бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Принцип динамического баланса как методологическая основа научного познания бесплатно рефераты

Принцип динамического баланса как методологическая основа научного познания

Принцип динамического баланса как методологическая основа научного познания

П.В.Скулов, Физический факультет БГПУ

В свое время замечательный учитель Василий Александрович Сухомлинский говорил: "Ум воспитывается умом, совесть совестью, патриотизм действенным служением Родине"[7, с.17]. Продолжим мысль и предположим, что духовность и культура воспитывается духовностью и культурой, и никак иначе. Следуя этой мысли, можно сделать вывод, что в здоровом человеческом обществе должны быть учителя, которые были бы умными, воспитанными, всесторонне гармонично развитыми, обладали высокой моралью, желанием и умением донести это до учащихся.

Целью нашей научной и практической преподавательской деятельности является создание обстановки, способствующей становлению такого учителя.

То, что такой учитель нужен, не единичное мнение. В качестве подтверждения приведу несколько высказываний известных педагогов – дидактов.

Л.Я.Зорина пишет: "До сих пор остается загадкой, почему одних учителей слушают и понимают, а других нет, даже если педагог знает свой предмет и владеет методикой его преподавания" [2, с.8].

М.Н.Скаткин.: "В действительности бывают учителя, хотя и владеющие техникой преподавания, но работающие неинтересно"[1, с.312]. Такое отношение, подчеркивает автор, не приносит удовлетворения от учебных занятий ни учащимся, ни учителю, а эффективность обучения невысока.

А.К.Маркова.: "Взрослые зачастую недооценивают наблюдательность и здравый смысл детей. Между тем дети прекрасно понимают, как относится к своему делу тот или иной взрослый. И если, например, учитель внутренне далек от преподаваемого предмета, не любит его, не интересуется им, то учащиеся обязательно почувствуют это и могут прийти в результате общения с таким учителем к вполне рациональному выводу о том, что данный предмет как таковой лишен всякого интереса"[5, с.172].

Основной вывод, который можно сделать: эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения учителя к своей профессии.

Но в процессе воспитания такого учителя возникает вопрос, а каково ему в современных условиях? Как чувствует себя человек, который призывает нас обратиться к совести, запрещает лгать, живет "давно устаревшими понятиями"? Решая эту проблему, мы стремились к тому, чтобы такой человек не остался в стороне от происходящих событий, как пережиток прошлого, а был их активным участником. Для этого, на наш взгляд, просто обладать культурой и духовностью недостаточно, необходимо еще обладать системными, концептуальными знаниями, иметь целостное представление и понимание протекающих в природе и обществе процессов.

Разрабатывая новую образовательную концепцию, мы выдвинули гипотезу, что существует единый дискретный процесс производства и приобретения знаний. Незнание законов протекания данного процесса, отсутствие культуры производства и приобретения знаний приводит к стрессовому способу общения, который, по сути, лишен смысла, ведет к истощению и деградации взаимодействующих сторон и системы в целом.

Основой, фундаментом такой культуры, философской основой мировоззрения нами сформулирован принцип динамического баланса вообще, и в педагогике в частности. На наш взгляд, это основополагающий принцип устройства природы и общества.

Применяя данный принцип, можно в должной мере, гармонично сочетать различные компоненты педагогического процесса, учитывая интересы участвующих сторон. Компонентов, из которых состоит учебный процесс, очень много. Среди них есть такие, которые являются своего рода противоположностями и при значительном дисбалансе могут вызывать конфликты и напряженность системы. Например:

– внутренние и внешние мотивы деятельности,

– способности учащихся и требования учителя,

– субъективные желания и объективные возможности,

– познавательные интересы и требования образовательных программ,

– аналитическая и синтетическая деятельность,

– чувственное и логическое в познании,

– психические процессы напряжения и релаксации,

– идеи развития, заложенные природой и созданные обществом,

– приобретение, усвоение знаний и выработка нового знания, его производство.

И многое, многое другое.

Рассмотрим более подробно последнее из приведенных сочетаний, наиболее сложное, на наш взгляд. Необходимо знать и помнить, что существует закон, который мы иногда не учитываем. Дело в том, что любое получаемое знание переводится на язык собственных мыслей, происходит оценка знания, его встраивание в ту внутреннюю идею, по которой развивается человек, о чем в свое время писал К.Д.Ушинский, и указывал на тот факт, что каждый человек живет по своей уникальной внутренней идее. И задача учителя помочь раскрыть ценности получаемого знания, помочь испытать при этом положительные эмоции. Мы считаем, что тот, кто познал эти ценности и получил при этом сильные положительные эмоции, будет относиться к ним уважительно, как к части своей личности, и будет сопротивляться всему тому, что будет их разрушать, – это является одним из главных показателей наличия духовности и культуры. В противном случае, если всего этого не происходит по разным причинам (нехватка времени на усвоение знаний и их осмысление, непонимание терминов, которыми представлено знание и т.д.), то после некоторого сопротивления информационному натиску развитие личности затормаживается, внутренний мир человека начинает деформироваться, и впоследствии негативно трансформироваться. Возможны крайние проявления: постоянный стресс, размывание и подмена стержневой идеи, осуществляющей информационноэнергетическую поддержку личности. О духовности и культуре в таком случае говорить не приходится. Возможно, каждый индивидуум интуитивно это понимает, т.к. в той или иной мере является свидетелем и участником этого процесса.

