Подготовка школьников к общению
Подготовка школьников к общению
Реферат
по педагогике
студентки
III курса МГЛУ
304 а/в
факультета ГПН
Яншиной
Марии
Подготовка школьников
к общению
Подготовка школьников к общению
понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной
готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической
реализации этой готовности.
Оптимальным временем подготовки
человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек
наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво
усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
В том или ином аспекте вопросы
подготовки и обучения общению затрагивают различные дисциплины: этику,
психологию, театральную педагогику, психотерапию, теорию управления и др. В
силу специфики этих предметов их данные не могут быть прямо перенесены в сферу
воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном
виде.
Подготовка к общению предполагает
определенную дифференциацию учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их
общения, по характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к
общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто
испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа
имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и
пола ребят.
Обучение школьников общению включает
в себя сообщение им необходимых теоретических знаний в соответствии с
возрастными возможностями учащихся и организацию практики общения в
жизнедеятельности коллектива. Сообщение теоретических знаний может осуществляться
в форме специальных бесед, в процессе инструктажа школьников, которым
предваряется введение в жизнь коллектива новых форм общения учащихся, а также в
процессе анализа проведенных мероприятий и жизни коллектива.
Обучение общению школьников,
испытывающих особые трудности в этой сфере, осуществляется с помощью более
глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и
выявления их причин (на психологически доступном уровне).
В опорных школах для этих ребят
организовывались специальные групповые занятия по обучению приемам общения, им
старались обеспечить особую позицию в процессе жизнедеятельности коллектива, в
которой они могли приобрести соответствующий опыт.
Работа по подготовке школьников к
общению включает в себя несколько аспектов: развитие определенных особенностей
мышления и речи учащихся, формирование у них определенных социальных установок
и коммуникативных умений.
Согласно взглядам психологов, за
стадией решения проблем следует стадия, характеризующаяся способностью находить
и ставить проблемы. Свойства этой ступени развития интеллекта – нестандартный
подход к уже известным проблемам: умение включать частные проблемы в более
общие и т.д. Однако этой стадии в развитии интеллекта достигают не все
старшеклассники. Поэтому важным аспектом подготовки школьников к общению
является развитие определенных способностей мышления учащихся, которые, по
данным психологов, играют важную роль в сфере общения личности: открытости
(дивергентности), гибкости (флексибильности), нестандартности ассоциативного
ряда, внутреннего плана действий. Все эти свойства непосредственно связаны с
умением человека видеть проблемы.
Названные особенности мышления
проявляются, развиваются и важны не только для функционирования личности в
сфере общения, но и в других сферах ее жизнедеятельности. Развиваются эти
особенности мышления в процессе всей жизнедеятельности личности и являются
продуктом постановки всего учебно-воспитательного процесса.
Вторым важным аспектом подготовки к
общению является развитие у школьников свободного владения речью, что
предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи,
точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими
словами, подготовленность к выделению из услышанного существа дела, корректную
постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы
партнеров, логичность построения и изложения высказывания, определенный уровень
речевой антиципации (предвосхищения).
Развитие свободного владения речью
реализуется согласно учебным программам во всех классах в процессе обучения.
Важнейшим аспектом подготовки
учащихся к общению является формирование у них социально ценных установок в
сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к
средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату;
отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким
недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в
процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать
партнерам.
Формирование социальных установок в
сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе
всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми
установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.
Эффективным путем формирования
социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная
форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как собрание
(которое в этих целях в массовой практике не используется). Всякое собрание
выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена информацией между его участниками.
В связи с этим особое внимание должно уделяться тому, чтобы школьники учились
слушать и уважительно относиться к высказываемым на собрании суждениям, ясно и
четко излагать собственные точки зрения. Второй функцией собрания можно считать
переработку информации, что требует от учащихся умения обсуждать проблему,
подбирать и излагать аргументы “за” и “против”. Третья – функция поведения –
требует от учеников умения тактично по содержанию и сдержанно по стилю и тону
излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям оппонентов; определенной
степени эмоциональной вовлеченности в процесс решения проблемы, стоящей перед
собранием.
Эффективным способом формирования и
(что особенно важно) изменения социальных установок учащихся в сфере общения
является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников
организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе
общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой
дискуссии выглядит следующим образом: 1) определение и формулировка проблемы;
2) рассмотрение фактов, из которых она вытекает; 3) подбор критериев для оценки
решения; 4) рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов, которые нужно
предпринять для реализации найденного решения.
Эффективность групповой дискуссии во
многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить
ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку
участникам, формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли
участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод
групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся проявить
собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт участия в
поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность
школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению
эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и
своем поведении в процессе общения.
Формирование социальных установок
должно основываться на специфике возрастных типов общения школьников. Однако в
процессе исследования обнаружилась необходимость двойного учета этой специфики
– актуального и предвосхищающего. С одной стороны, у школьников каждой
возрастной группы надо формировать установки в сфере общения, исходя из
специфики их возрастного типа общения. С другой – у каждой возрастной группы
надо формировать установки, которые характерны для последующих возрастных
типов.
Особым разделом работы по подготовке
школьников к общению является развитие и формирование у них коммуникативных
умений: а) умения переносить известные школьнику знания и навыки, варианты
решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в
соответствии со спецификой ее конкретных условий; б) умения находить решения
коммуникативной ситуации из комбинации уже известных школьнику идей, знаний,
навыков, приемов; в) умения создавать новые способы и конструировать новые
приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации. Эти основные умения
конкретизировались в процессе опытно-экспериментальной работы. Были выделены
несколько групп коммуникативных умений:
1. Умение ориентироваться в
партнерах, т.е. определять характер человека, его настроение; читать экспрессию
поведения партнеров, верно ее истолковывать. Безусловно, по отношению к
школьникам речь идет о доступной каждому возрасту мере овладения этими умениями.
2. Умение ориентироваться в
отношениях в возможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их
половозрастного и ролевого статусов – в степени близости и в мере доверительности.
3. Умение ориентироваться в ситуации
общения. Важность этого умения определяется главным образом тем, что правила
общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит. И хотя
любая ситуация уникальна для партнеров, тем не менее все они могут быть сведены
к некоторым большим группам, каждая из которых регулируется зафиксированными в
общественной практике символическими системами.
Умение ориентироваться в ситуации
предполагает в первую очередь обучение школьников установлению контактов в
имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с деловой точки зрения
партнерами; умение создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить
в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из
названных случаев. Школьник должен уметь различать виды общения (межролевое,
межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь выбрать
адекватный способ взаимодействия с партнерами.
Литература.
1.Куписевич. Основы общей дидактики.
М., 1986.
2.Лернер И.Я. Процесс обучения и его
закономерности. М., 1980
3.Дидактика средней школы. Под ред.
Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982
|