Понятие и задачи профориентологии
Понятие и задачи профориентологии
Введение
Дисциплина «Основы профориентологии»
- отрасль психологических знаний и важное звено общей специальной подготовки
студентов специальности «Педагогика и психология».
Проблема
профориентационной деятельности на современном этапе в системе образования
стоит особенно остро, в этой связи работа психолога в школе в целях оказания
практической помощи подросткам включает профконсультационный и
профдиагностический компоненты. Основные решаемые задачи данного курса – помочь
школьникам в профессиональной ориентации и личностно-профессиональном самоопределении
и подготовить их к профессиональной работе в новых экономических условиях.
Выпускники
общеобразовательной и профессиональной школ страдают от неопределенности своей
будущей карьеры, многие из них нуждаются в специальном консультировании и
психологической помощи. В настоящее время рынки профессий и образовательных
услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50% выпускников
вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили
образование; около 60% выпускников средних специальных заведений и 70%
выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не
востребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессии для
молодого человека является основой самоутверждения в обществе.
Для адекватного выбора
выпускнику школы необходимо проделать большую, сложную внутреннюю работу с помощью
тестов-опросников, помогающих осознать кем быть, каким быть, к какой социальной
группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели определить для себя
в будущем.
1. Понятие профориентологии
Профориентология
— научная дисциплина,
находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты,
механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Цель
профориентологии —
оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в
процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического
потенциала личности.
В процессе профориентации
проводится работа профориентолога, в которую он вовлекает учеников на всех
этапах их обучения. Работа по профориентации охватывает такие этапы:
информационный (профобразование), диагностический, консультирование, трудовые
пробы, собеседования.
2. Этапы
проведения профориентации
Первый этап -
информационный. Прежде чем выбрать профессию, абитуриенты должны получить
максимум информации о профессиях, их сути, статусе на рынке труда, уровнях образования,
перспективах трудоустройства, возможностях продолжения обучения.
Информационно-справочные,
просветительские методы:
·
профессиограммы —
краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с
трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и понятные формы описания профессий);
·
справочная
литература (при условии достоверности такой справочной информации);
·
информационно-поисковые
системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест
работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек
и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
·
профессиональная
реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности
для тех, кому такая реклама предназначена);
·
экскурсии
школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного
подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
·
встречи
школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального
отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
·
познавательные и
просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
·
профориентационные
уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
·
учебные фильмы и
видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для нашей страны, так как
показывать почти нечего);
·
использование
средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном
учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего
не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить
впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения
«объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода
«редакторским правкам» и «цензуре»);
·
различные
«ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в
профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.
Второй этап -
диагностика. Для того, чтобы избрать какую-либо конкретную профессию,
абитуриент должен определить свои способности, интересы, понять, осознать до
конца свой выбор.
Методы
профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):
·
беседы-интервью
закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
·
открытые
беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных
вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о человеке
больше информации, чем традиционное тестирование);
·
опросники
профессиональной мотивации (специалисты считают, что для человека, выбирающих
массовые профессии, т. е. для большинства, это более важная диагностика, чем
определение способностей к профессии);
·
опросники
профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и
особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники
оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для
большинства же профессий «профпригодность формирмируется в самой трудовой
деятельности» — по Е. А. Климов);
·
«личностные»
опросники (для их использования требуется особая подготовка профконсультантов,
понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в
профконсультации. По-настоящему личность нельзя «просчитать», настоящий
личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни
(например, на «референдумах» при «голосованиях», когда испытывается способность
противостоять изощренной пропаганде); иногда о человеке можно многое сказать и
по его поведению в общественном транспорте; таким образом, получается, что тест
на «личность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но, с
другой стороны это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни так
что очень сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме жизни;
·
проективные
личностные тесты (требуется особая подготов профконсультанта для их
использования);
·
метод наблюдения
— это «один из основных научно-практических методов работы психолога» — по Е.
А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта
и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов
интерпретации результатов и др.);
·
сбор косвенной
информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и
других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого
опроса);
·
психофизиологические
обследования (в широкой практике имеет смысл для профессий с особыми условиями
труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных
видов трудовой деятельности);
·
использование
различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты
профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего
профессионального поведения участников этих процедур;
·
исследование и
наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности. Использование
различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и
изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные
действия.
