
адаптации:
1.
через
приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду и
изменением себя;
2.
через
преобразование среды;
3.
адаптацию
путем самоустранения или ухода из среды.
Согласно первому
преобладающему представлению адаптация есть приспособление, проявляющееся в
комфортности, согласии и уступчивости по отношению к требованиям ситуации или
окружения. В этом определении существенно то, что адаптация подразумевает изменения
себя, своего Я под воздействием внешних факторов. Следовательно, нужно
соответствовать определенным нормам и ценностям доминирующим в культуре.
Адаптация путем
преобразования среды заключается в модификации или изменении окружения в
соответствии с потребностями индивида. Данная форма адаптации часто носит вид
новаторского полведения и сопровождается созданием новых способов разрешения
проблемных ситуаций, в результате которых появляются новые ценности.
Третий вид
адаптации представляет собой самоустранение и ли уход из среды. Этот путь
актуализируется тогда, когда два предшествующих пути не удалось реализовать в
связи с невозможностью принять ценности окружения как свои, с одной стороны, и
неспособностью изменить или покорить окружающий мир с другой. Крайняя форма
ухода из среды- самоубийство.
Понятие
«Социализация» и «социальная адаптация» тесно связаны, но их нельзя
отождествлять. Социальная адаптация это один из механизмов социализации.
Социализация раскрывает механизм социального становления человека, процесс
усвоения жизненного опыта, а адаптация- активное приспособление к окружающему
миру. Различая эти понятия не следует забывать, что они взаимосвязаны и тесно
переплетаются.
Социальная
адаптация влияет на протекание процесса социализации, ускоряя или замедляя его.
Так, успешная бесконфликтная адаптация, вхождение человека в новый коллектив,
могут способствовать скорейшей социализации. Процесс адаптации идет на
протяжении всей жизни человека. От того насколько успешно он будет происходить
в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности.
2. Дезадаптированность сирот
в социуме.
Начну с того, что
приведу данные из печати: «из 15000 выпускников детских государственных
учреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых,
3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой».[3] 30 % в контакт с
правоохранительными органами вступают из-за своего асоциального поведения, а
8% совершают уголовно наказуемые преступления, 32% - участвовали в уличных
драках, оставшаяся треть – это чья жизнь сложилась относительно благополучно[4].
Дети –сироты –
проблемная группа, т.к. они лишены общения в семье, перенесли жестокое
обращение, а в обычных условиях начальный адаптационный потенциал дает семья:
социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, а иногда
даже психологические характеристики.
Детям приходится
часто менять место жительства, отсюда следует, что у них нет чувства дома. В
15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать
проблему жилья, прописки, образования. К статусу сироты добавляется статус
мигранта, а также статус чужака. Очень тяжело адаптироваться с таким
первоначальным капиталом.
Обычно у
свободного ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа(детский сад),
кружки и секции, родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и
т.д. У ребенка в детском доме кругов общения, конечно, значительно меньше, дети
полностью отгорожены от внешнего мира. Дезадаптированные дети особенно устают
от непрерывного общения на людях, но на практике такой возможности у них нет.
Кроме характера,
воспитания, здоровья на адаптацию сирот влияет наличие родственников и степень
общения с ними. Братьев и сирот разлучают, определяя в разные учебные заведения
из-за возраста, из-за необходимости лечения и т.д.
Дети часто делают
вывод, что лучшая защита, это нападение, иногда им легче ассоциировать себя с
негативной средой. Им негде получить психологическую поддержку в конфликтной
ситуации, они тяжело адаптируются из-за замкнутости гос.учреждения, которое и
является препятствием по жизни. Они практически не могут вспомнить
положительные примеры судеб сирот, а также сложно объяснить, что является
решающим в успешной адаптации.
Ребенок с
неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с
деформированной системой ценностей и опытом общения, не может сразу
адаптироваться, не в состоянии сразу усвоить систему требований и норм, на
основе которых строиться жизнь в приюте. Ребенок- существо деятельное, и
поэтому адаптация его происходит успешнее, если он с первых минут пребывания
поставлен в позицию соучастника, а не просто потребителя.
Важное условие
адаптации – исключение из педагогического обихода жестких и категоричных
требований. Также нужно помочь ребенку восстановить самооценку.
