Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи
Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи
Проблема ценностных
ориентаций студенческой молодежи.
ВВЕДЕНИЕ
1.Ценностные ориентации и их особенности у
студенческой молодежи
2.Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в
современном обществе
3.Особенности динамики ценностных ориентаций в период
реформирования общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ценностных ориентаций студенческой
молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается
неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще,
и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость
в условиях социально — экономической и духовно — культурной трансформации
суперэтнических обществ России и Китая, вызванной ситуации переходного перехода,
сопровождающегося кардинальной переоценкой политических и экономических
ценностей. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности
студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация
прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени,
чем другие слои общества.
Особую значимость здесь приобретают процессы,
захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют
собой ближайшее будущее данных обществ, тем более это важно в отношении потенциальной
интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества,
каковую представляет и себя студенчество. Происходящее в российском и китайском
обществах перемены обуславливают формирование нового ценностного сознания, соединяющего
в себе лучшие культурно — исторические традиции духовности и гуманизма с новым мышлением,
связанным с процессами глобализации, охватившими экономическую, политико — правовую,
информационно — технологическую, культурно — бытовую сферу социальной жизни.
1.Ценностные ориентации и их
особенности у студенческой молодежи
Традиция изучения ценностных ориентаций
общества в целом и его групп в частности выработала за продолжительное время своего
существования множество определений этого важного понятия социологии. Понятие ценностной
ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных
зарубежных и российских ученых. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи
определяются влиянием следующих факторов:
1) возрастно — демографический;
2) амбивалентно — транзитивный;
3) образовательный;
4) дивиантно — деликвитный.
1. Возрастно — демографический фактор[50] формирования
ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным
статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны
общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность
и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.
Студенчество несет в известной мере рудименты и
пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и
обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный
характер.
Символический закон общественной нормы воспринимается
как привносимый извне, — со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших,
взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала
собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести.
Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как
завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед
наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.
Социальный статус студента, имея характер неопределенности
и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса,
связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого
статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и
умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой
ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время
будущий выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценно стных предпочтений так
высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.
Зависимость от общества и государства
вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и
общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою
самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций.
Желание угодить, понравиться, «причесанность» представляет собой вид конформизма,
связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества, и носит
откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы
с экономической независимостью.
Позитивным моментом возрастно —
демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества,
можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания
аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много
свободного места.
2. Амбивалентно — транзитивный фактор[51] обусловлен
двойственно — переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже
сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой
самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое
осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено
никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому
основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный
характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро
утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей
профессиональной деятельности.
Однако, с другой стороны, транзитивность
обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого
духа, что связано с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально —
функциональным и «цеховым» ценностям.
3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым
позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо
специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования,
которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и
которое делает по сути высшее образование высшим. Студенты, обучаясь таким предметам
как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже а процессе
образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, кк известно, вращается
мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с
социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность
и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.
4. Девиантно — делинквентный фактор[53] опосредует
асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация,
кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной
и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив
экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью,
— все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения,
как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность
и т.д.
Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию,
вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым»
обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв студенчества становится
заложником агрессивно — политических, радикальных и откровенно
антиконституционных сил общества. Девиантно — деленквинтная часть студенчества (по
разным подсчетам, примерно 1—5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего
национализма, национал — большевизма (весьма распространенное явление среди студенческой
молодежи Санкт — Петербурга).
Основная проблема ценностной ориентации студенчества
заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное
влияние на их расклад и направленность.
2.Общие тенденции изменения ценностных ориентаций
Проблема общих тенденций изменений ценностных
ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр внимания множества
самых разных социологических исследований. .
Система ценностных ориентаций обладает
определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный
характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются
пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев
ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения
в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.
Само современное общество характеризуется принципиальной
нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного
общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении
многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер,
и починялась законам циклических повторений.
Современной общество является динамической системой
с подвижным, нестабильным центром.
На всем протяжении существования современного общества
сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций —
оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации, и оппозиции
субъективизма и объективизма. Социальный мир представляет собой «социентальную систему»,
которого подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, — смещение одного
элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное равновесие
сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее, дееспособнее ценностная ориентация
социальной функции, тем ближе она к позиции, центрирующей поле социальной
системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше функция отодвинута к
периферии, смещена к ней.
Система ценностных ориентаций разделяется на три
большие группы: 1) «материнские» как материально — экономические; 2) «отцовские»
как духовно — гуманитарные; 3) символически — интерсубъективные как
рациональные.
1) Материально — экономические ценностные ориентации.
Этот вид ценностей распределяется по оси «плановая экономика — рыночная экономика».
Выбор в пользу то или иной группы детерминируется
экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной
группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная
группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной
поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении
экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Эта группа, будучи объектом
опеки со стороны государства, ратует за социально ориентированную экономику.
С другой стороны, экономически активные
субъекты и сообщества, являясь революционно – реформаторской частью общества, уверены
в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов
экономической самостоятельности. Экономическая независимость – основа политической
независимости.
2) Духовно — гуманитарные ценностные
ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно
направленные или политические ценностные ориентации.
3) Рационально — ценностные ориентации основаны
на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов.
Если материально — экономические и гуманитарно — духовные ориентации устанавливаются
субъектом или даются ему на основе социально — общественного опыта как детерминированной
извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально —ценностные
ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов
в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, правда
немыслимой без своего выражения вовне.
Рационально — ценностные ориентации, как и в предыдущих
случаях, делятся на субъективно — рациональные и объективно — рациональные ориентации.
1.Материально — экономические ценностные ориентации
студенческой молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям
— «приватность — социальность» и «материализм — постматериализм».
Поскольку студенчество является экономически
зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно
крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного
сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, студенчество
ратует за социально ориентированную экономику.
Однако «на смену патерналистским и в какой то степени
инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личностных
усилий».
Однако, с другой стороны, студенчество, являясь
революционно – реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития
рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической
самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости
и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за
либерализацию экономики. Несмотря на свою заинтересованность в материальном достатке,
большая часть малообеспеченного студенчества отдает приоритет знаний и образования
перед богатством, надеясь, однако, на возможную адекватность материального вознаграждения
реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. В распределении
ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, — «наблюдается
явное противоречие в жизненных установках студентов». «Близость двух позиций (жизненный
комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости;
но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных
лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики,
в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости,
характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком
связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных,
профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных результатами
аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать и
преемственность и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся
тенденцию».
Остается надеется, что этот дисбаланс связан с
переходными процессами социально — экономического реформирования общества, всегда
связанных с падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания
этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму.
2.Общественно — политические ориентации студенчества,
с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве
как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого
до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм —
правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм».
В соответствии с аристократичностью и
элитарностью образования, а также с готовностью в недалеком будущем стать «отцами»
общества, руководителями высокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного
хозяйства студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной
идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается на
принципах государственности и патриотизма. С другой стороны, традиционной демократизм
студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным
многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность».
Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических
обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается
борьба за «место под солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние
позиции по оси «интернационализм — национализм», привлекая как в ряды ярых
шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом.
3.Духовно — гуманитарные ценностные ориентации
традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные
или политические ценностные ориентации.
Этические ценностные ориентации в контексте
студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность»
и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».
Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан
со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими
тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение
нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства,
«которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим
образом влияет на самоидентификацию молодежи».
С другой стороны, универсальность получаемого образования,
возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие
чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма.
И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров,
традиционная духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой
ценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус студенчества
накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря
которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и напору
массовой культуры». Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом
студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности
студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования
и его специальностью, особенностью и уникальностью.
Страницы: 1, 2
|
|