Преподавание культурологии в школе
Преподавание культурологии в школе
Содержание
1. Введение.
2. Индивидуальный план прохождения
педагогической практики.
3. Учебная работа. Структура анализа
урока.
4. Воспитательная работа. Структура
анализа внеклассного мероприятия.
5. Заключение.
1. Введение
Педагогическая практика
– составная часть основной образовательной программы по специальности «преподаватель
культурологи», завершающий этап в психолого-педагогической подготовке
специалиста-культуролога. Практика проводилась в муниципальном общеобразовательном
учреждении - средней общеобразовательной школе № 63 Г. Саратова с углубленным
изучением предметов художественно-эстетического цикла. Находится по адресу: г.
Саратов, Уфимцева ул., 4А.
В школе основной упор
делается на предметы гуманитарного цикла: МХК, краеведение, история,
литература, обществознание. Также школьников обучают по таким дисциплинам, как
театр, сольфеджио, музыкальная литература. На базе школы функционирует большое
количество спортивных секций, театральных кружков.
Продолжительность
практики – 10 недель.
Цели практики:
1.
Педагогическая
практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической
подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт педагогической деятельности
и определенные навыки научно-психологического и педагогического исследования.
2.
Ознакомиться
с содержанием школьных курсов мировой художественной культуры, освоить научную методику
их преподавания и приобрести первоначальные навыки работы учителя, ознакомиться
с внеклассной работой.
3.
Освоить
частные методики преподавания разделов школьных курсов мировой художественной
культуры.
Задачи практики:
1.
Ознакомиться
с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы по МХК как школы в целом,
так и каждого класса в отдельности.
2.
Выработать
умение слушать, фиксировать и анализировать уроки учителей и студентов.
3.
Выработать
умение планировать уроки различного типа, проводить уроки по МХК в разных
классах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку.
4.
Сформировать
умения, связанные с подготовкой и проведением разнообразных уроков.
5.
Выработать
умение организовать индивидуальную работу по предмету.
6.
Ознакомиться
с содержанием и методикой проведения факультативных и внеклассных занятий в
школе.
7.
Выработать
умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их.
8.
Ознакомиться
с деятельностью методического объединения учителей МХК.
Индивидуальный план
прохождения педагогической практики в 8А классе СОШ № 63
студентки 5 курса 531
группы Факультета Философии и Психологии
Козловой Анны
Александровны
Дата
|
Наименование вида работы
|
Отметка о выполнении
|
Примечание
|
1.09.09
|
Знакомство с классом.
|
Выполнено
|
|
2.09.09 – 16.09.09
|
Посещение всех уроков в закреплённом
за мной классе.
|
Выполнено
|
Цель: знакомство со школьным бытом
класса.
|
17.09.09 – 28.09.09
|
Подготовка внеклассного мероприятия.
|
Выполнено
|
Сбор информации по теме, составление
сценария мероприятия.
|
29.09.09.
|
Проведение внеклассного мероприятия:
«Спасибо, учитель!»
|
Выполнено
|
Классный час, посвящённый дню учителя.
|
29.09.09 – 10.10.09
|
Проведение конкурса плакатов «Спасибо
учитель»
|
Выполнено
|
Плакаты вывешиваются в холле школы.
|
15.10.09
|
Проведение урока по МХК на тему:
«Джотто – последний художник Средневековья и первый художник Возрождения»
|
Выполнено
|
|
22.10.09
|
Проведение урока по МХК на тему:
«Творчество Никколо и Джованни Пизано»
|
Выполнено
|
|
29.10.09
|
Проведение урока по МХК на тему: «Архитектура
проторенессанса»
|
Выполнено
|
|
5.11.09
|
Проведение проверочной работы по
пройденному материалу.
|
Выполнено
|
Самостоятельная работа в форме
тестирования.
|
6.11.09 – 9.11.09
|
Проверка письменных работ учащихся.
|
Выполнено
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель группы
студентов ___________ _____________________
подпись, дата инициалы,
фамилия
Преподаватель (учитель)
образовательного
учреждения _____________ _____________________
подпись, дата инициалы,
фамилия
2. Учебная работа
школьный
мировой художественная культура
Структура анализа
урока.
Урок по теме
«Творчество Никколо и Джованни Пизано» был проведён 22.10.2009 в 8 «А» классе.
Форма урока: лекция.
Тип урока: урок
формирования знаний, умений и навыков.
Цели и задачи урока:
1. Образовательная:
знакомство с культурой Италии эпохи проторенессанса.
2. Развивающая:
развивать способность учащихся ценить произведения искусства, умение
анализировать и делать выводы.
3. Воспитывающая:
способствовать формированию у учащихся основ духовности, толерантности.
