Применение современных педтехнологий в преподавании ОБЖ
·
Технология,
предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из
правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий
как истинные.
·
Технология,
предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и
учащиеся выступают на равных.
·
Технология,
предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные
способы обучения.
·
Технологии,
построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).
·
Технологии,
построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).
I.3. Краткий обзор современных
педагогических технологий.
Существует
множество современных педагогических технологий. В данном исследовании
рассмотрим самые распространенные из них.
1. Технология
личностно-ориентированного образования.
Эта технология
представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и
педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога
к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве
личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и
поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по
отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у
учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной
ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной
ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания,
соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы
психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей,
корректируют содержание образования [9, C. 53].
2. Игровые
технологии.
Определение места
и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения
во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических
игр.
Специфику игровой
технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с
предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности,
компьютерные и с использованием ТСО.
Технология
развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности
состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач,
которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика.
Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.
Задачи дают
ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии,
чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами
передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной
форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх в
этом заключается их главная особенность – от простого к сложному. Игровая технология
строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного
процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Составление
игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя
начальной школы.
В подростковом
возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного
мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностями
игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в
обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
В учебном
процессе применяются различные модификации деловых игр:
- имитационные –
на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или
его подразделения.
- операционные –
они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.
- исполнение
ролей – вырабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и
обязанностей конкретного лица.
- деловой театр –
разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
- психодрама и
социограмма – это «театр», но уже социально-психологический, в котором,
отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого
человека [2, C. 19].
3. Технология
развивающего обучения.
В психолого-педагогической
литературе последней четверти XX века
описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет
на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал
внимание того или иного педагогического коллектива, и в такой школе прилагалось
немало усилий для его реализации.
Понятие
«умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные психологи
признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.
С первых дней
своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом,
накопленным предшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения
этим опытом и происходит умственное развитие ребенка, формирование его
человеческих способностей.
Основными
психологическими принципами развивающего обучения являются:
- проблемность
обучения;
- оптимальное
развитие различных видов мыслительной деятельности;
-
индивидуализация и дифференциация обучения;
- специальное
формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной
деятельности;
- специальная
организация мнемической деятельности [12, C. 11].
Учебная
деятельность требует владения разными приемами создания образов, на разном
материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение
приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются
учебные умения и навыки.
Существует
система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
·
перенос
усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;
·
поиск
новых приемов учебной работы;
·
управление
своей учебной деятельностью;
·
приемы
общения.
Технологии
развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной
психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться
принципом: «главное – не навредить!».
Глава II. Реализация здоровьесберегающих
технологий на уроках
ОБЖ.
II.1. Особенности формирования
личности безопасного типа.
Глобальные
изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с
внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более
широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции
возрастания угроз для жизни и здоровья людей.
Безопасность
является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее время
человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных
катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство
связано, с неумением населения предпринимать правильные действия в
экстремальных ситуациях [5, C. 16].
В России проблема
безопасности стоит чрезвычайно актуально также и в связи с особенностями
развития страны, проводящей, по сути, революционные преобразования
государственной системы. Последнее десятилетие характеризуется такими
негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения,
существование значительной его части за чертой бедности, непрерывное участие в
военных конфликтах, рост преступности, крушение нравственных идеалов, рост
наркомании и алкоголизма, прежде всего, в молодежной среде и другими.
При этом вопросы
формирования личности безопасного типа выходят на первый план. Кажется, что не
вызывает сомнений потребность обучения подрастающего поколения безопасному для
себя и окружающих поведению. Эта задача должна стать ключевой при определении
стратегии развития системы образования. В ее успешном разрешении заинтересованы
все субъекты образовательного процесса: личность, родители (законные
представители), государство, общество. Однако в государственных подходах к развитию
образования эта проблема отходит на второй план. Не случайно Государственный
образовательный стандарт содержания общего среднего образования в первом
варианте (2002 год) даже не представил эту важнейшую область. И это несмотря на
то, что необходимость формирования основ безопасности в учреждениях образования
законодательно закреплена.
Проблема
формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в
отечественной педагогической науке, прежде всего с позиций: здорового образа
жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы
времени обусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической
проблемы разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа
в системе образования.
Итак, личность
безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей
деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой,
окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало
с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во
Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во
имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей
Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни,
здоровье, безопасности людей [20, C. 59].
Образовательная
идея создания условий для формирования личности безопасного типа, способной
самореализоваться в условиях реальной жизни, может и должна стать
системообразующей идеей развития образования сегодня.
