|
Предмет психологии
Методологич. основой конкретно-психологических исследований в СССР
после революции 1917 стал марксизм. Перестройка психологии на базе марксизма
происходила в острых дискуссиях со сторонниками различных, несовместимых с ним
концепций. Идею этой перестройки активно отстаивали К. Н. Корнилов, П. П.
Блонский, М. Я. Басов. Марксистский принцип историзма стал определяющим для
исследований Л. С. Выготского и его учеников. Строительство психологии в СССР
шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах
Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова, Н. А.
Бернштейна и др. Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем
психологии нашло отражение в работах Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А.Н.
Леонтьева, А.Р. Лурия, С. Jl. Рубинштейна, Л. Л. Смирнова, Б. М. Теплова, Л. М.
Шварца и др.
В зарубежных странах логика развития науки и требования практики
направили психологию на изучение "центральных процессов",
развёртывающихся между сенсорным "входом" и моторным
"выходом" системы организма. Эта тенденция окончательно побеждает в
50-60-х гг. (в частности, под влиянием опыта программирования на электронных
машинах). Важную роль сыграли также работы швейцарского психолога Ж. Пиаже,
изучившего преобразование внутренних структуры умственной деятельности в ходе
онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов,
которые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры
поведения (К. Прибрам, США). Предпринимаются попытки распространить объективный
метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его
к моторным функциям (Э. Брунсвик, Дж. Гибсоп, США).
В недрах психоанализа возникает неофрейдизм - течение, связавшее
бессознательную психическую механику с действием социально-культурных факторов
(К. Хорни, X. Салливан, Э. Фромм, США) и использовавшее психотерапию не только
для лечения неврозов, но и с целью помочь нормальным людям избавиться от
чувства беспомощности, страха, неудовлетворённости. Резко возрастает число
професиональных психологов-консультантов, в функции которых входит содействие
индивиду в "оптимальной адаптации" к неблагоприятным социальным
условиям.
Кстати, в США количество психологов просто огромно. То ли, все
американцы очень нервные, то ли они просто не знают куда девать свои деньги, но
факт остаётся фактом – большинство американцев периодически обращаются за
помощью к психологам.
Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль третьей
силы в психологии в зарубежных странах начинает претендовать так называемая
"экзистенциальная" ("гуманистическая") психология (К.
Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, США, и др.), утверждающая, что использование
научных понятий и объективных методов исследования личности ведёт к её
"дегуманизации" и дезинтеграции, препятствует её стремлению к
саморазвитию. Неудовлетворённость биологизаторскими и идеалистическими
концепциями способствовала пробуждению у некоторых психологов интереса к
диалектико-материалистическому пониманию психической деятельности. (например,
во Франции Ж. Политцер, А. Валлон, Л. Сев, в ФРГ К. Хольцкамп и др.
Годом рождения
научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала
лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был
В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является
сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы,
которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по
образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии,
биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор,
хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Ощущение - это состояние
сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома
(восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания -
представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской
донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно
изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст:
богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся
к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд
основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его
структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта,
однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не
потерял своей актуальности.
2. Явления, изучаемые в психологии.
Как уже известно,
существуют научная и житейская психологии.
Предметом
психологии является психика живых существ во всем великом многообразии ее
внешних и внутренних проявлений; корреляции между этими проявлениями и
процессами в центральной нервной системе; обусловленность психики социальными
отношениями субъекта, роль его личностных качеств - все эти и другие
психические феномены подчинены определенным закономерностям, открыть которые
призвана научная психология. Это отграничивает её от физиологии, социологии и
других дисциплин.
Теперь рассмотрим
подробнее, что же изучает психология как наука. Представим в виде схемы
основные понятия, которые изучает современная психология.
ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ
ВНУТРЕННИЕ(ПСИХИЧЕСКИЕ)
ВНЕШНИЕ(ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)
С помощью этих
понятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии. Они
перечислены в следующей таблице. (Многие из явлений, изучаемых в психологии,
нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как
индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По
этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов
повторяются.).
Табл. 1. Примеры
общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии
|
№ п/п
|
Явления, изучае-мые психологией
|
Понятия, характеризующие эти явления
|
1
|
Процессы: индивидуальные, внутренние
(психические)
|
Воображение,
воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, инсайт, интроспекция, мотивация,
мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация,
повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь,
самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль,
самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.
|
2
|
Состояния: индивидуальные, внутренние
(психические)
|
Адаптация,
аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация,
диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение,
напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность,
рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление,
стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний,
усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.
|
3
|
Свойства индивидуальные, внутренние
(психические)
|
Иллюзии,
константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности,
личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность,
совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
|
4
|
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)
|
Действие,
деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок,
реакция, упражнение.
|
5
|
Состояния: индивидуальные, внешние
(поведенческие)
|
Готовность,
интерес, установка.
|
6
|
Свойства: индивидуальные,
внешние (поведенческие)
|
Авторитетность,
внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность,
организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие,
эгоизм.
|
7
|
Процессы: групповые,
внутренние
|
Идентификация,
коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие,
межличностные отношения, формирование групповых норм.
|
8
|
Состояния: групповые,
внутренние
|
Конфликт,
сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.
|
9
|
Свойства: групповые, внешние
|
Совместимость,
стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности
группы.
|
10
|
Процессы: групповые,
внешние
|
Межгрупповые
отношения.
|
11
|
Состояния: групповые,
внешние
|
Паника,
открытость группы, закрытость группы.
|
12
|
Свойства: групповые, внешние
|
Организованность.
|
3. Проблемы психологии.
