бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Такие дети быстро истощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причём это утомление накапливается в течении дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Это может проявляться в расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Эта характеристика даётся в книги "Специальная педагогика" под редакцией Назаровой Н. М. , так же нам хотелось бы представить характеристику детей с общим недоразвитием речи которую предлагают Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. в своей книге "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников". Авторы говорят о том, что специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений ОНР. Авторы, схематично, разделили детей на три группы.

У детей первой группы имеют место лишь признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

У детей второй группы ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Среди них наиболее частыми являются следующие:

·                   Гипертензионно-гидроцефальный синдром – этот синдром проявляется прежде всего в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также в быстрой истощаемости и перенасыщенности любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.


1.4 Значение и характеристика подвижной игры


В развитии двигательной деятельности ребёнка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль.

Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости.

(Новосёлова С.Л.)

Е.А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребёнка, основной рычаг дошкольного воспитания.

(Аркин Е.А.)

Кандидат психологических наук Новосёлова С.Л. говорит об игре, как одном из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности его отношения с людьми.

(Новосёлова 1989)

Преимущество игры среди различных физических упражнений Аркин Е.А. видит в эмоциональной насыщенности, придающую ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений, устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств – смелости, дисциплины, находчивости и т. д.

(Аркин Е.А. 1948)

Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Хотя определённое содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее, есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребёнку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.

(Фомина А.И., 1984)

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С др. стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющейся жизненный опыт детей.

(Тимофеева Е.А., 1986)

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание, эстетическое, умственное и т.д.

(Новосёлова С.Л., 1989)

Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребёнка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.

(Тимофеева Е.А.,1979)

Разнообразные иговые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.

(Кистяковская М.Ю., 1978)

Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.

(Тимофеева Е.А., 1979)

Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигналы "построиться!" в игре "Дружные ребята" вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движения: лёгкий бег в рассыпную изменяется на целеустремлённый в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.

(Фомина А.И., 1984)

П.Ф. Лесгафт писал: "В играх применяется всё то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умениям занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью".

(Лесгафт, 1951)

Это положение подтверждается работами таких педагогов как М.М. Конторович, Л.И. Михайлова, А.И. Быкова, Т.И. Осокина и др. Они разработали методику проведения подвижных игр в детском саду, обосновали усложнение содержания и правил от группы к группе, определили роль воспитателя.

В процессе игры ребёнок направляет своё внимание на достижение цели, а не на способ выполнения. Он действует целеустремлённо, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

Существуют следующие классификации подвижных игр:

1.                 Кожухова Н.Н. разделила игры:

·                    По сложности;

·                    По двигательному содержанию

·                    По степени физической нагрузки

·                    По использованию пособий и снарядов

·                    По преимущественному формированию физических качеств

Также Кожухова классифицировала игры по сложности:


Элементарные игры

Сложные игры

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твёрдо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребёнок. Это игры преимущественно коллективные. Народные игры относятся к сюжетным.

Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели.

Это:

Игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия)

Игры с элементами соревнования

Несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды; ребёнок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

Игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки) требуют определённых условий; правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очерёдность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов.

Игры- забавы для маленьких детей, побуждают их к двигательной активности.

Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определённой техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощённым правилам.


(Кожухова Н.Н., 2002)

2. Тимофеева Е.А. разделила подвижные игры таким образом:



(Тимофеева Е.А., 1979)

Несмотря на разную классификацию и Тимофеева Е.А. и Кожухова Н.Н. выделяют в подвижных играх сюжетные, бессюжетные, игры – забавы.

Сюжетные игры

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае дети, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

(Тимофеева Е.А., 1979)

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

(Шустова А.И., 1982)

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

(Лайзане С.Я., 1987)

Бессюжетные игры

В эту группу входят игры, разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющих детей и для небольших групп, а также игры, в которых играющие делятся на звенья, команды.

(Шустова А.И., 1982)

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязные игровые действия всех участников. Эти игры основаны на простых движениях, чаще всего бег в сочетании с ловлей и увёртыванием, прятаньем и т.д. Такие игры доступны и малышам и старшим дошкольникам.

(Фомина А.И., 1984)

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. это объясняется выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила требует от участников довольно быстрых и ловких движений, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем возрасте.

(Кожухова Н.Н., 2002)

Игры – забавы

В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры – забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического воспитания, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Эти игры требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

(Тимофеева Е.А., 1979)

Выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре.

Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребёнка и воспитываются его нравственные качества.

Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определённую цель, а форма игры – отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребёнка управлять собой и вызывали "возвышающее чувство удовольствия", эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.

Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, тоесть приучать действовать с различным напряжением. Игры учат ребёнка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

(Лесгафт П.Ф., 1953)

Е.А. Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребёнка, основным рычагом дошкольного воспитания.

(Аркин Е.А., 1948)

В подтверждение этому: Н.К. Крупская в одном из своих выступлений говорила: "Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает". В высказываниях Крупской Н.К. подчёркивается также значение игры для физического развития.

"Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие, такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях".

(Крупская Н.К. 1967)

Подвижные игры, по убеждению Аркина, вносят радость в жизнь ребёнка и способствуют укреплению организма главным образом путём развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.

(Аркин Е.А., 1948)

Также подвижные игры рассматривал Кильпио Н.Н., он говорил о том, что подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре: основная задача заключается в постепенном усложнении игры (её движений, правил, игровой ситуации, условий проведения и методики руководства). В своём сборнике игр Кильпио Н.Н. предлагает игры с мячами, обручами, палками, шнуром и т. д., представляет интересно разработанные варианты с каждым отдельным предметом.

(Кильпио Н.Н., 1968)


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1 База и методы исследования быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста


Цель: Выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.                 Найти и описать базу исследования.

2.                 Подобрать и апробировать тестовые задания по определению уровня развития быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы.

3.                 Описать и проанализировать полученные результаты.

В процессе опытно – экспериментальной работы была проведена беседа с заведующей ДОУ № 34 Шамшиной Оксаной Евгеньевной. В ходе беседы мы узнали, что МДОУ № 34 г. Петрозаводска "Радуга" был основан 27 марта 1967 г. Раньше детский сад принадлежал Октябрьской железной дороге, но с 1 января 2005 г. стал Муниципальным Дошкольным образовательным учреждением. Детский сад № 34 работает по программе "Радуга" (это первый детский сад, который взял на себя эксперимент по программе "Радуга"). В саду функционирует 11 групп (274 ребёнка) - это дети в возрасте с 1,5 до 7 лет. В ДОУ проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и методами. В детском саду проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию:

Страницы: 1, 2, 3, 4