Половая дифференциация
С другой стороны, ловкостью рук, отличаются девочки. В раннем детстве подтверждением служит тот факт,
что девочки обычно раньше и лучше мальчиков умеют сами одеваться. Лучшее
управление пальцевыми и запястными движениями у девочек проявляется также при
мытье рук и поворачивании дверных ручек.
Мужское превосходство в крупных телесных движениях
в значительной степени может быть результатом структурных факторов мышечной
силы, а также размеров и пропорций тела. Преимущество женской мануальной
ловкости и скорости, а также управления мелкими движениями, с другой стороны,
изначально проистекает из акселерации развития девочек. Вообще, в развитии
индивидуума мелкое движение следует за крупным движением тела. Поэтому у
девочек можно было бы ожидать более раннего развития мелкой моторной
координации в сравнении с мальчиками. Эти первичные биологически определенные
половые различия оказывают влияние на приобретение интересов и навыков,
приводя, таким образом, в движение прогрессивный механизм дифференциации между
полами.
В заданиях, предполагающих быстрое восприятие
деталей и частую смену внимания, обычно отличаются
женщины. Это одна из основных возможностей, измеряемых тестами на канцелярские
способности, которые женщины постоянно выполняют лучше мужчин.
Существенные различия в пользу мужчин были
обнаружены в другом типе перцептивной функции, касающейся пространственной
ориентации.
2.2. Вербальные функции
Женское превосходство в вербальных, или
лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста. Это
различие обнаруживалось почти в каждом изучавшемся аспекте языкового развития и
с удивительным постоянством описывалось разными исследователями. Наблюдения за
нормальными, а также одаренными и умственно отсталыми детьми показали, что
девочки в среднем начинают говорить раньше мальчиков. Девочки дошкольного
возраста также пользуются большим словарным запасом. Девочки начинают использовать
предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по
своей структуре предложениям. Они также быстрее продвигаются в обучении чтению.
Девочки в более раннем возрасте достигают зрелости
в произнесении звуков. Их артикуляторные способности в первом классе школы
приблизительно те же, что у мальчиков во втором классе. В этом эволюционном
различии моторных аспектов речи может заключаться разгадка общего женского
превосходства в лингвистических функциях. Акселерация девочек в физическом
развитии, вероятно, объясняет их более быстрый прогресс в артикуляции, что, в
свою очередь, может давать сильное изначальное преимущество в овладении всеми
языковыми фазами.
Девочки удерживают превосходство во многих аспектах
вербального функционирования на протяжении периода начальной и средней школы.
Написанные за одно и то же время сочинения девочек оказались длиннее,
количество слов, используемых мальчиками начальной школы, составляло в среднем
86 % от слов, используемых девочками. Девочки обычно отличаются скоростью
чтения, а также выполнением таких тестов, как нахождение противоположности,
аналогии, завершение предложений, завершение рассказов и расчлененные
предложения. Соответствующие данные получают из исследований, использующих
раздельные вербальные тесты, а также из анализа субтестов на интеллект. Общее
превосходство девочек в нескольких распространенных тестах на умственные
способности проистекает отчасти из их преимущественно вербального содержания.
2.3. Память
Девочки преуспевают и в тестах на память, хотя расхождения здесь не отличаются ни величиной, ни устойчивостью,
как в вербальных тестах. В стандартизованной выборке значительно больший
процент девочек проходил тесты на запоминание картинок и воспроизведение по
памяти цепочки бисера. Однако в арифметическом тесте и запоминании
геометрических форм половые различия незначительны и неустойчивы. В запоминании
рассказов результаты часто зависят от сравнительной привлекательности
содержания для двух полов.
Девочки демонстрируют более устойчивое
превосходство в логической, чем в механической памяти. Это может быть
результатом того, что тесты на логическую память опираются на способность к
чтению. Другое наблюдение говорит о более ярком воображении женщин в ощущениях
любой модальности.[4]
2.4. Пространственные и
технические способности. Числовые способности
Различие в пользу мужчин неоднократно наблюдалось в
тестах на пространственные и технические склонности.