Психология изучает психику как на уровне животных, так и на уровне
человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её
высшей, специфически человеческой формы - сознания. Развитие трудовой
деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило
новую форму психического отражения - сознание. Особенность сознания состоит в
том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается перед
субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в себя его собственные
действия.
Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения
у человека. Одна из фундаментальных проблем психологии заключается в изучении
условий и "механизмов" осознания, связи между несознаваемыми формами
психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь,
как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений
и др., успешно решается с помощью объективных методов. Другую фундаментальную
проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, к-рые
субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире. Изучение сложной (интеллектуальной)
деятельности высших животных, т. н. наглядно-действенного мышления у человека и
особенно онтогенетического формирования умственных процессов привело к
необходимости устранения в психологии противопоставления внутренней
деятельности (как якобы единственно входящей в её предмет) и деятельности
внешней и практической, анализ которой прежде изымался из психологического
исследования. Были показаны генетическая связь между этими формами
деятельности, общность их принципиального строения, а также существование
взаимопереходов между ними; особо исследовался самый процесс преобразования
внешних действий и операций во внутренние, умственные; вместе с тем перед
психологией открылся и противоположно направленный процесс - развёртывание
внутренней деятельности во внешних формах.
Введение в психологию категории деятельности создало возможность и для
адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики
человека. Решение этой проблемы сводилось к утверждению того, что психика имеет
у человека двойную детерминацию - биологическую и социальную, что вопрос
заключается лишь в относит, значении каждой из этих детерминант; при этом
упускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опыта
общественно-исторической практики человечества необходимо преобразуются его
исходные биологические потребности и влечения, врождённые способы поведения и
познания. Поэтому проблема биологического и социального в психологии не
сводится к соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием
психики, - наследственности и социальной среды, а выступает как проблема снятия
законов биологического развития психики законами её общественно-исторического
формирования.
Наиболее изученными в психологии являются познавательные процессы -
ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как
различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально
или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось
в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов
непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам восприятия,
запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании
мыслит, деятельности как происходящей из деятельности практической. Благодаря
этому психологические исследования распространились также на внешнедвигательную
активность, которая в субъективно-эмпирической психологии выступала главным
образом в качестве выражающей внутренние психические явления. Вместе с тем
преодолевался взгляд на психику как на совокупность отдельных "психических
функций"; было обнаружено их сложное системное строение. Изменилось и
понимание соотношения мышления и восприятия; сохранив идею относит,
самостоятельности мышления, которое способно далеко выходить за пределы
чувственного познания, современная психология раскрыла важную роль образов как
в протекании мыслит, процессов, так и в отнесении мысли к познаваемой
реальности.
Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции
деятельности - проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых процессов.
Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у
разных авторов остаётся далеко не однозначным. Главная причина этого лежит в
смешении разных уровней анализа - физиологического и психологического,
требующего рассматривать эти проблемы в общей системе психической регуляции
предметной деятельности, и прежде всего со стороны тех специфических
особенностей, которые приобретают потребности, мотивы и чувства человека в
зависимости от обществ. отношений, в которые он вступает, и от того места,
которое он в них занимает.
Крупнейшую проблему представляет собой изучение личности, которое
развивается в психологии по трём направлениям: дифференциально-психологическому
(изучение индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование
личности в детском, подростковом и юношеском возрасте) и общепсихологическому
(характеристика целостности личности в отличие от целостности человека как
биологического индивида). Наибольшее число исследований относится к
дифференциальной психологии личности; они имеют важное практическое значение
для проф. ориентации, отбора и расстановки кадров. В большинстве случаев эти
исследования носят комплексный характер, включая в себя изучение черт
соматической конституции человека, типов высшей нервной деятельности и др.
индивидуальных особенностей. Продуктивны также возрастные исследования,
прослеживающие формирование личности в онтогенезе; они составляют основу теории
и практики воспитания и часто сочетаются с педагогическими проблемами, в первую
очередь с вопросами нравственного воспитания. В общепсихологическом плане важно
изучение становления человеческой личности в процессе общественно-исторического
и онтогенетического развития, природы самосознания и переживания "Я".
В проблеме методов психологии принципиальное значение имеет вопрос о
применении интроспекции (самонаблюдения). Отказ от интроспекции как основного
метода психологического познания и переход к объективному изучению природы
психических явлений не исключает использования субъективных показаний.
Объективный характер психологической науки заключается не в игнорировании
внутренних субъективных явлений, а в раскрытии порождающих их объективных
отношений и управляющих ими законов, которые скрыты от интроспекции.
4. Методы исследования в психологии.
Методы научных
исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают
достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и
выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от
совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и
эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все
самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это
удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное
относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько
труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее
успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов
исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных
наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и
кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря
применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй
половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно
развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем
самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за
поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных
фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили
основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность
психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих
методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что
психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой,
способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи,
существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за
чрезмерно; выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от
практики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|