Согласно поставленным целям
были использованы следующие методы:
1. Самостоятельная
практическая работа.
2. Фронтальная беседа.
3. Метод демонстрации
иллюстраций.
4. Объяснение.
5. Письменное
закрепление знаний.
6. Метод развития
критического мышления: составление кластера.
Структура урока:
1. Организационный
этап.
2. Актуализация знаний.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная
работа учащихся.
5. Подведение итогов
урока.
План урока:
1. Организационный
момент.
2. Объявление темы
урока и определение целей урока.
3. Знакомство с
понятием «проторенессанс» и его основными чертами.
4. Рассмотрение
основных работ Никколо Пизано.
5. Характеристика
творчества Джованни Пизано.
6. Выводы.
Ход урока.
Никколо и Джованни
Пизано являются гордостью эпохи, получившей название проторенессанс.
Кто-нибудь может дать
определение этому понятию?
Проторенессанс (от
греч. protos – «первый» и
франц. renaissance
– возрождение) – этап в истории итальянской культуры, предшествующий
ренессансу. (записать определение в тетрадь)
В итальянской культуре XIII
– XIV вв. на фоне ещё сильных
византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства –
будущего искусства Возрождения. Поэтому этот период истории назвали
Проторенессансом. аналогичного периода не было не было ни в одной из европейских
стран.
Давайте запишем:
Для искусства
проторенессанса характерно:
1. Появление тенденций
к чувственному, наглядному отражению реальности.
2. Светскость (в
отличие от искусства Средневековья).
3. Появление интереса к
античному наследию (свойственное искусству эпохи Возрождения).
У истоков итальянского
Проторенессанса стоял работавший во второй половине XIII
века в Пизе мастер Никколо. Он родился в начале XIII
века в Апулии, переехал в Пизу, будучи вполне сформированным художником.
Никколо Пизано – основатель школы скульптуры. Многое в его работах ещё тяготеет
к прошлому, сохраняются старые символы, в рельефах отсутствует пространство,
фигуры тесно заполняют поверхность фона.
Главная заслуга мастера
– отказ от византийской традиции в пользу пластики античного стиля.
Реформы Никколо:
- акцент на объёме;
- материальность и
весомость фигуры;
- стремление внести в
изображение религиозной сцены элементы реального земного события.(записать)
Главную роль в его
творчестве занимает мраморная кафедра в пизанской крестильнице
1260 года. Она сделана из белого, розово-красного и
тёмно-зелёного мрамора. Кафедра опирается на одну центральную и шесть внешних
колон. Из шести внешних три опираются на спины львов, склонившихся над
пойманной добычей, что в символике романского искусства означает триумф
христианства. основание центральной колоны декорировано изображениями
человеческих фигур – еретика, грешника и некрещеного, а также грифа, собаки и
льва, держащих между передними лапами баранью и бычачью головы и сову.
Капители угловых колон
соединены между собой арками, на угловых полях, образуемых этими арками,
изображены пророки и евангелисты. На самих же капителях поставлены фигуры шести
добродетелей. На пяти стенках кафедры, разделённых изящными небольшими
колоннами в классическом стиле, скульптор изобразил историю жизни и смерти
Христа: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм,
Распятие, Страшный суд.
Эта работа так ценилась
пизанцами, что для её охраны был принят специальный закон и назначена регулярная
стража. В этой работе Никколо использовал традиционные сюжеты и мотивы, но
сумел придать формам объёмность и выразительность. его образы статичны,
величавы, бесстрастны.
Например, один из
рельефов этой кафедры называется « Поклонение волхвов». Мы
знаем, что Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во время правления царя
Ирода. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. Они искали
новорождённого царя иудеев, чтобы поклониться ему. Прослышав об этом, Ирод
тайно вызвал волхвов к себе. Он приказал им идти в Вифлеем, найти
новорождённого младенца, а потом вернуться и сообщить ему о местопребывании
Иисуса. Ирод хотел погубить его. Найдя Иисуса и поклонившись ему, волхвы
вернулись домой другой дорогой, ибо во сне им было предупреждение не
возвращаться в Иерусалим.
Рельеф «Принесение во
храм».
После рождения Иисуса, когда окончился предписанный законом период очищения,
Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, ибо
всякий мальчик-первенец, по закону, должен был быть посвящён Господу. В
Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеон. Это был праведный и
святой человек. Ему было предсказано, что он не умрёт, пока не увидит Мессии.
Под вдохновением Духа Святого Симеон пошёл в храм именно в тот день, когда
Мария с иосифом принесли туда Иисуса. Симеон взял Иисуса на руки и прославил
Господа: «Господь, властелин над всем! как Ты и обещал, теперь отпускаешь Ты
слугу своего с миром, потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты
приготовил всему народу, свет откровения язычникам и славу Твоего народа
Израиля!»