В числовых тестах вновь обнаруживаются величайшие
различия в пользу мальчиков. Однако такое мужское преимущество не проявляется
приблизительно до середины начальной школы. Наблюдения за детьми дошкольного
возраста показывают либо незначительные половые различия, либо небольшое
превосходство девочек в раннем развитии числовых понятий. Обследования детей в
детском саду и первом классе школы также не выявили существенного полового
различия в арифметических способностях.
Среди детей начальной школы и более старших
испытуемых тесты на вычисления показывают или отсутствие половых различий, или,
что встречается более часто, расхождение в пользу девочек. С другой стороны, в
арифметических задачах и других тестах числового мышления замечено довольно
устойчивое мужское превосходство. Мальчики значительно выделяются в тестах
арифметического мышления, изобретательности (более трудный
тип числового мышления) и индукции (где надо найти
обобщенное числовое правило). В большинстве групповых тестов на интеллект на
уровне начальной, средней школы мальчики превосходят девочек в арифметическом
мышлении и завершении числового ряда. Мальчики обычно получают более высокие
оценки в тестах числового мышления.
Несколько исследований выявляют половые различия в
общем способе разрешения проблемы. Половое различие значительно в превосходстве
мужчин в проблемах, требующих переструктуризации, то есть отказа от первоначального подхода и организации фактов
по-новому.
3. Половые роли в детстве
В последние годы психологи, антропологи и социологи
все больше интересуются изучением дифференциации половых ролей в современной
культуре. С младенчества мальчики и девочки воспитываются в разных
«субкультурах». С ними во многом по-разному обращаются родители, другие
взрослые и друзья. Личности матери и отца сами по себе являются важными
факторами в развитии представления ребенка о половых ролях. Однако для мальчика
и девочки существует еще много других способов, позволяющих осознать, чего от
них ожидают в речи, манерах, одежде, игровой активности и других аспектах
поведения.
Существует несколько теорий объяснения того, как
происходит половая идентификация ребенка в семье. Теория моделирования,
следуя взглядам Фрейда, утверждает, что ребенок бессознательно идентифицирует
себя с родителем своего пола и подражает его поведению. Согласно познавательной
теории, все происходит по-другому: ребенок сначала узнает, что он – мальчик
или девочка, а потом начинает узнавать, как ведут себя мальчики и девочки, и
руководствоваться этими знаниями. Теория социального научения гласит,
что решающее значение в формировании полоролевого поведения принадлежит
поощрению и наказанию: детей поощряют за проявление поведения, свойственного
его полу, и наказывают за поведение, не свойственное представителям его пола.
3.1. «Женская» и «мужская»
культура в детстве
Социализация, в том
числе и половая, исторически осуществлялась, прежде всего, в системе «ребенок –
взрослый», однако половозрастные объединения системы «ребенок – ребенок»,
значительно позже включающиеся в этот процесс, являются также важнейшим
институтом половой социализации. Детское сообщество как носитель собственной
субкультуры обладает специфическими функциями в формировании психологического
пола ребенка: в совместной деятельности и общении «на равных» уточняется и
отрабатывается поведение ребенка в соответствии с его полоролевой позицией,
устанавливаются психологические отличия полоролевого поведения мальчиков и девочек.
В то же время детская субкультура обладает культуро-охранительным
свойством, поскольку благодаря ней сохраняются некоторые формы, тексты,
элементы и стереотипы поведения различных эпох, утраченные в культуре, в том
числе и в сфере полоролевых моделей поведения.
Две половые группы представляют два разных типа
культуры. Так, мальчики отличаются тем, что играют в больших группах и в людных
местах в грубые игры с драками и придают большее значение превосходству в
физической силе. Девочки чаще играют с одной или двумя лучшими подружками и
устанавливают с ними отношения равноправного сотрудничества. Более того,
девочки и мальчики совсем по-разному используют речь: первые – для поддержания
дружеских отношений, вторые – для самоутверждения.
