Принципы, пути и методы адаптации высшего образования Украины в Европейский простор высшего образования
Принципы, пути и методы адаптации высшего образования Украины в Европейский простор высшего образования
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «Высшее
образование в Украине и Болонский процесс»
На
тему: «Принципы, пути и методы адаптации высшего образования Украины в
Европейский простор высшего образования»
Введение
Современное демократическое
развитие сообщества европейских стран неотъемлемо связано с индивидуальным развитием
каждого человека, его самореализацией в этом мире, что требует гармонизации
систем высшего образования и повышения качества подготовки специалистов.
Определяющие свойства
Европейского высшего образования - это качество подготовки и конкурентоспособность
высших учебных заведений Европы, взаимодействие государств и высших учебных
заведений, совместимость структуры образования и квалификаций на двухступенчатом
и последипломном уровнях.
Участие высшего образования
передовых стран Европы в Болонском процессе должно быть направлено только на
его развитие и приобретение новых качественных показателей, а не на потерю
лучших традиций, снижение национальных стандартов качества.
На протяжении 1995-2005 г.
Министерство образования и науки Украины осуществило ряд масштабных мероприятий
по созданию новой нормативно-правовой базы национального высшего образования
Украины. Принятый комплекс нормативно-правовых документов прошел апробацию на
международном уровне и на сегодня определяет идеологию усовершенствования всей
образовательной системы Украины.
1. Проблемные вопросы
в системе высшего образования Украины
Фактически Украина внедрила ступенчатую подготовку
раньше многих стран Европы, но при этом не решила важные структурные проблемы,
которые остались от прежней централизованной экономики, и те, которые возникли
в период независимости государства в связи с особенностями переходного периода.
К указанным структурным
проблемам относится несогласованность образовательно-квалификационных уровней
бакалавра и магистра с требованием работодателей, чрезмерное количество
специальностей и специализаций, их распределение среди высших учебных заведений
и др.
В результате этого
возникают существенные отличия как по форме, так и по содержанию системы
высшего образования Украины по сравнению с лучшими европейскими моделями.
Проблемы и препятствия,
которые тормозят высшие образование в Украине, следующие [1]:
1. в Украине существует излишнее и недостаточно
сбалансированное с потребностями общества и рынком труда количество направлений
(79) и специальностей (584), по которым готовят специалистов с высшим
образованием. В мировой же практике их, как минимум, вдвое меньше, они
укрупнены и более универсальны;
2. в обществе уровень
бакалавра имеет недостаточное признание, недостаточную востребованность
отечественной экономикой из-за неопределенности его места на рынке труда,
поэтому в высшее учебное заведение студентов преимущественно принимают на
специальность, а не на направление, представляющее бакалаврат;
3. существует угрожающая
тенденция ухудшения качества высшего образования, нарастающая во времени;
4. не уменьшается разрыв
между работниками образования и работодателями, между сферой образования и
рынком труда;
5. имеет место неоправданная путаница в понимании
функций специалиста и магистра. С одной стороны программы подготовки
специалистов и магистров близки между собой, они эквивалентны по своему
образовательному статусу, а с другой они аккредитуются по разным уровням: третьему
и четвертому;
6. сектор высшего
образования не берет на себя роль лидера в проведении передовых научных
исследований в учебных заведениях, которые представляют собой основу элитной
университетской подготовки. Это приводит к второстепенности университетской
науки, как в системе государственных приоритетов, так и в принципах ее
финансирования, что не соответствует мировой практике;
7. неадекватно к
требованиям общества в специалистах с высшим образованием действуют такие
распространенные учебные заведения как техникумы, колледжи и высшие
профессионально-технические училища, которые на заре независимости Украины были
искусственно отнесены к системе высшего образования. В результате
образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста не соответствует
минимальным требованиям, принятым в мире стандартам качества и нормам высшего
образования и не согласовывается с общеевропейской ступенчатой системой.
Подготовка же бакалавра в заведениях II уровня аккредитации, - колледжах, - не
соответствует основным требованиям к фундаментальной составляющей базового
высшего образования, которую могут осуществлять лишь заведения III-IV уровня
аккредитации с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом
и развитой наукой;
8. отошла в прошлое когда
- то хорошо организованная для централизованной экономики система повышения
квалификации и переподготовки кадров. Новой же системы, удовлетворяющей
потребности рыночной экономики в Украине не создано. Поэтому очень важный
общеевропейский принцип «образования в течение жизни» пока что в условиях
Украины не может быть реализован в полной мере;
9. уровень автономии
высших учебных заведений во многих вопросах значительно ниже
среднеевропейского, в частности, в вопросах финансовой самостоятельности,
структуры и объемов подготовки специалистов высшего образования и т.п.
Эти и иные препятствия
ухудшают систему высшего образования Украины, ухудшают мобильность студентов,
преподавателей и ученых Украины в границах европейского простора образования и
рынка труда.
2. Адаптация высшего
образования Украины к Европейскому высшему образованию
Отметим, что Болонская
декларация - это не элитный клуб. Присоединение Украины к этому процессу еще
вовсе не означает, что нашу страну тотчас признает европейский образовательный
"дом". До 2010 года ведомство С. Николаенко должно выполнить все требования соглашения. Соседи-европейцы
предлагают перейти на двухступенчатую модель получения образования: не менее
3-х лет студенты будут учится на бакалавра, и дополнительно 2 года посвятят
получению степени магистра. Хотя, по словам главы МОН Станислава Николаенко,
насущной необходимости в том, чтобы готовить магистров изо всех, кто поступил в
вуз, нет.
