Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку
Вывод
В ходе решения
поставленных нами задач мы пришли к следующим выводам:
·
в процессе
формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность
обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а
также формированию учебной группы и личности отдельно;
·
следует представлять сложные
грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии;
·
упражнения должны быть доступными,
увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес
и мотивацию у учащихся;
·
следует учитывать сочетание
фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый учащийся задействован
на уроке.
·
При формировании грамматических
навыков английского языка в младшей школе целесообразно использовать символы и
схемы- опоры при изучении грамматических времен, а так же порядка слов в
предложении.
Глава 2. Применение
символов при формировании грамматических навыков у младших школьников на
начальном этапе обучения
2.1 Методика проведения
опытно-исследовательской работы
Базой исследования
явилась школа №1241 города Москвы Центрального Административного округа. В
исследовании принимали участия учащиеся 3 «А» класса.
Целью исследования было
на практике убедиться в том, что символы эффективно влияют на формирование грамматических
навыков у младших школьников. В ходе проведения опытно- исследовательской
работы предстояло решить следующие задачи:
1) изучение уровня сформированности
грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса;
2) разработка системы упражнений с
использованием и символов с целью повышения уровня сформированности
грамматических навыков и реализация ее на практике;
3) анализ результатов опытно-исследовательской
работы и подведение итогов;
Основным методом
исследования выступил метод эксперимента, состоящий из трех этапов:
констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этапов
применялись частные методы, в том числе эмпирические:
·
тестирование;
·
наблюдение;
·
изучение
продуктов деятельности учащихся;
·
изучение школьной
документации.
Математически-статические:
·
метод регистрации
данных (таблицы)
Графические (диаграммы).
Всего было проведено 12
уроков английского языка, на каждом из которых были использованы и символы. Все
эти уроки были направлены на формирование и совершенствование грамматических
навыков.
2.2 Диагностика уровня сформированности
грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса
Диагностика
сформированности грамматических навыков проводилась в ходе констатирующего этапа
опытно-исследовательской работы.
В связи с тем, что
упражнения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников,
был подобран тест, состоящий из 2 заданий: 3 вопроса, на которые нужно было
дать краткий утвердительный ответ и 5 предложений, в которых нужно было выбрать
правильный ответ (см. Приложение №1). Проверялись следующие грамматические
темы: глагол в Present
Simple в 3 л. ед. числе; модальный глагол can; to be в Present Simple и Past Simple.
В зависимости от качества
выполнения теста были выделены три уровня сформированности
грамматических навыков:
Низкий - учащиеся не
справились с выполнением заданий, допустили максимум ошибок, не написали ответы
на вопросы.
Средний - учащиеся
допустили минимум ошибок, дали правильные краткие ответы к вопросам.
Высокий - учащиеся не
допустили ошибок, дали правильные ответы на вопросы.
В ходе обработки
полученных данных на основе показателей сформированности грамматических навыков
у учащихся были выявлены следующие уровни:
|
Фамилия, имя учащегося
|
Уровни сформированности грамматических навыков
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
1
|
Войнич Артур
|
+
|
|
|
2
|
Вовченко Ксения
|
|
|
+
|
3
|
Вольная Елизавета
|
|
+
|
|
4
|
Колеса Анна
|
+
|
|
|
5
|
Разина Софья
|
|
|
+
|
6
|
Реунин Георгий
|
|
+
|
|
7
|
Цой Александр
|
|
|
+
|
8
|
Цымбалова Мария
|
|
+
|
|
Данные по выявлению
уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса также
отражены в диаграмме. (см. Приложение №2)
Из приведенных выше
данных видно, что на констатирующем этапе из восьми учащихся двое имели низкий
уровень сформированности грамматических навыков, трое - средний уровень, трое
учащихся – высокий уровень.
Исходя из полученных
данных и анализа трудностей, которые испытывали учащиеся при выполнении данных
заданий, была спланирована дальнейшая работа, предполагающая применение символов
для формирования новых грамматических навыков и совершенствования уже
сформированных.
