Повышение компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе
Повышение компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ППМС-ЦЕНТРА С МОУ И МДОУ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 г. отмечается: «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением
и специальными условиями для обучения в общеобразовательном ДОУ и школе по
месту жительства».
По статистическим данным соцзащиты
в г. Лысьва Пермского края в последние годы численность детей с ограниченными
возможностями здоровья увеличилась на 15%. Общая численность детей составляет
22 380 человек, из них 522 ребенка имеют инвалидность (2,5% от общего количества
детей). 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, также
растет и общая заболеваемость детей.
Этими фактами обусловлена
ситуация, при которой дети, имеющие особые потребности в обучении и воспитании,
поступают в общеобразовательные ДОУ и ОУ, где обучение идет без учета специфики
их нарушений.
Это приводит к тому, что
до 20 % детей, уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в
состоянии в необходимом объеме усвоить программу. И около 30% детей (по данным
ПМПК) с проблемами в развитии обучаются по месту жительства в общеобразовательных
школах, в массовых классах.
Таким образом, складывается
очень противоречивая болезненная ситуация. С одной стороны, процент детей с
особыми образовательными нуждами достаточно высок. С другой стороны,
среднестатистический педагог ДОУ и начальной школы не готов к обучению этих
детей в силу своей профессиональной подготовки. Более того, уже сейчас можно
прогнозировать повышение удельного веса детей с ОВЗ в общеобразовательных
классах.
Совершенно очевидна
необходимость немедленного повышения профессиональной компетентности педагогов
дошкольного и начального образования в области интегрированного обучения детей
с ОВЗ.
Термин «интеграция» имеет
многозначную и вариативную трактовку в работах ведущих учёных в области
специального образования. Н.М. Назарова отмечает, что составной частью
интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в
общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного
обучения с нормально развивающимися сверстниками.
Можно считать, что
интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая
проницаемыми границы между ними, отражая новые механизмы взаимодействия этих
систем, требует создания определенных условий со стороны подготовленности
общеобразовательных учреждений общего назначения, их педагогических кадров,
всестороннего научно-методического обоснования, освоения обществом нравственных
основ идеи интеграционного обучения.
Повышение квалификации педагогов
возможно в лаборатории специального (коррекционного) образования ГОУ ДПО
ПКИПКРО. Но обучение педагогов по месту работы и проживания гораздо
предпочтительнее и эффективнее. Такой обучающей структурой является наш «Центр
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения». Мы работаем с
двумя категориями педагогов:
·
учителя и
воспитатели общеобразовательных интегрированных классов и групп;
·
педагоги,
посещающие специализированные РМО школьных логопедов, логопедов ДОУ, учителей
начальных классов VII вида,
организованные ППМС – центром.
Эти объединения ориентированы
на более узкую проблему развития детей, однородный состав класса. В реальности
в классе педагог сталкивается с проблемой обучения детей с нарушением письма и
речи, нарушением зрения, НТШОП, СДВГ, ЗПР, нарушением интеллекта.
В рамках повышения
профессиональной компетентности центром налажена система сотрудничества с ДОУ и
ОУ через выходы специалистов: логопедов, психологов, дефектологов с
лекционно-практическим материалом на педагогические советы, организованные групповые
консультации учителей и воспитателей по параллелям. За 2009 – 2010 учебный год
специалистами ППМС – центра проведено 28 групповых консультаций, 2 семинара, 1 практическая
конференция, 1 курсы повышения квалификации. Охвачено более 500 человек. Тематика
занятий была определена заранее и составлен план взаимодействия с каждым ОУ и
ДОУ на весь учебный год. Примерная тематика консультаций:
·
«Преодоление трудностей усвоения
программ по русскому языку. Коррекция устной и письменной речи для 1-4
классов», «Фонетическая ритмика», «Принципы работы с детьми логопатами», «Коррекция
дисграфии»;
·
«Технологии
коррекционно-развивающего обучения», «Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР, основные направления коррекционной работы», «Формирование приемов
умственной деятельности у младших школьников», «Познавательное развитие ребенка
в ходе игровой деятельности», «Индивидуальный и дифференцированный подход к
детям на уроках и занятиях».
·
«Как
взаимодействовать с гиперактивным ребенком», «Навыки эффективного общения», «Причины
агрессивного поведения детей», «Почему в одной семье разные дети»;
Все омероприятия получили
положительную оценку педагогов и администрации ОУ и ДОУ: «получили много
полезной информации, так как данная тема действительно актуальна…», «изложенный
материал носил глубокий теоретический и практический характер, необходимый для
работы…», «большое спасибо за интересную и содержательную, практическую консультацию».
По окончании
консультации педагоги получают: пакет подобранных диагностических материалов,
методические рекомендации по работе с разными категориями детей, практические
материалы (дидактические игры, задания и упражнения), которые можно применять
на уроках и занятиях.
Специалисты нашего центра
активно включаются в просветительскую деятельность, посредством электронных
носителей через сеть Интернет систематически размещая информацию для педагогов
и родителей на собственном сайте, а также в электронном журнале «Счастье
воспитания» при ЦНМО.
Дальнейшая работа ППМС –
центра направлена на более детальную проработку данной проблемы через
организацию проблемных групп и ПДС для педагогов по структуре дефекта, а также
на объединение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в группы и клубы с общими
проблемами.
|