Православное воспитание
Православное воспитание
Содержание
Введение................................................................................................. 3
Глава I. Истоки православного воспитания в
семье.............................. 6
1.1. Воспитание детей первыми христианами.................................... 6
1.2. Православное воспитание детей в
дореволюционной России и семье 11
Глава II. Особенности семейного православного
воспитания детей.. 17
2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в
духе веры Христовой и Благочестия.................................................................................................................... 17
2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных
черт характера.... 25
2.3. Воспитание мальчика-христианина........................................... 34
Заключение........................................................................................... 39
В наше время люди все больше и больше начинают
отдаляться от Бога, неверие в Бога становится явлением общепризнанным и
общераспространенным, равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего
тона, а полное безверие — признаком образованности. По мнению священника А. Гиляревского,
в наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе
религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить
чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и
образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров
разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд, это
происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения
родителей донести до сознания ребенка основных христианских законов [5:409].
Сплошь и рядом распространен, так называемый,
атеистический гуманизм, который исповедует немалое число родителей,
воспитывающих своих детей. Его можно сравнить с замком на песке, потому что
духовным фундаментом, в данном случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.… Вот
как описывает актуальность воспитания детей в христианской семье и в духе Веры
христовой и Благочестия Д.А. Авдеев.
По его мнению, дети слышат запреты и
увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать
чужое, почему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе
деткам не рассказывают. В школе, в армии, лицее или институте от этого
гуманизма остается все меньше и меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал
Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим
советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного
благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати
Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется [4:128].
По материалам В. Зеньковского, в
современном обществе, в котором так сильно распространено безверие, психическая
потребность религии удовлетворяется целым рядом суррогатов. Эта психическая
неустранимость религии лучше всего свидетельствует о том, что религия является
глубокой и внутренне необходимой функцией нашей души [3:220]. Поэтому функция
семьи и церкви — религиозное настроение естественным образом с самого раннего
детства.
Кроме этого, данная тема актуальна еще и
потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской
веры. По данным исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают
детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают,
— как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают
детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет
«естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских
глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к Богу,
развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все
сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на
детской душе и имеет свое образное отражение. [8:124].
Мы считаем, что в семье должно присутствовать
и светское и религиозное воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе,
учимся в светских школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят
порой несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей
жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими религиозными
устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по какому пути пойти
в своей жизни.
Поэтому очень важно освящать эту тему, так
как, несмотря на достаточно большой круг источников, данная тема остается
актуальной.
Цель данной работы — дать анализ семейного
православного воспитания детей.
Задачи данного исследования:
1. Изучить воспитание детей первыми христианами.
2. Исследовать православное воспитание детей в дореволюционной России и
семье Николая II.
3. Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры
Христовой и Благочестия.
4. Определить черты характера, которые воспитывает православная семья в
ребенке.
5. Дать анализ воспитанию мальчика-христианина.
Чтобы нам лучше понять правил христианского
воспитания детей, познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих
первые христиане.
Первые христиане не только сами заботились
приблизиться к Богу, но и все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их
были достойными христианами. К этому было направлено все воспитание и
образование, какое огни старались дать им.
Прежде всего, древние христиане старались
заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети
впитывали, так сказать, еще с материнским молоком.
Вместе с понятием об Искупителе детям внушали
и высокое учение Его о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как:
о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об
обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать
родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности,
стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и
целомудрии.
Некоторые из христиан все умственное
образование детей ограничивали одним словом Божиим. Другие, наоборот, не
боялись вводить в круг образования христианского юношества некоторые книги и
науки, изучаемые в языческих школах.
Глубокие и обширные познания некоторых Отцов
Церкви в философии, истории, естественных и других науках, беседы их с юношами
и научных предметах показывают, что и сам они были чужды и детей не хотели отчуждать
от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского
благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах позволяли детям учиться
поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным наукам.
Впрочем, все светские и житейские науки были
предметами второстепенными, а главным и первым ее предметом образования было
учение христианское. Сообразно с целью христианского воспитания науки преподавались
только достаточно утвержденным в учении христианском, притом, их позволяли
изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к приобретению
познаний и не для славы и корысти, но только по той мере в какой знание их было
нужно и полезно для добродетелей и для Церкви.
Во всех других случаях такие науки почитались
неприличными для христианина, излишними и даже вредными. Того почитали
несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя
ты и не знал ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда
наступало время учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за
письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания.
Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия,
скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое
наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный
Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он никогда
не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из Библии,
никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих его прочтет
ему из-0 нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва окончит свою
молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию своего отца он
выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это занятие, что не
довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал своего отца, какое
собственное значение того или другого изречения. Подобных примеров много
представляют древние писатели, а из всех этих примеров видно, что Библия была
для детей, как и для всех христиан, предметом тщательного и благовестного
изучения, и была предпочитаема всем другим книгам.
