Предмет и задачи педагогики
В-четвертых,
педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя
теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.
В-пятых,
значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный
контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры
человека.
3. Основные категории педагогики
Любое
теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными
представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная
практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и
знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и
понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.
В
период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные
категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение»,
«образование».
«Воспитание»
как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».[4]
В
современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу
исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом
воспитатель:
1)
передает опыт, накопленный человечеством;
2)
вводит в мир культуры;
3)
стимулирует к самовоспитанию;
4)
помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося
положения.
В
свою очередь воспитанник:
1)
овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2)
работает над собой;
3)
обучается способам общения и манерам поведения.
В
результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и
самому себе.
Как
показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно
способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в
поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные,
нравственные позиции; индивидуальные устремления.
Накопление
и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания
стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В
настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы
формирования общества и государства, науки и культуры.
Задача
воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке
поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и
социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания,
соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям
общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также
политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны
такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания»,
«домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».
Вторая
категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и
учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При
этом учитель:
1) преподает
— целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы
культуры и научного знания;
2)
руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3)
создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В
свою очередь ученик:
1)
учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с
помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2)
пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3)
проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников
информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Таким
образом, диалектическое отношение «обучение - воспитание» направлено прежде
всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе
его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
В
зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и
учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее,
проблемное, модульное, программированное обучение.
Третья
категория педагогики — «образование» — понимается как:
1)
ценность развивающегося человека и общества;
2)
процесс обучения и воспитания человека;
3)
как результат последнего;
4)
как система.
Вся
совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений
выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
На
протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные
учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты,
лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы
творчества, центры развития, комнаты школьника.
Как
соотносятся три главные категории педагогики?
По
данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для
объективного процесса развития любой науки. В истории педагогики можно выделить
первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей
категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций
«воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать
ему образование.
Если
«воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то
оно является лишь частным случаем «обучения».
Порой
имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».
В
Законе «Об образовании»[5]
последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как
«целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества,
государства».
Внимательное
рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути
вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в
основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов
деятельности, взаимодействия, системности.
Это
значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым
образом организованную деятельность, результатом которой является развитие
человека.
Воспитание,
обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и
воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития
человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве
системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и
субъекты процесса.
Если
же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать
их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания.
Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование
человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в
случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек
самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки.
4. Система педагогических наук
Развиваясь,
всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и
осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и
педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система
педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных
педагогических дисциплин:
1.
общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания
человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его
роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
2. возрастная
педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах
возрастного развития;
3.
специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд
отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается
сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –
олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе –
логопедия;
4.частная
методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к
преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии,
физики, химии и др.);
5.
история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания
в различные исторические эпохи.
Интенсивно
развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как
педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика,
исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как
школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских
организаций, педагогика культурно-просветительной работы.
Педагогика
— обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настольно сложен, что отдельная, даже
очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя
длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в
разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее
называть системой наук о воспитании.
Систему
педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать
по разным признакам. Главные отрасли по критерию последовательности связей
педагогических отраслей, изучающих воспитание человека на всем протяжении его
развития и формирования.
Фундаментом
педагогики является философия, в частности, та ее часть, которая специально
занимается проблемами воспитания и потому получила название философии
воспитания. Эта область знаний использует в воспитательной практике идеи
различных философских систем. Одна из задач философии воспитания, как ее
определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить
критерий и разработать принципы, позволяющие выявить сущность предмета и
методов воспитания.
Давние
и прочные связи педагогики с философией (вспомним, что педагогика еще совсем
недавно была частью философии) обусловили особую роль последней. Философия
остается основой педагогики. Многие специалисты развивают философскую базу
педагогики. К их числу принадлежат видные зарубежные исследователи, а также
известные отечественные ученые Б. С. Гершунский, Н. С. Розов, П. Г. Щедровицкий.
Философия
указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических
явлений и процессов. Поэтому философию с ее идеями целостности и системности,
методами структурного анализа принято считать методологической основой
педагогики.
Развитие
воспитания как общественного явления исследует история педагогики. Принцип
историзма — важнейший для развития любой науки: понимая прошлое, заглядываем в будущее.
Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только
помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и
предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают обоснованными
прогностические предположения, устремленные в будущее.
Общая
педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности
воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного
процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют
два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Общая педагогика содержит
четыре больших раздела: 1) общие основы; 2) дидактика (теория обучения); 3)
теория воспитания и 4) школоведение.[6]
Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали
большими самостоятельными отраслями знаний.
Дошкольная
и школьная педагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь
изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие
специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных
групп. Возрастная педагогика в настоящее время охватывает всю систему среднего
образования. В ее компетенции — и закономерности учебно-воспитательного
процесса в профессионально-технических учебных заведениях, и особенности
воспитания в средних учебных заведениях всех типов, и вопросы воспитания
молодежи, получающей среднее и высшее образование через систему вечерних
(сменных, заочных) школ или с помощью сети Интернет (дистанционное обучение).
Завершено или завершается оформление самостоятельных педагогических дисциплин,
отражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах
или типах учебно-воспитательных учреждений — дошкольной педагогики, педагогики
профтехшколы, производственной педагогики, педагогики дистанционного обучения и
др.
Среди
отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро
прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного
процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации,
специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в
том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в
тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения
квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации
работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний,
приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Военная педагогика исследует
особенности воспитательных процессов в специфических условиях.
В
подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная,
пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогики и
др.
Люди
с разными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия
специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих
занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых —
олигофренопедагогика. В последнее время активно развиваются новые отрасли
педагогики — профилактическая (лечебная), реабилитационная, коррекционная,
превентивная.
Особую группу
педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные,
методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных
дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой
преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.
Заключение
Педагогика
— одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то
есть ее предметом является воспитание,
процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти
исключительно биологического, формируется личность - существо социальное,
сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот
процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются
устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения
влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и
изучает педагогика.
Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения
и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних
исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные
педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,
разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого
знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей
обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского
мастерства.
К усвоению педагогики надо подходить как к научно –
познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое
искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может
быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв,
внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства,
путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного,
каждодневного труда.
Список использованной литературы
1.
Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. - М.:
Наука, 1998.
2.
Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: ЮНИТИ,
1990.
3.
Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М.:
Просвещение, 1999.
4.
Константинов
Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики - М.: Просвещение, 2004.
5.
Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш.
пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003.
6.
Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.:
Российское педагогическое агентство, 1995.
7.
Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред.
Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1999.
8.
В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика.
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.:
«Школа-Пресс», 1997.
9.
Подласый И. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.
10.
Прокопьев И. И. Педагогика. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997.
11.
Федеральный
закон от 13.01. 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» (ред. от 28.02.2008 г.) //
Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №3.
12.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Высшая
школа, 1990.
[1] Педагогика. Учебное
пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995. С.125.
[2] Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов.
- М., 1999. С. 239.
[3] Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф.,
История педагогики - М., 2004.С. 175.
[4] Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед.
институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1999. С. 236.
[5] Федеральный закон от 13.01. 1996 г. №12-ФЗ «Об
образовании» (ред. от 28.02.2008 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2008. №3.
[6] Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003.С. 241.
Страницы: 1, 2
|