Результаты
исследований показали, что ощущение сиротства сопровождает человека на
протяжении всей жизни. О причинах дезадаптированности детей-сирот можно
говорить долго, но будем надеяться, что реабилитационные центры, программы
разрабатываемые государством принесут пользу и ситуация изменится в лучшую
сторону…
3. Дезадаптированность детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня в связи с
изменением в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с
подготовкой подрастающего поколения к жизни.
Дети с когнитивным
нарушениями –одна из категорий проблемных детей, не всегда имеющая возможность
интегрироваться в общеобразовательную среду. Для них система дополнительного
образования имеет особое значение, т.к единственная возможность войти среду
нормально развивающихся детей.
Наиболее точной
характеристикой этой ситуации являются слова Л.С.Выготского «о социальном
вывихе» ребенка с отклонением «Физический дефект вызывает как бы социальный
вывих, совершенно аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный член- рука
или нога –выходит из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и
сочленения и функционирование органа сопровождается болью и восстановительным
процессом… если психологический телесный недостаток означает социальный вывих,
то педагогически воспитывать такого ребенка- это значит вправит его в жизнь,
как вправляется вывихнутый и больной орган.»[5]
Под социально
-психологической реабилитацией мы понимаем социальную адаптацию, осуществляемую
педагогическими средствами.
Для нормальной
адаптации ребенка важно, чтобы у него формировалась правильная оценка
окружающих и себя, воспитать нравственное отношение к окружающим.
Здесь необходимо
решить две основные задачи: создать условия, которое позволяет каждому ребенку
с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут быть уверенными в себе и
жить в тесном контакте с другими людьми; помочь окружающим- педагогам, членам
семьи, соседям школьникам – принимать, уважать детей с когнитивными
нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и
способности.
Эти основные
задачи можно разделять на более частные:
1.
помощь в
решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая
овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения
(социально-бытовая адаптация);
2.
максимальное
вовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей, имеющих
когнитивные нарушения с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга
общение у детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском
коллективе);
3.
формирование
и удовлетворение культурных запросов детей с проблемами в развитии, расширении
зоны их творческих возможностей, круга интересов;
4.
оказание
эмоциональной и психологической поддержки ребенку с когнитивными нарушениями,
активизация его жизненных сил;
5.
помощь в
определении возможностей и способностей ребенка;
6.
информационная
помощь;
7.
изменение
негативных установок здоровых людей по отношению к детям с ограниченными
возможностями здоровья;
Решение
вышеперечисленных задач является необходимым для социализации ребенка с
когнитивными нарушениями.
Успешность
интеграции детей данной группы зависит не только от характера и степени
имеющихся у них нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны
социального окружения, прежде всего, в той среде, в которую ребенок
интегрируется. Проблема адаптации детей с когнитивными нарушениями требует
разработки новых педагогических технологий.
Проблемы адаптации детей в
МДОУ.
Решила дописать и
эту главу, т.к. она очень для меня актуальна. Моему ребенку 3 года 2 месяца. Мы
решили отправить его в ДОУ, для того чтобы скорректировать минусы домашнего
воспитания. Во-первых, хочу отметить, что на этот период приходится кризис 3
лет. Конечно, малыши 2-2,5 лет легче подчиняются, а вот среди детей постарше
всегда найдется свободолюбивая личность, которая не будет мириться с любыми
ограничениями. Для того чтобы адаптация в социуме у ребенка проходила менее
безболезненно, необходимо ребенка отдавать в садик около 2-3 лет, а наименее
благоприятный возраст для поступления в детский садик это 4 года и промежуток
от 5-6 лет. В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое
изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми,
может привести к неприятным последствиям.
Почему мы решили
отдать ребенка в детский сад:
1.
нет
противопоказаний врачей для посещения МДОУ;
2.
для
развития самостоятельности; (для моего ребенка это убирать за собой);
3.
для
развития логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей
(т.к. обучение в группе проходит легче);
4.
для
того, чтобы он научился общаться в коллективе, взаимодействовать с другими
детьми на основе договоренности, учета общих интересов (т.к. мой сын- единственный
ребенок в семье, эта причина для него одна из важных). В условиях детского
сада исчезает установка «Я-МОЁ», появляется «НАШЕ- ОБЩЕЕ»
5.
избавление
от эгоцентричных установок, обо всем происходящем он судит только со своей
позиции и отрицает все, что не отвечает его интересам.
6.
а также
из-за медико-педагогических преимуществ.
Причины плохой
адаптации детей в МДОУ:
1.
