Познавательный интерес
Познавательный интерес
Познавательный интерес
Введение
Однажды известного физика Альберта
Эйнштейна спросили : “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все
знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не
знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка.
Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он
намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины
мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он
из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том,
чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на
веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не
останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
В настоящее время исследования ученых
убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют
талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в
том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного
действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему
природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому
особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов
познавательной деятельности.
Познавательный интерес – избирательная
направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта
направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым,
более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь
познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека
постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он
испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес
положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на
протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания,
которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и
направленность.
Познавательный интерес - это один из
важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под
влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более
продуктивно.
Познавательный интерес при правильной
педагогической организации деятельности учащихся и систематической и
целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой
чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед
нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого
утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок
занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда
же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация
познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса
не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения
необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес
учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное
средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только
на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением
к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и
усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его
союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие
организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе
своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника,
собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы
услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки,
родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и
отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое
положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание
учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже
к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного
дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых
лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о
пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом
процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему
хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
II Формирование познавательных интересов в
обучении.
Познавательный интерес, как и всякая черта
личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в
деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов
учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны
само содержание учебных предметовсодержит в себе эту возможность, а с другой –
путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом
познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему
глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства,
заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса
к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и
подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым,
неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление -
сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы
стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когда
составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые
за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет,
сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному
материалу не может подддерживаться все время только яркими фактами, а его
привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение.
Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным,
должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в
учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для
поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом
видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию
того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество
удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему
растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое
колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является
величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие
обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для
него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это
обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо
переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных
представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания
закономерностей.
Интересу к познанию содействует также
показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо
расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных
поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может
быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный
источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить
желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной
деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить
привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе
положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего через
разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с
особенностью интереса.
Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания – самый
надежный показатель качества знаний, умний и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – самый
трудный момент урока. Дело в том что к моменту проверки работы всегда находится
в классе 8-10 учеников которые с заданием не успели справиться, а ждать их –
значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные
работу. Те кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил,
фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель
в какойто мере помогает ученикам крторые не справились с заданием. Но верный ли
это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день
полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать
задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно?
Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с
дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий,
вариантность, комментирование заданий и наглядность.
ФРАГМЕНТ 1
Предлагаю классу решить самостоятельно
задачу и записать ее решение по действиям :
Ученики должны подклеить 80 книг. Первое
звено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько книг осталось подклеить ученикам?
Работу пишут все ученики. Через 5 минут
вижу, что задачу решили не все. Я открываю на доске краткую запись задачи:
Было-80 кн.
Сделали- 16 кн и 18 кн
Осталось-?
Предлагаю ученикам, которые не успели
выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись
поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю
записать решение задачи выражением. Записываю на доске выражение 80-(16+18) и
прошу 2-3 учеников, справившихся с заданием, объяснить его,
Другим ученикам даю карточки с заданиями:
Узнать сначала сколько всего книг
подклеили два звена вместе …. + …. = ….
Затем узнай, сколько книг осталось
подклеить ученикам: … - … = …
Такая организация работы способствует
самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе.
ФРАГМЕНТ 2
Самостоятельно решить задачу разными
способами:
Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4
альбома по 10руб. каждый. Сколько стоила вся покупка?
Тем, кто справился самостоятельно,
предлагается составить задачу на выражение (4+3)*2
Тем ученикам, которые решили задачу только
одним способом, предлагается рассмотреть рисунок к задаче
|