Поэтому мы в процессе организации и осуществления учебного процесса стараемся в первую очередь думать не о том, как с помощью всевозможных педтехнологий, которых сейчас существует огромное количество, психотехник, гипнозов, экстрасенсорного воздействия сообщить студенту максимум знаний, не думая, какое влияние они на него оказывают, а заботиться в первую очередь о том, чтобы на основе принципа динамического баланса создавать условия для гармоничного их развития.

Существует не единичное мнение, что в настоящее время необходим переход от парадигмы трансляции знаний к парадигме выращивания способностей человека [6, с. 370]. Однако, прослеживая историю развития педагогической науки, можно сделать вывод, что такое стремление существовало всегда. Еще П.Ф. Каптерев, замечательный русский педагог, указывал на существование мало совместимых сторон учебного процесса и говорил о том, что учителю необходимо решать сложнейшую проблему, одновременно организовывать усвоение определенной суммы знаний и создавать условия для творческого саморазвития организма [4, с.350-358]. Кто соприкасался с данной проблемой, понимает, о чем идет речь, какова ее сложность. Поэтому, на наш взгляд, будущему учителю важно обладать системным видением, знать:

– из каких компонентов состоит учебный процесс,

– какие факторы влияют на эффективность его протекания,

– какие задачи предстоит решать учителю.

А их, как известно, очень и очень много.

Возникает естественный вопрос: а как достичь гармонии, как применить принцип динамического баланса на практике? Коротко можно сказать следующее: учитель должен обладать концептуальными, системными знаниями, и, как это не покажется странным, уметь не только понимать, но и чувствовать меру баланса, гармонию, красоту.

Что движет человеком? Одной из фундаментальных потребностей человека является стремление человека к творческой деятельности. Творчество мы рассматриваем как связующую нить с Вселенной. Творчество как соучастие в деле созидания гармонии, порядка. Потребность в творчестве порождает познавательный интерес, который также является внутренней потребностью. Качество творческого процесса характеризуется способностью субъекта, его осуществляющего, обладать чувством прекрасного, умением созидать красоту.

Что такое красота? Красота – это обязательно открытие, это обязательно новое полезное знание, дающее человеку надежду на повышение эффективности планирования своего развития, вытекающего из оптимального сочетания внутренних и внешних мотивов, в результате получение удовольствия от переживания чувства радости, уверенности и защищенности, цельности и самостоятельности своей личности. Обладание чувством прекрасного является свидетельством творческого начала в человеке. О таком чувстве известный физик В. Гейзенберг сказал: "проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана". Мечта каждого – обладать таким чувством, и многие педагоги с успехом его развивают, однако этого недостаточно. К сожалению, современная наука и практика никак или очень слабо ориентированы на развитие способностей детей с радостью и удовольствием усваивать культуру общества [5, с.171].

Как известно, существует учение-усвоение и учение-открытие. В первом случае истина дана, и нет необходимости ее искать. Во втором случае учение-открытие означает, что "собственная мысль начинается с вопроса как проявления дефицита понимания мира и заканчивается вдохновляющим озарением понимания, когда на краткий миг, вдруг весь мир становится ясным. Позже человек понимает, что ничего особенного в открытом знании нет, возможно, он и раньше это знал, но в памяти остаются чувства, радость, восторг понимания. В этом и заключается отличие познания через собственные мысли, которые открывают новое лично для каждого, объединяя в ясное целое разрозненные факты" [4, с. 87].

Следуя принципу природосообразности, можно поучиться у природы и у себя. Как устроен человек, его психика? Известный математик Ж. Адамар говорил: "Среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно, но потому они и не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны; только некоторые являются гармоничными и потому одновременно красивыми и полезными; они способны возбудить нашу специальную геометрическую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и таким образом даст им возможность стать осознанными"

Осмысливая сказанное, можно предположить, что сознание высвечивает, или можно даже сказать так, сверхсознание помещает в сознание только красивые, а потому одновременно полезные комбинации развития, деятельности. Я не знаю, насколько эта цитата точно передает механизмы мыслительной деятельности, но что-то в этом есть.

Иногда мы по незнанию, непониманию устройства мира, в котором живем, ломаем защитные механизмы психики безмерным информационным воздействием, приводя человека к абсолютному хаосу в мыслях, как мы называем, информационно-экологической катастрофе личности.

Часто в практической деятельности мы замечаем, что тот или иной человек либо чувствует баланс, красоту, либо нет. А потому мы считаем, что это чувство необходимо развивать.

Мы пришли к выводу, что учитель призван быть центром духовности и культуры. Выяснили, что он не тормозит процесс производства духовных и материальных благ, процесс самодвижения энергии и материи, а регулирует его в соответствии с незыблемыми законами природы, не давая ему выйти за определенные рамки, и не давая ему наносить вред человеку и природе. Что возможно сделать практически в этом направлении?

