Причины возникновения чувства одиночества у подростков (15–17 лет)
Причины возникновения чувства одиночества у подростков (15–17 лет)
VII ГОРОДСКАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Причины возникновения чувства
одиночества у подростков.
(15 –
17 лет)
Выполнила:
Ученица 11 «А» класса МОУ
СОШ №2
Насибова Айнура Юсиф кызы
Руководитель:
Педагог – психолог
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №2
Кравченко Елена Геннадьевна
Нягань
2006
г.
Содержание
Введение 3
I. Одиночество как субъективное
внутреннее переживание. 5
II. Результаты исследования и их анализ. 9
Заключение
11
Словарь терминов 13
Литература 14
Введение.
Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество
давит на хрупкие плечи,
Заставляет
задуматься честно и прямо
И
себе самому отвечать без обмана.
Проблема
одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей,
философов. В последнее время этой проблеме посвящается все новые и новые
работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения,
характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды
жизни.
Что же такое
одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские
течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно
возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека
состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то – как
социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.
Для одних
одиночество – результат осознания человеком оторванности и конечности его
существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других –
активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим
собой и источник силы.
На разных
ступенях своего развития человеку приходится постигать действительность,
которую он осваивает снова и снова (иногда с учетом ранее освоенного, а иногда
и заново). Важную роль при этом играет становление человека как субъекта своей
активности. Обнаруживая и проявляя субъектность (этот процесс начинает
формироваться в подростковом возрасте), человек научается самостоятельно и
продуктивно решать различные жизненные задачи в привычных и нестандартных
ситуациях. Формирование субъективности происходит в процессе успешного
усвоения возможностей регуляции своей активности на осознаваемом и доступном
контролю уровне, а слагаемые саморегуляции фиксируются в накапливаемом регуляторном
опыте.
Становление
субъектности, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий
и поведения, отрефлексированность, подключение к привычной активизации
инструментария, позволяющего заново осваивать жизненные ситуации, развитие
самостоятельности занимает в подростковом возрасте ведущее место. По нашему
мнению, именно возрастающие возможности осознания регуляторного опыта
обеспечивают развитие субъектного отношения к разным сферам личностного
самоопределения подростка.
В данном
конкретном исследовании мы попытались проследить связь значимого для подростка
переживания одиночества со сформированными у него предпосылками
самостоятельности. Мы считаем, что особенностями переживания одиночества
по-разному определяются перспективы развития подростка, и что эти особенности
в свою очередь сами зависят от степени осознания и обращенности к своим
ресурсам и возможностям. Переживание одиночества может стать ситуацией,
способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу
собственной жизни и перспектив своего развития. Но одиночество может
переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное
состояние, которое даже может завести подростка в тупик (суицид).
Цель исследования: выявить основные
причины возникновения чувства одиночества у подростков.
Объект исследования: учащиеся
в возрасте 15 – 17 лет.
Предмет исследования: причины
возникновения чувства одиночества у подростков.
Задачи исследования:
1.
Изучить
и проанализировать литературу по данной проблеме;
2.
Подобрать
диагностический инструментарий для получения информации о причинах
возникновения чувства одиночества;.
3.
Исследовать
причины возникновения чувства одиночества у учащихся;
4.
Сопоставить
особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и
наличествующие у подростка предпосылки субъектности.
5.
Проанализировать
данные, полученные в результате исследования.
Гипотеза исследования:
Возникновение
чувств одиночества
связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта.
Методы исследования.
Для выявления
основных причин возникновения чувства одиночества у подростков нами
использовались следующие методики:
1.
Опросник
«Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA).
2.
Методика
«Склонность к одиночеству».
3.
Опросник
«Умеешь ли ты общаться?».
4.
Метод
изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего
одиночества», «Портрет одинокого подростка»)
Выборка. В исследовании приняли
участие 28 подростков в возрасте 15-17 лет.
I. Одиночество как
субъективное внутреннее переживание.
ОДИНОЧЕСТВО – это переживание,
вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму
самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей
внутреннего мира личности.
Наиболее остро
выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в
подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом
возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в
самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом
самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких
понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое
физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова
психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и
положительную ценность.
Переориентация
общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему
взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень
болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает
принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его
потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает
чувство одиночества.
Как известно,
другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте
является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой
подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить
себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.
Одиночество как
состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от
мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием
и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком
своих социальных контактов как неудовлетворительных.
Резкое преобладание потребности в уединении
является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества.
Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом
того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и
во внутреннем мире.
Потребность в
общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей
очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества
сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и
самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Согласно
экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный мир личности ориентирован
на реализацию следующих экзистенциальных возможностей:
1. Уникальность
судьбы индивида, актуализация врожденного «Я», его предельной
многозначительности.
2. Трагедия и
культура личности, дающей ей множество ценностей и идей, которые она использует
для интерпретации своих переживаний и определения своего существования.
3. Социальное
окружение индивида, которое формирует поле организационных отношений с другими
людьми и те сферы, где возникает участие в группе и ролевые функции личности.
