бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников бесплатно рефераты

Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ


1.Информация об опыте

2.Технология опыта

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Библиографический список

 

Информация об опыте


"Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий".

прот. Зеньковский В.В.


Тема опыта: «Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников»

 

Условия возникновения опыта


Актуальность опыта

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Священник-учёный В.В. Зеньковский считает, что источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В. Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой. Через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке[1]. Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мы знаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечить безрелигиозная культура. Содержание, основанное на православной культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.

Основная идея опыта

Дать детям знания о Православной Церкви и Православном Храме. Способствовать активному освоению детьми православного искусства. Приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц;

Дать представление о Православной Церкви и православном храме, облачении священников; познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры и иконописи;

Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Дать детям первоначальные представления о Заповедях Божиих как основе жизни человека. Раскрыть основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке. Ввести детей в круг основных православных праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Длительность работы над опытом

Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (беседы, игры, занятия).

Теоретическая база опыта

Уясняя сущность православной культуры, следует учитывать, прежде всего, то, что именно Православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. Любое начинание, предпринятое без учета этого обстоятельства, обречено на неудачу. За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал - лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор. Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век. Без понимания сущности православия и идеалов Святой Руси, несводимых к чистой церковности и образцам древней русской святости, нельзя понять всю духовно-нравственную сферу русского народа. Многие элементы духовности возникли еще до принятия Христианства, а православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер.

Согласно православному миропониманию, человек должен стремиться к совершению благих дел. Не совершивший при жизни добра умирает не только телом, но и душой, поэтому пагубен не только грех, но и отсутствие добрых дел. Не формальное следование закону и оправдание земных страстей, плодоносящих зло, а постоянное стремление к добру, к высшему благу, ко всеобщей победе благодати и добра составляют ценностное ядро русской духовности. Стремление к добру, истине, справедливости, пронизывают произведения устного народного творчества, духовные стихи, которые выполняли функции образования и в информационном, и нравственном отношении.

В 1993 г. впервые была разработана "Концепция православного дошкольного воспитания", которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:

·                     Комплект нормативных, и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (составитель Полянская Е.В.) и методическое пособие для детей дошкольного возраста "Основы христианской культуры" (Афанасьева С.) (Смоленская и Калининградская епархия);

·                     "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников" (автор Алексеева Г.Г.) (Саратовская епархия);

·                     "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье" (автор Алексеева Н.М.) (Оренбургская епархия);

·                     Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия);

·                     Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области).

Отдельным разделом выделена Программа для детей старшего дошкольного возраста в содержании нового учебного курса "Православная культура", разработанного специалистами Курского педагогического Университета (проф. Меньшиков В.М.), а также курса "Православная культура", созданного педагогами Ногинского района Московской области под руководством протоиерея Виктора Дорофеева. Разработано и издано "Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста" под редакцией Алексеевой А.С. В пособии изложена примерная программа православного воспитания детей, распределенная по трем возрастным группам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нем содержатся конкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическим разделам: "Ребенок и его окружение", "Бог - Творец мира", "Молитва - общение с Богом" и другие. Это методическое пособие направлено на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своего собственного пути к Нему. Сравнительный анализ показывает, что в первом ряду в настоящее время стоит учебно-методический комплект А.В. Бородиной, разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автора первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати других учебно-методических пособий. В её программе существует достаточно уникальный склад и религиозных, и культурологических знаний, духовных и национальных корней, которые можно применить в любых условиях. В этом курсе есть главное, что необходимо, как мне кажется, – здесь есть любовь, любовь к Отечеству, любовь к традиции, любовь к человеку, любовь к своей вере, любовь к своей истории, и вот через призму этой любви человека к своей Родине, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере – через эту призму человек смотрит на другие религии и понимает, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор[2].

Цель исследования

Познакомить детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.

Задачи:

1.                Провести анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

2.                Осуществить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста на основе православной культуры.

3.                Раскрыть педагогический потенциал православной культуры в современных условиях, ее роль в формировании и развитии общей культуры личности, экологическом воспитании и оздоровлении детей через освоение ими лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.

Методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент;

- наблюдения;

- собеседования с педагогами, родителями.


1.     Технология опыта


Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

У меня в группе дети 5-6 лет. Эта группа считается подготовительной при изучении Курса православной культуры[3], который для детей этого возраста – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. Общей и важной тенденцией этого возрастного периода является закладывание и активное развитие психологических структур личности ребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения. В возрасте 3–5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5–6 лет понимают как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, к 6–7-летнему возрасту, эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий. Курс православной культуры, ведущийся в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшего обучения в старших группах. Он должен включать основные представления, на которые необходимо будет опираться в дальнейшей работе. Вместе с тем ни в коем случае нельзя рассматривать преподавание этого курса в подготовительной группе как узкую подготовку к его изучению в школе, подобно тому, как детство нельзя рассматривать как подготовку к жизни взрослой. И так как детство есть самоценный, но прорастающий во взрослость, и потому ничем незаменимый период человеческой жизни, так же и изучение православной культуры в дошкольном возрасте имеет свое, непреходящее значение. И компенсировать его нельзя. Считаю, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по- новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: “Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие[4].

Страницы: 1, 2