Эти разные стили поведения и общения можно
рассматривать как приобретённые навыки, необходимые для того, чтобы достичь
определённого положения в группах себе подобных. С одной стороны, такие навыки
могут быть полезными при взаимодействиях между взрослыми одного пола, с другой
– они создают препятствия в отношениях между мужчинами и женщинами, т.к.
представляют собой потенциальный источник взаимного непонимания, которое часто
возникает у супружеских пар.
Подводя итог, можно сказать, что культурные факторы
играют важную роль в дифференциации половых ролей и в соответствующих половых
различиях в поведении. Более того, даже когда физические расхождения
способствуют половым различиям в поведении, то это обычно бывает влиянием
косвенного характера, сложным образом, перекрываемым культурными факторами. В
таких случаях к расхождениям в личностном развитии двух полов приводят скорее
социальные следствия физических различий, чем биологические половые различия
сами по себе.
3.2. Свобода пересечения межполовых
границ
Научные данные согласуются со здравым смыслом в
том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо,
а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к
девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. В научных исследованиях половые
роли рассматриваются с трёх сторон: их проявление в поведении, восприятии и
ожиданиях. Примером ожиданий, связанных с половыми ролями, может быть
беспокойство, которое вызывают у родителей женственные мальчики.[5]
Мужественность – нечто
вроде клуба, где мальчикам надо пройти несколько ступеней посвящения. Общие
требования для вступления в этот «клуб» – быть «крутым», а не «неженкой»,
специфические же определяются культурными и субкультурными традициями.
Мальчиков, которые не соответствуют критериям
мужественности и нарушают межполовые границы, другие мальчики дразнят,
высмеивают и избегают их, считают женоподобными и могут даже относить их к
«девчонкам». Девочки же, напротив, могут свободно пересекать межполовые
границы, если они преуспевают в делах, которые в мире мальчиков считаются
главными, например в спорте.
С точки зрения структурной гипотезы,
рассматривающей отношения между полами с позиции силы, нетерпимость к проявлению
у мальчиков поведения, свойственного девочкам, - это способ подчеркнуть более
высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами.
3.3. Укрепление межполовых
границ.
Мнение, что для девочки быть похожей на мальчика -
это «повышение», означает признание неравенства половых ролей. С этих позиций
можно объяснить и другие способы укрепления межполовых границ. Б.Торн называет
взаимоотношения между мальчиками и девочками, служащие для усиления межполовых
границ, «пограничными действиями».[6] Он
выделяет несколько видов их: соперничество полов, игры с преследованием,
ритуалы загрязнения (при этом другой пол считается «грязным») и вторжение в
игру. По его наблюдениям, «пограничные действия» асимметричны хотя бы потому,
что мальчики, занимая в 10 раз больше места на игровой площадке, чем девочки,
гораздо чаще вмешиваются в чисто девчачьи игры, девочки же, если и делают
подобное, то обычно просят разрешения. Вторжения мальчишек настолько привычны,
что девочки вырабатывают оборонительную тактику, охраняют свою игру, прогоняют
мальчиков и жалуются взрослым. Ритуалы загрязнения почти всегда направлены
против девочек, т.к. мальчики считают их заразными или «вшивыми», и этим
поддерживают табу на игру с девочками. Всё это призвано подчеркнуть более
высокое положение мальчиков.
Для того чтобы понять, как структура половых ролей
меняется с возрастом, необходимо иметь в виду одну особенность, непосредственно
не связанную с разделением полов, – противоречивость требований, предъявляемых
к роли. Она наблюдается в обеих половых группах, но в различной форме.
Противоречие для девочек – между традиционным и современным, между ролью
домохозяйки и деловой женщины. Это, без сомнения, следствие исторических
изменений. Противоречие для мальчиков – между мальчишеским идеалом «борьбы и
приключений» и более обыденной деятельностью известных им взрослых мужчин.