4. Восприятие
других людей, с которыми могут быть установлены отношения, могущие развернуться
в двойную реальность человеческого «Мы».
В соответствии с
перечисленными возможными направлениями, присущими развитию и распространению
вне личностного мира, измерения (размерности) одиночества также четырехчленны и
могут быть обозначены как: космическое, культурное, социальное и межличностное
В плане
переживания одиночества становится все более нетерпимым, когда оно начинает
затрагивать человека одновременно в нескольких измерениях. Все типы одиночества
имеют одну общую характерную черту – они являются чувством, выражающим идею о
самом себе. Каждый тип одиночества представляет собой форму самосознания,
свидетельствующую о разрыве основной сети отношений и связей, образующий
внутренний мир личности.
Космическое
измерение одиночества применяется, как правило, для обозначения трех форм самовосприятия:
1)
постижение себя как цельной реальности, соотносимой с природой и космосом;
2)
причастности к мистическим (таинственным) аспектам жизни, предельно близким к
Богу или глубинам бытия;
3)
веры
человека в уникальность своей судьбы или причастность к великим историческим
целям
Культурное
измерение одиночества проявляется в разъединении с системой нормативных значений и ценностей,
которая определяет существенные элементы в интерсубъективных отношениях и
стилях жизни. Примерами проявления одиночества в указанном измерении являются
переживание иммигрантов, ощущения бессилия и безнадежности человека в
современном мире (исследованные Э. Фроммом), состояние маргинальности, разрыв
поколений и т. п. Указанный тип одиночества наиболее характерен для обществ, в
которых протекают бурные социальные изменения. Подобное одиночество частый
гость мира ученых, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков,
особенно ели они пытаются ввести ценности, забытые или отвергнутые широкой
публикой.
При исследовании социального
измерение одиночества понятие «социальное» в первую очередь применяется
к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Особо острые формы
такого одиночества могут быть обозначены такими понятиями социальной изоляции
как изгнание, остракизм, неприятие и отставка. При этом подразумевается также
более тонкие формы социальной изоляции: такие как лишение членства в группах.
В случаях космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна
связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек остро чувствует,
что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не
оценили. Можно перечислить несколько общих факторов содействующих возникновению
социального одиночества: увеличивающаяся раздробленность общества вместе с
растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопределенность
традиционных социальных границ, распад традиционных групп и короткое время
жизни групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с
социальной позицией, пренебрежительное третирование точки зрения отдельного
индивида. Как отмечал Дж. Хомас: «Цивилизация, которая ради прогресса и роста
разрушает малые жизненные группы, сделает людей одинокими и несчастными».
Как только люди
попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной,
географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все
непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются («отрубаются»),
что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает
психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и
сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения
времени пребывания человека в условиях одиночества актуализируется потребность
в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди
персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до
лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких
эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают
разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные
(компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.
В период юности
ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в
себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело,
открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к
размышлениям о себе и своих проблемах.
Открытие
внутреннего мира — важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество
тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно
возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота,
которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.
Подростку
начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим
меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает
музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение
«Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им
значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.
Почти все дети
проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда
они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном
мире.
Чтобы как-то
пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками,
так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и
переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике
идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях — о чем
не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает
в этом потребность.
Многие ведут
дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”.
Но дневник — это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда
кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта
трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к
дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику
прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное,
тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со
временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что
мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.
Если подросток
много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или
сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к
пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния
асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не
нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий
ребенок.
Во-первых,
общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему
подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им
не сообщают взрослые.
Во-вторых, это
специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды
совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время
отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества
сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и
статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать
необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых
взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной
жизненной школой.
В-третьих, это
специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности,
солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку
автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство
эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и
любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
Усиливается
потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной
автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
II. Результаты исследования
и их анализ.
В данном исследовании
приняли участие 28 подростков в возрасте 15-17 лет (учащиеся 10-11 класов).
Исследование проводилось в несколько
этапов:
1.
поисково-теоретический
состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета
исследования;
2.
опытно-экспериментальный
- в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:
3.
описательно-итоговый
– в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.
Был использован
следующий блок психодиагностических методик:
1.
Опросник
«Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA).
2.
Методика
«Склонность к одиночеству».
3.
Опросник
«Умеешь ли ты общаться?».
4.
Метод
изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества»,
«Портрет одинокого подростка»)
Модифицированная
шкала измерения одиночества UCLA - наиболее употребительная шкала для измерения одиночества
была разработана (в рамках одномерного подхода) Даниелем Расселом с
сотрудниками. Она включает 10 позитивно и 10 негативно сформулированных пунктов.
Наше исследование
преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния
одиночества у подростков МОУ СОШ №2
Средний балл по шкале
измерения одиночества UCLA составляет 6,96 баллов.
Результаты
ответов респондентов на шкале оценки одиночества расположились следующим
образом:
58,5 % опрошенных
не испытывают состояния одиночества,
6 % опрошенных
нейтральны в оценке состояния одиночества,
35,5 % (4 чел.) опрошенных
испытывают состояние одиночества в той или иной степени.