Также, по словам министра, при
переходе к болонским стандартам произойдет серьезная ревизия учебных заведений.
- Без очищения образовательного поля
от псевдовузов невозможно говорить о продвижении национального высшего
образования на европейском рынке труда. Более того, от низкого качества
образовательных услуг страдают наша экономика и все мы, - объяснил ситуацию С.Николаенко.
- Присоединение Украины к Болонскому процессу решает две важные задачи.
Во-первых, мы должны работать на уровне европейских требований; во-вторых,
таким образом мы гарантируем высокий уровень качества образования.
К вступлению в Болонский процесс Украина готовилась давно. Так, в этом
году на европейские кредиты и модули перешли уже 130 наших вузов. И если раньше
во многих учебных заведениях эта система внедрялась в качестве эксперимента, то
уже в ближайшем будущем к ней прибегнут почти все вузы страны.
Согласно европейским стандартам, отечественные высшие заведения должны
будут использовать 100-балльную шкалу оценки знаний. Качество усвоенного
студентами материала будет определяться двумя составляющими - работой в течение
семестра и экзаменационной оценкой. Проще говоря, 40 баллов студент
зарабатывает за посещение лекций, работу на семинарах и прочее, а 60 баллов ему
ставит экзаменатор.
По своей сути Болонский процесс - не просто кредиты и модули. Это новая
для Украины концепция организации учебного процесса, новые технологии получения
знаний. Чтобы всего этого добиться, нужно привести систему украинского
образования к единым европейским стандартам. Ведь мы хотим быть понятными
Европе[2].
Условия внедрения мировых стандартов и их планируемые преимущества для
более наглядного восприятия представлены на диаграммах (рис.1), (рис.2).
Рис.1. Основные требования к системе
высшего образования
Рис.2. Ожидаемые преимущества
Среди преимуществ, обеспечивающих интеграцию системы высшего образования
в Зону европейского образования, специалисты в первую очередь называют
мобильность учащихся, персонала и выпускников, и одним из положений является
устранение требований к национальности и другие препятствия и препоны для
академической карьеры в Европе.
Одним из преимуществ кредитно-модульной системы, специалисты называют ее
демократичность. У слушателей появится возможность выбирать дисциплины для
изучения по своему усмотрению. Такая свобода имеет и обратную сторону. Одни
студенты из-за недостатка самодисциплины бросают учиться через два - три года.
Другие - тянут лямку десятилетиями. И продолжают учиться всю жизнь. Никто не
отчисляет прогульщика за несданную сессию. Тем более, что сессий здесь нет, как
и привычных нам первого - пятого курсов. Зато из тех, кто остался, выходят
специалисты, которые точно знают, зачем им нужен диплом[3].
Для адаптации системы
организации учебного процесса Университетов Украины к европейской системы
кредитного взаимопризнания провелись масштабные мероприятия.
Во-первых, на
законодательном уровне изменения в нормативно-методические документы: пересмотр
перечня направлений и специальностей. Дополнения к дипломам о высшем
образовании, Стандарты высшего образования, Положения об организации учебного
процесса с учетом кредитно-модульной системы и др.
Во-вторых, осуществлен ряд
организационных мероприятий по изменению в системе менеджмента университетов: предусмотрены
менеджеры и тьютеры (кураторы - разработчики учебных модулей), происходит
заключение межуниверситетских соглашений, информационное обеспечение
академической мобильности и т.д.
Сейчас создан институт
кураторов (разработчиков) учебных модулей, создаются информационные ресурсы для
обеспечения информационной мобильности студентов – информационно-справочные
сайты, базы данных, содержащие учебные планы и другую информацию об учебном
процессе. Происходит межуниверситетское и международное взаимопризнание учебных
модулей и дополнений к диплому, внедряется соответствующая система оценивания.
В-третьих, активизируется
процесс внедрения системы кредитов в систему образования Украины, что требует
адаптации существующих учебных программ и планов в соответствии с требованиями ECTS, создания накопительно - зачетной кредитной системы из
большого количества существующих в Украине специальностей, разработки
согласованных содержательных модулей.
Кредитно-модульную систему
в Украине рассматривают не только в качестве основы всех звеньев высшего
образования: базового, полного, последипломного, переподготовки и повышения
квалификации, в том числе в системе дистанционного обучения, но как и новую
технологию организации учебного процесса, направленную на повышение качества
высшего образования.
Вывод
Среди результатов адаптации высшего образования Украины к Европейскому,
специалисты в первую очередь называют мобильность учащихся, персонала и
выпускников, устранение требований к национальности и другие препятствия и
препоны для академической карьеры в Европе.
Одним из преимуществ
кредитно-модульной системы, специалисты называют ее демократичность. У
слушателей появится возможность выбирать дисциплины для изучения по своему
усмотрению.
Интеграция Украины в Европейскую
систему высшего образования требует взвешенности и прагматизма. Особенное
внимание следует акцентировать на обеспечение привлекательности последующей
деятельности выпускников в пределах Украины, создание достойных условий труда и
оплаты работы. Стимулирование молодых специалистов, ориентирование научного
потенциала на реализацию своих планов в отечественных условиях, должно стать
приоритетным направлением государственной политики в целом и
воспитательно-педагогическим компонентом образования, в частности.
Использованная литература
:
1. М.З. Згуровський. Стан та завдання
вищої освіти України в контексті Болонського процесу. Київ. „Політехніка”, 2004р.-70с.
2. http://www.tovarish.com.ua/news/Obschestvo/09-06-2005/Evropa_zna.html
3. http://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2005n3/p70-76.htm
|