естественное
нежелание ребенка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения;
2.
болезненно
проходящая смена режима и обстановки;
3.
непривычная
пища. На первый взгляд маловажная причина, но она может привести к полному
отказу от пищи, вызывать рвоту и т.д.
4.
неумение
воспитателей заинтересовать и вовлечь в игры и занятия детей;
5.
детское
одиночество, вещь довольно страшная, но распространенная. Дети в этом случае
напоминают улиток, ведут себя обособленно, не имею друзей. Это происходит из-за
того что многие родители, решая материальные, профессиональные, личные и другие
проблемы, предоставляют малыша самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним
вопросами ухода.
6.
травмирующие
обстоятельства, малыша могли обозвать, обидеть, после такого ребенок не хочет
общаться с обидчиками, а порой даже замыкается в себе.
7.
у часто
болеющих детей, которые редко ходят в детский сад мало друзей, дети от этого
страдают.
8.
издержки
домашнего воспитания;
9.
агрессивность
детей. (Вспомнила случай из личного опыта, во время пребывания детском лагере у
меня в отряде был мальчик, очень агрессивный, избивал сверстников и его
поведение нас тревожило. Мы попросили его нарисовать свою семью, так как он ее
представляет. На наше удивление рисунок оказался таким: прямоугольник
-комната, в нем в углу забилась маленькая мышь, Антон сказал, что это он, а
огромный свирепый медведь, нависший над ним это его папа. Мама он изобразил в
виде белки, закрывшей лицо руками. Позже оказалось, что его папа военный,
сильно избивал ребенка. Проблема такого асоциального поведения- насилие в
семье. После того как психологи попытались поговорить с папой, ребенка из
лагеря забрали…)
Таким образом,
существует много причин по которым дети плохо адаптируются в обществе. Мой сын
неделю посещает МДОУ, нет болезненного расставания, я думаю, что благодаря
тому, что мы с раннего возраста убеждали, что садик это «хорошо». Правда, установка
«Я – МОЕ» еще никуда не исчезает, но привыкание ребенка длится 3-4 месяца, так
что время еще есть.
Проблемы
социальной дезадаптированности ребенка имеют различные причины, для того чтобы
адаптация детей проходила менее безболезненно задача родителей- помочь
преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать все возможное, для
позитивного настроя ребенка к МДОУ.
Заключение.
Первые две группы
детей характеризуются подавлением или игнорированием своих побуждений или
потребностей. Самоорганизация их социального поведения будет подчинена
групповым нормам, а не собственным нуждам. Можно прогнозировать трудности
профессионального и жизненного самоопределения.
У детей со
снижением интеллекта, выраженная слабость индивидуального развития компенсируется
стремлением быть включенным в группу, поэтому они чрезмерно открыты для влияния
окружения по причине индивидуальной неразвитости.
Тенденции
адаптации воспитанников школ-интернатов свидетельствуют о трудностях интеграции
в общество. Стремлении к обособлению при подавлении или утверждении своих
потребностей означает обособление в среде своих. Этот вариант непродуктивен для
освоения новых возможностей.
Литература.
1.
Социальная
педагогика: курс лекций /под общ.ред.М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2000.
2.
социальная
педагогика: курс лекций. Учеб.пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений. «Академия» М.-2003
3.
Выготский
Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1996
4.
Рязанова
Д.В. Социальная адаптация школьника. Диссертация кандидата педагогических наук.
М., 1995. с.42
Журналы.
1.
СОЦИС.
И.Б. Назарова «Возможности и условия адаптации сирот» №4, 2004г.
2.
Социальные
исследования. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и
перспективы в условиях рынка. 2003, №10.
3.
Социально-
гуманитарные знания. Н.Н. Иванова. Современные подходы к социальной адаптации и
реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. 2003, №4.
4.
Социальное
обеспечение. З. Масальская. «Реабилитация дезадаптированных детей». №8 2005
[1] Рязанова Д.В. Социальная адаптация школьника. Диссертация кандидата
педагогических наук. М., 1995. с.42
[2]Социально- гуманитарные знания. Н.Н. Иванова. Современные подходы к
социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями
здоровья. 2003, №4. с.309.
[3] СОЦИС. И.Б. Назарова «Возможности и условия адаптации сирот» №4,
2004г. С.70
[4] Социальные исследования. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация
детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. 2003, №10.
[5] Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1996, с.19
|