Священное Писание было первой учебной книгой,
так что церковные писатели, говоря о христианских училищах, называют их
училищами Священного Писания, упражнением в Божественных писаниях, а каждый дом
и семейство христиан — Церковью. «Если вы хотите, — говорили учителя Церкви
родителям, — чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа,
предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить
только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После божественных книг
отцы и учителя Церкви советовали родителям давать детям для чтения сочинения
святых отцов [1:237-239].
В молитве древние христиане проводили
наибольшую часть времени, приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся
жизнь их была непрестанной молитвой или, как говорит Климент Александрийский,
«торжественный святый праздник».
Молитвой начинались и оканчивались все их
занятия, начиная от важных до самых незначительных, так что, когда обувались,
надевали одежду, раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или
вставали с места, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились
за стол, вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии,
даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным знамением и
творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не одни возрастные, но
призывали и детей участвовать в Богослужении как общественном, совершаемом
служителями Церкви, так и домашним, совершаемом главою семейства в присутствии
всех обитателей дома; заставляли их затверживать известные молитвы на память,
петь гимны и псалмы при обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью.
Первенствующие христиане удаляли детей от
всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения. Так они
детям ни под каким видом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах,
общественных зрелищах и играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих
стихотворцев, предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной
музыкой, удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного
поведения. В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других
внешних украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.
Оградив детское сердце от всех внешних и
внутренних соблазнов, благочестивые родители употребляли и средства, которые
прямо служили к насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым
из этих средств, после устного и письменного наставления в правилах
христианской жизни, был пример благочестия, который родители показывали в своей
жизни, и которому обязывали подражать всех воспитанников (детей). «Помните, —
писал блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя
примером, нежели словами». Примером учили и воспитатели побуждали детей с
ранних лет упражняться в чтении слова Божия; примером же учили их исполнять
христианские обязанности, изложенные в слове Божием. Дети, находясь под кровом
родительского дома, слышали и видели образец всех добродетелей, непрестанное
молитвословие, действия глубокого смирения, презрения мира, умеренность и
скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище и питье,
целомудрии, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь,
благотворность и прочее [1:250].
Упражнение детей в делах благочестия было
одним из первых средств к утверждению в них навыка и во всякое время
участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Совершалась домашняя
молитва всеми членами семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи,
назначенные для славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую
молитву, в известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и
детей, приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали
их петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.
Родители по большей части сами занимались
воспитанием и образованием своих детей. Имущественно же обязанность эту брали
на себя матери семейств, так как и природа вложила в их сердце более нежность к
детям, и внешние занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и,
следовательно, в их руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание
входило в состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви поставляли
отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через что мог бы
назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом, преимущественно
смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу. Мать, носившая в своем
сердце христианскую жизнь, была истинная образовательницей детей, в
христианском значении этого слова.
Первенствующие христиане сознавали, что пример
благочестивой матери особенно силен.
Первое место после родителей в деле воспитания
занимали у древних христиан восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога
за будущую веру и христианскую жизнь детей, когда эти достигнут возраста
самосознания. В домашние учителя первенствующие христиане избирали обыкновенно
людей зрелых лет и строгой жизни.
При воспитании детей древние христиане
особенно дорожили первыми годами их детства, чтобы, предупредив время полного
развития разума и свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и
расположение к добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание,
родители, прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к
благочестию, чтобы таким образом предупредить влияние других вредных
впечатлений и дать их душе с самых первых минут жизни благочестивое
направление. Дети в раннем возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все,
что слышат; преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко
злу. Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и
Священного Писания [5:149].
Итак, в этом параграфе мы осветили
немаловажный аспект в нашей работе, без которого было бы невозможно полностью
раскрыть тему, — как воспитывали своих детей первенствующие христиане.
Исследования данной задачи позволили сделать следующие выводы:
1. Все воспитание и образование, какое первенствующие христиане старались
дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были достойными служителями
Господа.
2. Главным и первым предметом образования было учение христианское.
3. Наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве.
4. При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами
их детства.
В деле воспитания и образования нужно
считаться со свойствами и качествами данного народа. Русский народ совершенно
своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные
душевные качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека
такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и свойственны
той или другой народности. Каждая народность имеет свои особенности, и дети ее
должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко, свободно и без опасности
переносить все условия данного климата, сохранить дух той религии и
государственных устоев, в которых живет та или другая народность. Воспитание
должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.
В семье, ведя друг с другом разговоры, люди
невольно воздействуют друг с другом, люди невольно воздействуют друг друга.
Желая воспитывать детей в национальном духе, мы в своей семье сами должны быть
(примером) для них примером уважения преданности и любви к своей родине и ко
всему родному.
В допетровские времена образование и
воспитание находилось в ведении Церкви и духовенства, а потому были и
национальные и религиозные и высоконравственные.
Петр I обращается внимание как на обучение
полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа,
причем Церквам и духовенству поругалось следить за этим делом. С того же
времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования,
преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались
воспитатели из Франции, Швейцарии и проч.
Обучение и воспитание при Петре и при
Екатерине II отличались духом патриотизма и были строго национальны. Это давало
возможность получить для самостоятельной жизни и полезной общественной жизни
людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и свой отечество, преданных
учению Православной веры своей Верховной власти и законному Правительству.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|