2.3 Описание хода
проведения опытно-исследовательской работы
На формирующем этапе
исследования было разработано и проведено 8 уроков, в течение которых при
формировании грамматических навыков использовались символы, что по нашему
мнению должно было способствовать совершенствованию этих навыков и преодолению
трудностей английской грамматики, связанных с порядком слов английского
предложения; временами английского глагола и употреблением модального глагола.
В этой связи была
разработана система упражнений, которые были направлены на решение следующих
задач: избежать излишней терминологии; чередовать формы работы, которые бы
вызывали активность всех учащихся; сделать процесс обучения грамматике интересным,
познавательным. При этом учитывались следующие требования: уровень сложности
заданий находился в зоне ближайшего развития учащихся; данные задания были
посильны всем учащимся; задания были связаны с темой урока.
На уроках учитель
постепенно вводил символы, которыми заменялись члены предложений. Сначала
учитель объяснял, что каждый символ означает, и какие слова он может заменить.
Для закрепления материала предлагалось представить предложения в виде модели.
Когда значения символов были усвоены, задания изменились – теперь надо было
составить предложения по заданным моделям.
На
первом уроке учитель предложил детям рассказать о себе и своем друге, используя
модели:
Данное
задание показало, что детям легко с ним справиться, потому что, во-первых, у
них есть план, а во-вторых, слабым ученикам легче запомнить порядок слов в
предложении.
На
последующих уроках закреплялось использование времени Present Simple, сравнивая и запоминая модели-схемы:
I live in Moscow. He lives in Kiev.
Дети
легко справлялись с предложенными заданиями. Они проявляли интерес и активность
(см. Приложение №5)
При
помощи схем развивались навыки монологической речи (см. Приложение №6)
На
следующем уроке учащиеся выполняли аналогичные задания, пользуясь помощью
учителя. Затем, на последующих уроках задания выполнялись учениками
самостоятельно.
На уроках английского
языка мы предлагали ученикам представить грамматический материал в виде схемы.
Пользоваться грамматическими таблицами, помещенными в учебниках и справочниках,
разрешалось лишь тогда, когда вся работа по составлению грамматических схем
проделана самими учащимися. Часто для некоторых членов предложения ребята придумывали
символы или даже рисунки, облегчающие восприятие грамматических времен.
2.4 Анализ и описание
достигнутых результатов
Для закрепления
грамматического материала данные схемы очень помогали учащимся, а необычные
символы способствовали лучшему его усвоению. Так, по началу учащиеся
пользовались схемами-опорами и символами для выполнения упражнений (см
Приложение №3), а после 2 уроков необходимость в этом отпала. Это было выяснено
путем проведения пятиминутного теста, с которым справились все ученики (см
Приложение №4) данным тестом проверялись следующие грамматические темы: глагол в present simple, в 3 ед. числе; модальный глагол can, to be в Present simple и Past simple.
Из проведённой работы
видна положительная динамика: детей с низким уровнем сформированности
грамматических навыков не осталось. Число детей с высоким уровнем
сформированности грамматических навыков увеличилось на одного учащегося. Они
удачно справились со всеми предложенными им заданиями. Четверо детей показали
средний уровень сформированности грамматических навыков. Таким образом, у
большинства детей повысился уровень сформированности грамматических навыков на
английском языке.
|
Фамилия, имя учащегося
|
Уровни сформированности грамматических навыков
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
1
|
Войнич Артур
|
|
+
|
|
2
|
Вовченко Ксения
|
|
|
+
|
3
|
Вольная Елизавета
|
|
|
+
|
4
|
Колеса Анна
|
|
+
|
|
5
|
Разина Софья
|
|
|
+
|
6
|
Реунин Георгий
|
|
+
|
|
7
|
Цой Александр
|
|
|
+
|
8
|
Цымбалова Мария
|
|
+
|
|
школьник грамматический навык
английский язык
Вывод
Подводя итог нашей опытно
– исследовательской работы можно сделать вывод об эффективности использования
символов как средства совершенствования грамматических навыков на английском
языке у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения.
При проведении опытно –
исследовательской работы мы отмечали, что использование символов активизирует
детей, собирает внимание и настраивает на эффективную работу на уроке,
способствует совершенствованию грамматических навыков.
