Приоритетные формы взаимодействия классного руководителя с родителями
Приоритетные формы взаимодействия классного руководителя с родителями
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный
педагогический университет»
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Приоритетные формы взаимодействия классного
руководителя с родителями
Омск 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Работа классного руководителя с
родителями
1.3 Содержание, формы и методы
совместной работы классного руководителя
с родителями
Глава 2. Практическое изучение
взаимодействия учителя с родителями
2.1 Организация и методы
исследования
2.2 Анализ результатов
исследования
2.3 Методические
рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя
с родителями
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь
организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения
между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии
учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов,
формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором
воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он
непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями, искренне
стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и
с пользой организовать школьную жизнь.
Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает
учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует
коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную
деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая
всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную
работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.
Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников
ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он
располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и
художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о
сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного
руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей
учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.
Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает и
как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.
Классный руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между
обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством,
организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей
деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального
самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов
детства.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия
школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель,
обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень
значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей
учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются
нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за
первенство влияния на детей.
Цель исследования – изучить деятельности классного руководителя.
Объектом исследования является процесс деятельности классного
руководителя.
Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и
основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя (на примере одной из
Омских школ), выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения», выявить уровень удовлетворенности
родителей работой педагогического коллектива.
4. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с
родителями.
Методы исследования – анкетирование, опрос, теоретический анализ.
Глава 1. Работа
классного руководителя с родителями
1.1 Основы педагогического
взаимодействия с родителями школьника
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие
педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития
ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития
ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином
возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:
регулирование физического и эмоционального развития;
влияние на развитие психологического пола; влияние на умственное
развитие;
ознакомление ребенка с социальными нормами;
формирование ценностных ориентаций;
социальная поддержка.
Выполнение этих функций способствуют климат семейных отношений, режим
семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов
семьи.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и
противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот
общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные
целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С
другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем.
Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа
разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих
одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется
квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия
педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника
[11,с.83-84].
Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании
учащихся. Объединить их усилия – значит во многом решить проблему воспитания
подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов
на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них –
условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и
родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и
активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости
учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои
усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся.
Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности
учащихся [13, с.393].
Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно
достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог
должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное
общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или
не дает им проявиться. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной
и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту
информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение
педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно
в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями,
поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Однако взаимодействие с семьями воспитанников складываются по-разному.
Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика
[11, с.84].
1.2 Основные функции деятельности
классного руководителя и способы его общения с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что
индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что
обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем
лучших качеств и свойств[8, с.69].
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного
руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной
субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную
стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности
школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает
родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке
воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель
должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного
представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой [10,
с.26].
Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и
семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой
учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями родителей [10, с.27].
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного
процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых
требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный
руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и
педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей
деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и
проблемами предстоящего года [10, с.27-28].
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет
требования, которые должны обеспечит высокую эффективность
психолого-педагогического просвещения:
1.Вооружение родителей знанием научных основ теории воспитания.
2.Психолого-педагогическое просвещение должно носить опережающий,
предупредительный характер.
3.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться только как
функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с
учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце
учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций.
4.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное
и принимать форму всеобуча родителей.
5.Психолого-педагогическое просвещение должно сочетать теоретическую
подготовку родителей с практической направленностью всех занятий, нацеленностью
всех форм и методов работы на раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение
родителей методам активного воздействия на психику ребенка.
6.Каждое занятие должно сопровождаться ярким, убедительно раскрытым с
психологической и педагогической точки зрения показом методов, средств и
приемов воспитания в той или иной семье, имеющей устойчивые положительные
воспитательные результаты [6, с.68-71].
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция
мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности,
улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности
[10, с.30].
Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание
психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к
каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы
классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи
в решении трудных проблем семейного воспитания.
Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с
общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса,
школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию
входит:
– помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
– коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
– связь с административными и правоохранительными органами;
– участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских
собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на
родителей) [10, с.31-32].
Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию
нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного
процесса.
Что касается основных способов общения родителей и классных
руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие способы взаимодействия:
·
организация
родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
·
организация
работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или
получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
·
использование
средств телекоммуникации и регулярной почты;
·
разработка
домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями
то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский
проект;
·
создание
родительского клубы или центра в школе;
·
проведение
неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
·
уважительное
общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности родителей
[16, с.81].
Таким образом, можно сказать, что в
основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и
мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня
их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически
родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те
родители которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с
глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От
согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса
воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром
психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе
родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения
родителей.
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного
руководителя с родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их
совместной деятельности и общения [7, с.145].
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм
взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей,
включенных во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим
коллективом. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство
воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга,
составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает
трудно провести линию [6, с.82]. Содержание всех форм работы школы с семьей
заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия,
направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого
взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и
педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение
особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье
при затруднениях в воспитании [2, с.64-65].
Страницы: 1, 2
|