В первую очередь необходимо понимать, что учитель должен быть гармонично развит. Как говорил выдающийся физик Л. Ландау, "если физика не раскрывает красоту природы, шорох листьев и краски заката, то это какая-то усеченная физика, я в нее не верю".

Приведем несколько примеров практической реализации полученных выводов. Направленность дипломных работ, выполняемых студентами, отличается большим разнообразием. Например, уже который год студенты с удовольствием пишут дипломные работы на темы осуществления межпредметных связей в учебном процессе, разработки нестандартных уроков, развития познавательных интересов школьников, и многое другое.

Физика и литература, искусство, история, биология, география, психология, философия, экология - все должно интересовать учителя. Представьте учителя физики, который приходит на урок и читает стихи про устройство атома, рассказывает историю, в которой проходили те или иные открытия; рассказывая о производстве электроэнергии, говорит о географии того края, где находится электростанция. Он знает все. Он владеет культурой в целом, он интересен.

Уже традицией являются семинары, на которых проигрываются фрагменты уроков, где студенты учатся оптимально, в соответствии с принципом динамического баланса, сочетать индивидуальные и групповые формы работы, лекцию и беседу, самостоятельную работу и работу под руководством учителя, и т.д., учатся владеть культурой речи и поведения, решая важнейшую задачу самореализации личности.

Очень много существует приемов, которые способствуют тому, чтобы студент постепенно из транслятора знаний превращался в носителя духовности и культуры. Такой подход возможно осуществлять при организации любой деятельности. Например, на занятиях обучения решению физических задач:

1.Трансляция знаний. Учитель сообщает условие задачи: Если, держа на ладони кирпич, ударить по нему молотком, то рука, держащая кирпич, не ощущает боли от ударов молотка. Почему?

2. Воспитание культуры. А теперь представьте, учитель рассказывает: В детстве самым радостным событием для нашей семьи были моменты, когда в гости приходил дедушка. Мой дед был печником, самым уважаемым человеком во всей округе. Уважали люди его за то, что он был мастером высочайшего класса и человеком очень порядочным и ответственным, никогда не позволявшим себе грубого слова. Самым страшным ругательством для него было: У, ясное море. Печи у деда были такие, что хватало одной охапки дров для того, чтобы в доме было тепло целые сутки. Мастер он был необычайный, хоть и окончил всего 3 класса. Запомнились большие дедовы руки. Помню, как в одну руку он брал кирпич, ударял по нему всего один раз молотком, и откалывал от него кусок нужного размера. Можно было брать линейку и измерять - ошибки не было. и т.д. Сейчас я покажу, как это делается. Учитель берет кирпич и разбивает его у всех на виду. Далее идет постановка вопроса , имеющего дидактическую направленность.

Какие задачи в этом случае решает учитель? Только ли обучающие? Воспитывающие? Как и что он воспитывает? Есть над чем подумать, но одно ясно, что воспитание в этом случае – это не чтение морали, а приобщение личным примером к человеческой культуре. У нас много подобных задач-рассказов. И о войне, и о мире, о природе и о детстве, о стране, о море и о небе, о селе и городе. Но все они об одном – о любви, о мечте, о красоте. В проводимом научном исследовании одной из основных гипотез, которую мы хотим доказать, является то, что важнейшую роль в повышении эффективности обучения как физике, так и другим наукам, играет желание и умение учителя задействовать в учебном процессе свой богатый духовный внутренний мир.

Подведем итоги. Что дает концепция обучения, которую мы разрабатываем, каков результат применения принципа динамического баланса в педагогике, дидактике и частных методиках? Это:

1) Целостное восприятие действительности.

2) Более четкое прослеживание причинно-следственных связей рассматриваемых проблем.

3) Широкое понимание задач, которые предстоит решать учителю.

4) Новое восприятие окружающей действительности, таких понятий как творчество, счастье, красота, и др.

5) Возможность организовать целенаправленное воспитание духовности и культуры.

В завершение отметим, что в настоящее время очень важно воспитывать такого учителя, который будет не только выполнять транслирующую функцию в процессе циркуляции знаний, но одновременно являться носителем духовности и культуры; при этом не менее важно защищать и поддерживать его на государственном уровне.

Список литературы

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики. Учеб. Пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. Школ и в качестве учеб. Пособия по спецкурсу для студентов пед. Ин-ов/ Под ред. М.Н.Скаткина. 2 изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение,1982.319 с.

Зорина Л.Я Слово учителя в учебном процессе // Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; 3.-М.: Знание, 1984. 80 с.

Зюзько М.В. 5 шагов к себе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1992. 173 с.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/.Под ред. А.Н.Арсеньева.-М.: Педагогика, 1982.-704 с.

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов.-М.: Просвещение,1990.191 с.

Ребенок в мире культуры / Под общей редакцией д.п.н., профессора Р.М.Чумичевой. -Ставрополь,: Ставропольсервисшкола,1998.558 с.

Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. И авт. Вступит. Очерков С.Соловейчик.-6-е изд.- М.: Политиздат,1988.-270 с.