Нами также было замечено,
что использование символов вызывает интерес у всех учащихся, вследствие чего
заметно повышается желание детей овладеть грамматической стороной английского
языка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование
символов на уроках английского языка на начальном этапе обучения является
эффективным средством формирования и совершенствования грамматических навыков
английского языка.
школьник грамматический
навык английский язык
Заключение
Главной целью обучения грамматике
в начальной школе является овладение грамматическими навыками.
Нам хотелось на практике
проверить правильность нашего предположения о том, что применение на уроках
английского языка в начальных классах схем-опор и символов будет благоприятно
влиять на совершенствование грамматических навыков.
С целью проверки правильности
нашего предположения была организована и проведена опытно-исследовательская
работа в рамках преддипломной государственной практики. Базой практики являлась
школа с углублённым изучением английского языка № 1241 ЦАО.
Констатирующий этап исследования
показал, что у 2 учащихся низкий уровень, у 3 средний и у 3 высокий уровень развития
грамматических навыков.
С целью повышения уровня
развития грамматических навыков, был организован и проведён формирующий этап опытно-исследовательской
работы с использованием схем-опор и символов, по окончании которого был сделан
контрольный тест уровня сформированности грамматических навыков учащихся. По
данным контрольного среза, четыре ученика имели средний уровень и четыре
показали высокий уровень. Таким образом, в результате проведённой работы 37,5 %
повысили свой уровень развития навыков чтения.
В связи с вышеизложенным
можно сказать, что включение схем-опор и символов в уроки иностранного языка
способствует успешному самодвижению учащихся в правильном построении предложений
и текстов английского языка, расширению и закреплению английской грамматики.
Наша гипотеза была
проверена и подтверждена на практике: формирование грамматических навыков
английского языка у младших школьников будет успешнее, если в ходе обучения будут
использованы схемы-опоры, символы.
Мы рекомендуем учителям
английского языка на начальном этапе обучения использовать схемы-опоры и
символы для формирования, совершенствования и развития грамматических навыков
на английском языке, так как учащимся данный метод работы помогает успешно
овладевать грамматикой английского языка, вовлекает всех учащихся в работу и
повышает их интерес к предмету «иностранный язык».
Список литературы
1. Берман И.М. Методика обучения
английскому языку. - М.: Высшая школа, 2002.
2. Витлин Ж.А. Современные
проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе,
2000. - № 5. – С. 22.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.
Теория обучения иностранным языкам. лингводидактика и методика. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008.-336с.
4. Гез Н.И., Ляховицкий
М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. –
М.: Высшая школа, 1999. – 373 с.
5. Куприянова Г.В. Групповая
и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в
школе, 2001. - № 6.-С.120
6. Мильруд Р.П.
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в
школе, 2002. - № 2.-С. 145
7. Миньяр-Белоручев Р.К.
Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык //Иностранные языки в школе,
2000. - № 4.-с.134
8. Миролюбова А.А. Вопросы
контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – 112
с.
9. Миролюбова А.А.,
Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. –
М.: Просвещение,2001.
10. Мухина В.С. Возрастная
психология: феномен развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. – 456
с.
11. Немов Р.С. Психология. –
Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 516 с.
12. Подласый И.П.
Педагогика: Новый курс. – Уч. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002.
13. Рогова Г.В., Верещагина
И.Н., Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку 1-4 классы – М.:
Просвещение,2008.-223с.
14. Розенталь Д.Э., Теленкова
М.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 2001.
15. Сергеева О.Е.
Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и
первичных грамматических умений в иностранном
языке //Иностранные языки в школе, 2002. - № 6. – С. 52.
16. Соловова Е.Н. Методика
обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед.
вузов и учителей/ Е.Н. Соловова.- 4-е изд.- М.: Просвещение,2006
17. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне
устной иностранной речи //Иностранные языки в школе, 1999. - № 6.
18. Щерба Л.В. Языковая система и
речевая деятельность. - Л., Лениздат, 2000
19. J.C. Richards, T.S.
Rogers. Approaches and methods in Language Teaching. - Cambridge University
Press, 1993
.ru
Страницы: 1, 2
|