Природа как средство эстетического воспитания в детском саду
p> Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой
формой организации жизни детей, при которой складываются определенные
взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе
эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и
в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,
обостряют восприятие прекрасного. В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить
полноценное эстетическое развитие ребенка. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания
ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта. Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным
трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях
различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,
стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию
детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты. При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,
что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что
эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она
захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем
здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и
взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом
опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от
этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2. Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую
работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с
одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое
творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к
эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,
восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое
мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие. § 3. Психологические основы эстетического воспитания. Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают
развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и
активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития
происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего
общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,
понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной
деятельности и творческих способностей. При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,
что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что
эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она
захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы
имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и
взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом
опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от
этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания
вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность
эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,
с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,
насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы
окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей
слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на
своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит
чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и
малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет
его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без
всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что
отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:
эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с
тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,
сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,
свободной и в субъекте игры и в ее объекте. Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична
психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и
критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит
ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в
«проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь
тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка
замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от
эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,
привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и
рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей
степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в
творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим
восприятием. К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш
переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он
радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает
все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,
гармоничное от дисгармоничного. Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который
обращает внимание на эстетические объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в
окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет
развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.
Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас
бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к
людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических
переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все
большую сферу, что объем их все ширится. Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной
художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок
одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,
искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка
правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,
«истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,
добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение
ценить прекрасное и доброе в людях»6. В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие
детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем
эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно
тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного
образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному
проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение
произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием
произведения и его выразительно-изобразительными средствами. К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более
сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,
рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более
глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,
доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический
слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам
музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами
придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,
рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как
своих сверстников, так и своим собственным. Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная
отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на
простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и
осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.
Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие
сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические
образы из художественных произведений и используют их в своей речи. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве,
к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей
наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению
литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не
осознаются. Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их
творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются
ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений. Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным
событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций,
поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства,
дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный
отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и
художественных образов. Многие поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам,
например о природе родного края, могут составить содержание лирических
концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз
встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на
занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям
большую радость. Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать
красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические
стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-
выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для
создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания,
эмоциональных ассоциаций. В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального
и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и
совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть,
словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством
воспитателя. ЗНАНИя О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ, ПОЛУчЕННЫЕ НА ПРОГУЛКАХ, ЭКСКУРСИяХ,
УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ ЗАНяТИяХ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ
ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С ПРИРОДОЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГчЕ ОСМЫСЛИТЬ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ, ПОБУЖДАЕТ ВЫРАЗИТЬ
СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. СЛУШАя О НАБЛЮДАЕМЫХ яВЛЕНИяХ ПРИРОДЫ, РЕБЕНОК
СОПОСТАВЛяЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, яРчЕ чУВСТВУЕТ
КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ. Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся
становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием
воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из
цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может
воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в
обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству
и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к
познанию. § 4. Роль природы в эстетическом воспитании. Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения
в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника
красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.
«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных
сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает
окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому
источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений
у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на
человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время
неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».
Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:
«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое
звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских
композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и
других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах
И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -
источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом
художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда
первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Уровень экономического развития общества, общественные отношения
людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные
эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,
наоборот, прекрасное воспринималось искаженно. В античный период древние греки рассматривали прекрасное как
гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался
всеобщим эстетическим свойством ее. Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело
видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди
полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты. В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические
интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе. Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что
соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не
изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется
общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту
природы вносят свой общественно-исторический смысл. В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место
должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику
ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание
любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет
огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для
нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников
патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,
способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения
единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается
лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,
человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях
с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует
постоянного общения с природой. Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с
природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в
большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь
есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь
смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что
отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается
внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.
Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и
оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать
звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут
видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.
Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,
в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких
минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так
разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть
города и селения, расположенные на берегах морей. В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,
наблюдает и красоте которых радуется. В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,
парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:
замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и
распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и
созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,
которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и
зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному
существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему. Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,
научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите
ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте
кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если
он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы
видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение
к другим птицам, к нам самим.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|