Третий этап -
консультирование. Предусматривается, что в течение консультаций каждый
абитуриент получит индивидуальную консультативную помощь в выборе профессии с
использованием профессиограм и психограм. Также проводится работа со Схемой
анализа профессий. В процессе консультаций может происходить переориентация
абитуриентов на другую профессию (специальность), если выбранная ними профессия
неактуальна или не соответствует способностям абитуриента, однако окончательный
выбор всегда остается за ним.
Четвертый этап - трудовые
пробы. На этом этапе мастера производственного обучения или педагоги проводят
практику с абитуриентами, которые первично определились с профессией
(специальностью), в лабораториях и учебно-производственных мастерских
учреждений профессионального обучения. Во время трудовых проб абитуриенты
знакомятся с рабочими местами, их техническим оснащением, сравнивают свои
ожидания с реальными условиями трудовой деятельности; оценивают свои
возможности в выбранной профессии.
Пятый этап -
собеседование. Администрация и работодатели общаются индивидуально с каждым
абитуриентом. Цель собеседования - определить, готов ли абитуриент работать, и
в случае его готовности предложить ему вакансию.
Услуги профориентации
обычно предоставляются специалистами Государственной службой занятости в
городских и областных службах занятости.
3. Должностные
обязанности
·
Осуществляет
профессиональное воспитание личности, содействует формированию и развитию профессионально
значимых склонностей, способностей, интересов человека на всех этапах его
профессионального самоопределения, в различных видах деятельности
(познавательной, коммуникативной, игровой, учебной, трудовой) в учреждениях
образования и других организациях всех форм собственности.
·
Моделирует
процесс выбора специальности и квалификации с учетом возрастных особенностей и
социального опыта личности.
·
Оказывает
педагогическую поддержку молодежи и трудоспособному населению в формировании
положительной мотивации к профессиональной деятельности.
·
Разрабатывает и
проводит мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению
личности, формированию активной позиции в период профессионального выбора.
·
Раскрывает
содержание специальностей и квалификаций, их социально-экономические
характеристики, физиологические и психологические качества личности специалиста
и рабочего, необходимые для освоения и выполнения конкретного вида
деятельности.
·
Консультирует по
вопросам профессионального образования.
·
Информирует об
условиях, способах, формах освоения специальностей и присвоения квалификаций.
·
Пропагандирует
профессии и специальности, соответствующие важнейшим направлениям
социально-экономического развития страны, способствует формированию
положительной мотивации к овладению ими.
·
Организует и
проводит профессиональные консультации.
·
Осуществляет
информационно-педагогическую поддержку личности в поиске вариантов ее
профессионального становления и развития.
·
Содействует в
выборе, коррекции, планировании профессиональной карьеры человека.
·
Способствует
реальной самооценке профессиональных возможностей личности.
·
Производит
описание профилей и направлений образования, групп специальностей с
определением их социально-экономического значения, перспектив развития, условий
труда и его оплаты, с учетом медицинских и других ограничений.
·
Организует и
проводит конференции, семинары, совещания по проблемам профориентологии.
Должен знать: нормативные
правовые акты и методические документы в области профессионального образования
и воспитания; профориентологию как научную дисциплину в совокупности
педагогических, психологических и философских знаний; профессиональную
педагогику; психологию личности и психологию труда; нормативные правовые акты,
руководящие и методические документы, относящиеся к сфере образования и
деятельности педагога-профориентолога; профессиологию; образовательные
стандарты всех уровней и ступеней образования; квалификационные характеристики
должностей служащих и тарифно-квалификационные характеристики рабочих;
информацию о потребностях рынка труда в стране и регионах, о перспективах
развития видов экономической деятельности в республике; основы информационных
технологий; теорию и практику администрирования баз данных; теорию и практику
работы с персоналом; основы теории качества образования; основы социологии и
методы социологических исследований; основы трудового законодательства; правила
и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Вывод
Выбор профессии – важный
шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому
стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.
Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она
должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда
взаимосвязанных этапов.
Сформировать у школьников
личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные
цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях
с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через
дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными
знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения
специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее
системы в общеобразовательных учреждениях
Профориентационная работа
со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она
проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой
школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей
учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и
воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.
Список
литературы
1.
Пряжников,
Н.С. Психология труда и человеческого достоинства М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 480 с.
2.
Крюкова Е.П. Методы
и формы профориентационной работы в школе. – Омск: «ООЦПО». 2001.
3.
Климов,
Г.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 1996. 512 с.
4.
http://psy.piter.com/
5.
http://bankzakonov.com
|