У мальчиков сосуществуют две мужские роли:
вымышленная мальчишеская роль и взрослая роль известных им мужчин. Когда у
8-11-летних спрашивали, что должны делать мальчики, получали следующие ответы. Уметь
драться, если встретишься с бандитом, быть сильным, быстро бегать, играть в
разные игры, играть в «крутые» игры, быть «крутым», самостоятельным, уметь
лазить и разводить огонь.[7]
Последние исследования подтверждают особую важность для мальчиков физической
активности. Всё это имеет мало общего с требованиями, которые предъявляются к
взрослым мужчинам. Тем не менее, ясно, что мальчикам с малых лет известна
действительная роль взрослых мужчин.
3.4. Возрастные изменения
Три стадии развития мужской роли: избегание всего
женственного в детстве, физическое совершенствование в отрочестве и стремление
к успеху во взрослом возрасте. В раннем возрасте мальчик постигает, что надо
избегать проявлений женственности. Эти правила ему грубо навязываются, прежде
чем он сможет найти им какие-либо объяснения. Бессознательное отвращение к
гомосексуальности, трудности в выражении чувств и непонимание других людей, возможно,
являются следствием этих запретов. Долгосрочное исследование
мальчиков-подростков, показало, что для них очень важно быть «крутым» и что
положение в группе вплоть до юношеского возраста зависит в основном от
физических данных и способностей к спорту. Третья фаза развития мужской роли
также накладывается на предыдущие и охватывает период от 16 до 20 лет. Она
основана на достижении успеха в одном или нескольких видах деятельности, обычно
требующих физического мастерства.
Эту прерывистость развития мужской роли можно
объяснить и с позиции силы (первая фаза – запрет на женские занятия), и с точки
зрения исторических перемен (две последние фазы). Особое значение физической
силы и спортивных способностей в отрочестве исторически связано с
необходимостью подготовиться к роли бойца и борца, хотя в наше время достижения
мужчин больше определяются интеллектуальными достоинствами и навыками
межличностного общения (третья фаза развития роли).
Женская роль развивается иначе, и основной перелом
наступает в период полового созревания. В это время ролевые требования
становятся строже. Резко снижается терпимость к проделкам девочек-сорванцов,
меньше ценятся спортивные и учебные успехи. Интересы сосредоточиваются на
внешности, моде и свиданиях.
Женскую роль можно разложить на несколько составных
частей, таких как занятия спортом, учёба в школе, забота о внешности и
межличностные отношения. Ужесточение женской роли в отрочестве может быть
способом, с помощью которого утверждается подчинённое положение женщин и их
ценность как сексуального и детородного товара для мужчин. Если это так, то
подобный процесс будет сильнее выражен в тех культурах, где на девочку смотрят
в основном как на потенциальную жену, мать. В современном обществе, несмотря на
достаточно свободное отношение к супружеству, сексуальности и к
профессиональной деятельности женщин, традиционная роль все ещё имеет заметное
влияние. И произойдёт ли ужесточение половой роли в конкретном случае –
определяется относительным вкладом двух типов женской роли – древнего и
современного.[8]
Формирование психологического пола личности ребенка
в социальных группах может быть понято лишь в контексте межличностных отношений
ребенка с помощью анализа историко-культурных форм полоролевого поведения,
эволюции реальных детских сообществ в половозрастной структуре общества. А
также психологических особенностей взаимоотношений современных мальчиков и
девочек в группах своего пола и их развития в прошлом, настоящем и будущем.
3.5. Социальная ориентация
женщин
Это половое различие проявляется в раннем возрасте
и продолжается до старости. Один из возможных факторов социального интереса и социальной
ориентации девочек заключается в их более раннем языковом развитии. Быстрое овладение
речью, безусловно, может давать девочкам преимущество в общении с другими
детьми и взрослыми и, таким образом, способствовать деятельности социального
характера. Однако первостепенная значимость принадлежит едва уловимым
социальным давлениям, действие которых, вероятно, начинается намного раньше их
осознания. Традиционные половые роли и стереотипы почти всегда находят
отражение в установках взрослых по отношению к ребенку почти с самого рождения.
Страницы: 1, 2, 3
|
|