Существенным в
реализации данного направления является направленность на сохранение каждой
личности через повышение уровня ее образованности, то есть на формирование
личности, способной восходить к высшим человеческим стремлениям, жизненным идеалам
и приоритетам, личности, которая способна принести максимально возможную пользу
себе самой, своим близким, обществу, в котором живет, человечеству в целом.
Все это имеют
прямое отношение к решению проблемы безопасности. Формулировка и методологическая
оценка проблемы глобальной безопасности, а также безопасности национальной и
личной должна внести коррективы в ценностно-целевые приоритеты развития
образования, конкретизировать содержание и направления образовательной
деятельности по интеграции, определить ступени и механизмы реализации.
Представляется,
что система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению
отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние
негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через
передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного,
практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся;
через развитие у школьников духовности, которая становится предпосылкой
развития обстоятельств самим человеком - субъектом деятельности.
Содержательно
аспект формирования безопасной личности включает в себя как безопасность самой
личности (личную, производственную, национальную, информационную и пр.), так и
безопасность ее поведения (для государства, общества, нации). В рамках
реализации названных содержательных приоритетов, каждый факт, любая учебная
информация в учреждении образования любого типа и уровня рассматривается как
существенный для выживания человека, нации, государства и общества факт, как
существенный для реализации жизненных траекторий каждой личности. Связи между
фактами рассматриваются как необходимые условия формирования свободного
цельного непредвзятого взгляда личности на мир -мировоззрения.
Именно такая
мировоззренческая гуманистическая идея - цель, касающаяся
полноценной жизненной самореализации личности, направленная на реализацию
интересов общества, государства, на сохранение личности, ее безопасность и
безопасность общества и государства, на наш взгляд, может служить одним из
подходов к построению современной системы обучения и воспитания личности.
Поэтому
актуальной концепцией современного образования становится концепция воспитания
жизнеспособных поколений, суть которой основывается на идее наличия воспитательного
пространства, мировоззренческого плюрализма, сочетания интересов личности и
общества, служения гуманистическим ценностям.
Жизнеспособность
- это способность выживать, не деградируя, а развиваясь. Цель воспитания
сводится к формированию жизнеспособной личности, быстро приспосабливающейся к
изменяющимся условиям, обладающей высокой духовностью, активностью,
целеустремленностью.
Подготовка
личности безопасного типа должна теперь стать целью, в первую очередь, общего
образования, являющегося одним из наиболее действенных механизмов управления
мировоззрением и менталитетом человека и общества.
Принцип
безопасности должен занять сегодня место ведущего принципа, поскольку он имеет
и методологическое, и прикладное значение:
с одной стороны
(методологическое) - определяет идею, дающую концептуальную основу модели
формируемой личности - личности безопасного типа;
с другой -
(прикладное) - он отвечает за то, чтобы весь учебный процесс был безопасен и
не наносил вреда личности.
Необходимость
системного представления учащихся о новой ситуации в мире, направленного на
выполнение главного условия выживания и дальнейшего устойчивого развития
цивилизации, требует значительного развития содержания образования.
Всестороннее рассмотрение вопросов безопасности личности, общества,
государства, затрагивающее все направления человеческой жизнедеятельности от
принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до развития жизненных
стратегий личности и философии бытия, может быть охвачено только новой широкой образовательной
областью, имеющей перекрестные связи практически со всеми предметами
общеобразовательной программы.
Проблема
обеспечения безопасности жизнедеятельности личности достаточно широко
рассматривалась в отечественной школе с различных методологических позиций.
Во-первых, через
формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни, и решалась она в
учебных заведениях в рамках уроков физической подготовки.
Во-вторых,
значительное внимание уделялось научной организации труда, и, прежде всего, его
безопасности в процессе трудового обучения. Фрагментарные знания по этому
вопросу предлагались также на уроках физики, химии, биологии и т. д. Четкая же
концепция подготовки подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности в
обществе на сегодняшний день отсутствует.
В настоящее время
ведется большая научно-исследовательская и организационная работа по разработке
и реализации концепции личной и национальной безопасности через
общеобразовательную школу, учреждения педагогического образования, университеты.
На основе внедрения идеи формирования личности безопасного типа, обсуждается
вопрос о том, чтобы внести предметную область «Основы безопасности
жизнедеятельности» в базовый учебный план как самостоятельную образовательную
область, центрирующую вокруг себя различные предметные области школьного
образования.
II.2. Сущность
здоровьесберегающих технологий, применяемых в
современной
системе образования.
Состояние здоровья
российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным
показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по
сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее
значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды,
совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным
всероссийской диспансеризации 2002 г., обнародованным в докладе о состоянии
здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации
2002 г.) и опубликованным в «Медицинской газете», к 7-10 годам доля детей с 3-й
группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте
15-17 лет — 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте
до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое
заболевание или является ребенком-инвалидом [5, С. 15].
Страницы: 1, 2, 3
|