Положение о паспортизации учебных кабинетов, лабораторий, полигонов, мастерских производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования Красноярского края
Положение о паспортизации учебных кабинетов, лабораторий, полигонов, мастерских производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования Красноярского края
Положение о паспортизации учебных кабинетов, лабораторий,
полигонов мастерских производственного обучения учреждений начального и
среднего профессионального образования Красноярского края
Общие положения
Данное Положение вводится с
целью создания единой системы методических документов, объединяемых в
учебно-методические комплексы по профессиям, специальностям и дисциплинам.
Основными задачами внедрения
данного Положения являются:
повышение качества подготовки
обучающихся путем системно-методического обеспечения учебного процесса;
упорядочение требований к
составу и оформлению учебно-методической документации;
создание механизма для анализа
методических документов.
Положение определяет состав и
правила составления учебно-методических комплексов с учетом современных
требований.
Основные понятия
Паспорт кабинета (учебной
дисциплины образовательной программы) - это комплект документов и материалов,
определяющий уровень обеспеченности дисциплины основным и специальным
оборудованием, учебной, методической, справочно-библиографической и иной
литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и
другими источниками, обеспечивающий эффективную работу обучающихся по всем
видам занятий в соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта и учебного плана.
Паспорт разрабатывается в
соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины и обеспечивает:
необходимый уровень и объем
содержания образования;
организацию обучения, включая
контроль знаний (текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию);
методическое сопровождение
процесса обучения;
дополнительную информационную
поддержку процесса обучения информационно-справочными материалами.
Порядок поспартизации кабинета (лаборатории, мастерской производственного
обучения)
Паспортизация кабинетов
проводится комиссией по паспортизации образовательного учреждения в течении
учебного года по мере подачи заявок в КГБОУ ДПО "Учебно-методический центр"
(см. Приложение 1). Состав комиссии утверждается приказом директора
учебно-методического центра.
После подачи заявки в КГБОУ ДПО
"Учебно-методический центр" предоставляется паспорт комплексного
методического обеспечения, который рассматривается комиссией в течение 1 месяца.
После рассмотрения паспорта,
комиссия посещает кабинеты (мастерские п\о) образовательного учреждения и
принимает решение о соответствии комплексно-методического обеспечения кабинета,
мастерской п\о, лаборатории, дисциплины (профессии) требованиям паспортизации (см.
Приложение 2).
Сертификат соответствия паспорта
на кабинет, лабораторию, мастерскую п\о, выдается при условии обеспеченности
дисциплины (профессии) не менее 85%. Сертификат комплексного методического
обеспечения выдается сроком на 5 лет.
По истечении периода действия
сертификата кабинет подтверждает право сохранения паспортизированного статуса.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм в учебном помещении
Требования к устройству,
содержанию, организации образовательного процесса должны соответствовать
Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации учебно-производственного
процесса в образовательных учреждениях начального профессионально образования (СанПиН
2.4.3.1186 - 03).
Соблюдение техники безопасности
В кабинете, лаборатории,
мастерской п\о необходимо иметь:
оснащенную аптечку;
памятку по оказанию доврачебной
помощи пострадавшим при несчастных случаях;
инструкцию по технике
безопасности для обучающихся, разработанную в соответствие с действующими
отраслевыми инструкциями по охране труда; журнал учета инструктажа по
безопасности учебного процесса.
Общие требования безопасности к
оборудованию в производственной мастерской:
техническая исправность
оборудования, наличие заграждений, заземлений, самовыключателей, защитных
устройств, предохранителей и других средств, обеспечивающих безопасность работы
обучающихся;
достаточная освещенность рабочей
зоны, обеспечение условий для наименее утомительной рабочей позы обучающегося и
наиболее экономичных движений, оснащение в случае необходимости устройствами
для работы сидя;
оснащение аварийной
сигнализации, устройствами для дистанционной связи с мастером производственного
обучения;
удобства для текущего
обслуживания оборудования, очистки и уборки.
Оснащение кабинета, мастерской п\о
Оснащение кабинетов, мастерской
п\о, лаборатории должно соответствовать требованиям к устройству, содержанию,
организации образовательного процесса в учреждениях НПО (СанПиН 2.4.3.1186 - 03
п. п.2.2.1, 2.2.2, 2.2.3).
Требования к оснащению кабинета,
мастерской п\о делятся на общие и специальные.
Общие требования к средствам
обучения представляют собой комплекс норм и условий, обеспечивающих оптимальные
возможности повышения эффективности учебного процесса в соответствии с
поставленными дидактическими целями и задачами обучения.