Рельеф «Аллегория
Силы».
прототипом Аллегории Силы, очевидно, послужил древнеримский герой Геракл.
обнаруживается сходство со стилистикой позднеримских саркофагов.
В 1265 году Никколо
Пизано получил заказ ещё на одну кафедру – для собора в
Сиене.
это произведение сильно напоминает кафедру в пизанском баптистерии, но
отличается от неё более роскошной декорацией.
Кафедра представляет
собой восьмигранник, семь граней которого украшены рельефами из жизни Христа.
сюжеты почти те же, что и на пизанской кафедре. Композиции в гораздо большей
степени насыщены фигурами, здесь больше динамики и чувства. Один сюжет плавно
перетекает в другой. Из восьми внешних колон ровно половина опирается на спины
львов, среди которых два самца, пожирающих добычу, и две самки с детёнышами.
Центральная колона опирается на группу фигур, символизирующих свободные
искусства.
Последняя работа
Никколо – Фонте Маджоре – одна из главных
достопримечательностей Перуджи. В работе участвовал его сын, Джованни. Фонтан
выполнен из мрамора и бронзы. Представляет собой многогранник, включающий в
себя 3 уровня. Первый уровень представляет собой резервуар для воды,
ограниченный 25 гранями, каждая из которых украшена рельефами. Внешние и
внутренние колонны поддерживают чашу меньшего размера, имеющую форму
двенадцатиугольника, грани и рёбра которого декорированы 24 скульптурами.
Третий уровень представляет собой простую бронзовую чашу. Венчают сооружение
три бронзовые кариатиды с вазами на головах.
Джованни Пизано родился
в Пизе между 1245 и 1250 гг. Он стал более знаменитым, чем его отец. Поначалу
он работал вместе с отцом, создавая кафедры в Сиене, фонтан Фонте Маджоре в
Перудже.
В 1285 году Джованни
переехал в Сиену, где был главным архитектором кафедрального собора. Полные
динамики и драматизма фигуры свидетельствуют о влиянии на искусство Пизано
французской готической пластики.
Платон (428
до н.э. — 348 до н.э.) — древнегреческий философ. Около 407 г. до н.э.
познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. В
Афинах Платон основал собственную школу — Платоновскую академию.
Мириам.
«Некто из племени
Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и,
видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать
его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в
нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его Мириам стала
вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а
прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку посреди тростника и
послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет в
корзинке; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: «Это из еврейских
детей». И сказала Мириам дочери фараоновой: «Не сходить ли мне и не позвать ли
к тебе кормилицу из евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?» Дочь фараонова
сказала ей: «Сходи». Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова
сказала ей: «Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату». Женщина
взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери
фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что,
говорила она, я из воды вынула его».
Исайя.
Статуя украшала некогда
фасад городского собора в Сиене, ныне хранится в музее собора. Зная, что на
скульптуры будут смотреть снизу и с достаточно большого расстояния, Джованни
Пизано расположил фигуры с небольшим наклоном вперед. Для придания облику
святого большей остроты и выразительности мастер просверлил в его бороде целый
ряд отверстий, благодаря чему богаче стала игра света и тени; это придает лицу
пророка особенную экспрессивность.
В книге пророка
Исайи написано, что он видел Бога своими глазами. Один из окружающих Его
серафимов взял горячий уголь и дотронулся им до губ Исайи, и Господь послал его
проповедовать волю Божию еврейскому народу. Пророк призывал людей к покаянию,
указывал им путь к спасению иудейского царства. Исайя собрал вокруг себя
множество учеников, которые, в свою очередь, просвещали народ. Исайя много
пророчествовал об Иисусе Христе. Пророческое служение Исайи началось в
последний год царствования Озии, за 759 лет до Рождества Христова, и
продолжалось более 60 лет. По преданию, принятому отцами церкви, Исайя по повелению
царя Манассии был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за
обличение царя и его вельмож в нечестии. Пророчества Исайи отличались
удивительной ясностью и точностью, поэтому его называют ветхозаветным
Евангелистом.
Кафедра церкви
Сант-Андреа в Пистойе . 1301.
Заказ на кафедру для
церкви Сант-Андреа в Пистойе мастер получил в 1297 г. В этом творении Джованни
влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа
— небольшая церквушка в романском стиле, возможно, поэтому Джованни остановил
свой выбор на форме шестигранника — такую же форму сорок лет назад выбрал его
отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру
рельефов также сходна с пизанскими. Однако стиль Джованни отличается большей
свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты
страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Сложные многофигурные
рельефы охвачены порывистым движением, они словно стремятся вырваться из камня.
Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма.
Страницы: 1, 2
|