Подготовка руки к письму
Подготовка руки к письму
Подготовка
руки к письму
Письмо -
сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей
руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма -
длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка
к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому
обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего
ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у
детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна
координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в
восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии
развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах
элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы
воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
Психологи
отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке
пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и
воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких
необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая
сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.
Сам процесс
письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и
контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с
письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение
гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв,
соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на
рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков
соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.
Таким образом, процесс
письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и
эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления
самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и,
более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна
именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основное
внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при
письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на
парте, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное
внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и
координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным
образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к
овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем
школьного обучения.
Успешность
работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и
регулярности. Занятия по подготовке руки к письму проводятся 2 раза в неделю,
продолжительность занятия - 30 мин. для детей 5 - 7 лет.
Задания должны
приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Учебно-тематическое
планирование.
|