К специальным требованиям по
оснащению мастерской относятся условия, необходимые для формирования и развития
профессиональных компетентностей.
Основу требований к оснащению
учебно-материальной базы составляют перечни основного и вспомогательного
технологического оборудования, рабочего и контрольно-измерительного
инструмента, приборов, приспособлений, оснастки и др.
К обязательному оснащению
относятся:
подиум, на котором размещается
оборудование;
рабочий стол, стул преподавателя
(мастера п\о), классная доска, ученические столы и стулья;
устройства для демонстрации
трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;
помещения для хранения
инструментов, приспособлений, материалов, документации, дидактических и
технических средств обучения;
шкафы для хранения спецодежды.
К дополнительному оснащению
относятся:
препараторская;
пульт демонстрационного
управления;
оборудование специального
назначения (специальный щит для подачи на рабочие места учащихся электрического
тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п., умывальники с подачей холодной и
горячей воды).
Приложения
Приложение 1
В комиссию по паспортизации
учебных
кабинетов, лабораторий,
мастерских п\о
ЗАЯВКА
на получение сертификата
кабинета (лаборатории, мастерской п\о)
Образовательное
учреждение________________________________________
просит рассмотреть вопрос о
выдаче сертификата соответствия паспорта кабинета (лаборатории, мастерской п\о)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование, номер кабинета (мастерской
п\о, лаборатории), Ф. И.О. зав. кабинетом)
Директор ГОУ_________________
"___"_______________20___г
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ
ПОСТПАРТИЗАЦИИ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ, ЛАБОРАТОРИИ, МАСТЕРСКОЙ П\О (ФОРМА
ПАСПОРТА)
СОСТАВ ПАСПОРТА
1. Нормативно-методические
материалы:
Государственный образовательный
стандарт НПО (дисциплины);
Комплект учебных программ,
рекомендуемых ФИРО;
Учебный план ОУ;
Рабочая учебная программ;
перспективно-тематический план (или
перечень учебно-производственных работ);
Нормативы оснащения кабинета (мастерской
п\о), рекомендованные ФИРО.
2. Учебно-информационные материалы:
перечень оборудования общего
назначения и технические средства обучения (таблица 1);
перечень основной (дополнительной)
литературы (таблица 2);
перечень средств обучения (таблица
3).
3. Учебно-методические
материалы:
методические рекомендации к лабораторным
и практическим занятиям;
технологические карты, лекции;
задания для самостоятельной
работы (по темам);
дидактический материал для
закрепления нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ И
ТЕХНИЧЕСИКЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Таблица 1
Наименование необходимого оборудования
|
норма
|
Факт
(2009 г)
|
% обеспечения
|
Приобретение по годам
|
2010
|
%
|
2011
|
%
|
2012
|
%
|
2013
|
%
|
2014
|
%
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий процент обеспечения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНАЯ
Литература (основная, дополнительная)
Таблица
2
Вид учебной литературы
|
Автор
|
норма
|
Факт
(2009 Г)
|
% обеспечения
|
Приобретение по годам
|
2010
|
%
|
2011
|
%
|
2012
|
%
|
2013
|
%
|
2014
|
%
|
1. Учебники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Справочники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Сборники задач и упражнений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Словари
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Сборники инструкционных карт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Альбомы рабочих чертежей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Атласы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Контурные карты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. И т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий процент обеспечения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы программы
|
Средства обучения
|
норма
|
Факт
(2009 Г)
|
% обеспечения
|
Приобретение по годам
|
2010
|
%
|
2011
|
%
|
2012
|
%
|
2013
|
%
|
2014
|
%
|
Название темы
|
Натуральные объекты
1.
2.
…
Изобразительные пособия
1.
2.
…
Знаковые пособия
1.
2.
…
Экранные и экранно-звуковые, электронные средства обучения
1.
2.
…
Материалы тематического контроля
1.
2.
…
Другое…
1.
2.
…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий процент обеспечения темы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий процент обеспечения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 3 паспорта является
основой планирования комплексного обеспечения дисциплины, профессии в целом. В
ней фиксируется обязательный минимум средств обучения, необходимых для
качественного изучения учебного материала. При составлении паспорта в форму
включаются все необходимые средства обучения: и те, которые имеются в учебном
кабинете (лаборатории, учебной мастерской) на время составления паспорта, и те,
которых нет, но должны быть. Это дает возможность для планомерной работы по
разработке, изготовлению и приобретению недостающих средств обучения.
Если средства обучения темы
предусматривает их изменения, то данная тема разбивается на подтемы.
|