У
подростков, испытывающих состояние одиночества, можно выделить 3 уровня
интенсивности переживания этого состояния:
ü
1 уровень
(от – 9 баллов до – 12 баллов),
ü
2
уровень (от – 5 баллов до – 8 баллов),
ü
3
уровень (от – 1 балла до – 4 баллов).
К первому
уровню
(назовем его критическим) относится 2,3 % подростков, испытывающих постоянное и
остро переживание состояния одиночества.
Ко второму
уровню, среднему,
относится 7,7 % подростков, которые испытывают часто возникающие состояние
одиночества.
К третьему
уровню,
адаптивному, относятся 25,5% подростков; они испытывают состояние одиночества,
которое возникает периодически.
Итак, результаты
анализа ответов подростков исследуемой выборки по опроснику «Одиночество»
позволяют говорить о том, что каждый третий подросток испытывает состояние
одиночества различной интенсивности, причем, 2,3 % опрошенных переживают
одиночество в достаточно сильной степени.
С точки зрения
подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около
25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в
том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого
человека.
На втором месте
оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина
одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину
одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что
причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх
общения и неумение общаться.
Отсутствие круга
общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только
13 % подростков. На усталость от общения – 17%.
Хотя 60 % подростков
сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение
ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть
подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.
В основном
подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным
и пугающим состоянием.
Большинство
подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения
и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество
дружеских связей.
Для большинства
подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения
или быть отвергнутым сверстниками.
У подростков
портрет одинокого подростка выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало
общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала
одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного.
Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого,
незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые
ребята (13 %) одинокий полагают, что одинокий человек – это тот, у кого нет
друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.
Для подростков в
возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется
вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время
одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой.
Заключение.
Проведенное нами
исследование позволило установить, что основной причиной одиночества, с точки
зрения подростков, является социальное отторжение. Взгляд подростка на
одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических
исследованиях. Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае,
если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним
причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной
неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими
людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально
и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди,
тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.
Кроме того,
подросток считает, что причины одиночества кроются как в близком окружении
человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры
общения, и в том числе в его неумении общаться.
Взгляды
подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения
психологов-исследователей.
Исследователи
выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих
закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества.
Приоритет
отдается личностным факторам таким, как низкая самооценка, застенчивость,
излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная
некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например
эгоизм, агрессивность.
К социальным
факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие
подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее
может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей
близкого друга и т.п.
Психология
общения в подростковом в юношеском возрасте строится на основе противоречивого
переплетения двух потребностей: обособление (приватизации) и аффилиации, т.е.
потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Для подростков в
возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию
представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В
то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой.
Взгляд подростка
на одиночество существует та же полярность, что и в философских и
психологических исследованиях. Подростки считают нормальным состояние
одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием
окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает
одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из
страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности
побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от
него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек,
тихий, грустный и незаметный.
Можно сделать еще
один вывод. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет
цель в жизни, т. е. быть целенаправленнее, это доказывает, что у подростка
выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него
самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность
быть одному. Это доказывается тем, что если подросток самостоятельный и
целенаправленный, то он может справляться с чем-либо один, чем подросток, у
которого плохо развиты эти два качества.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества подростками
связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его
ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества -
это недостаток общения со сверстниками. Что и подтверждает нашу гипотезу.
Человек,
живущий одиноко,
существует
только наполовину.
Буаст
Словарь
терминов
ü
Интерсубъективные
отношения –
проявления одиночества в виде переживание иммигрантов, ощущения бессилия и
безнадежности человека в современном мире.
ü
Маргинальность
– (от франц
. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный,
второстепенный; промежуточный.
ü
Остракизм – (греч . ostrakism os, от
ostrakon - черепок), в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе,
Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного
собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на
черепке имя того, кто опасен для народа. В переносном смысле - изгнание, гонение.
ü
Экзистенциализм
– (от
позднелат . exsistentia - существование), или философия существования,
направление современной философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1-й
мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны
в других странах. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни,
феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.
А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А.
Камю). Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные
модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость,
совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в
пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как
экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей
сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.
Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.
Литература.
1.
Волкова
И.А., Музыченко В.П. Лоскутное одеяло для одинокой женщины. – 2-е изд., - М.:
Мысль, 1993.
2.
Карпенко
Л. А. Психология. Словарь 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
3.
Карпиков
А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. – М.,
2002.
4.
Киселева
В. Подростковое одиночество.., Школьный психолог, №8/2002.
5.
Кон И. С.
Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
6.
Кривцова
С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997.
7.
Осницкий
А.К. Проблемы исследования субъектной активности. – Вопросы психологии.
№1/1996.
8.
Словарь
практического психолога. /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.
9.
Снайдер
Ди Практическая психология для подростков или Как найти свое место в жизни –
М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
10.
Шевандрин
Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1998.
|