Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с...
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с...
ПРОГРАММА КУРСА
«Подготовка к школе. Развитие речи,
логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами
обучения грамоте и использованием математического материала».
Санкт-Петербург
1997 год
ПРОГРАММА
курса «Подготовка детей к
школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей
дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического
материала»
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте
дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект,
творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и
говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения,
развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и
нравственное отношение к окружающему.
Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том,
чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был
весел и жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к
обучению в школе.
Данный курс содержит два комплектных блока:
• начальный курс математики и логика;
• развитие речи и обучение грамоте.
ПЕРВЫЙ БЛОК: Начальный курс математики и логики призван:
• вооружить детей
знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых
вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей
самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в
преодолении трудностей;
• дать дошкольникам
элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
• целенаправленно
развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и
сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного,
находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить
простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить
классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;
• развивать способности
к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в
новых условиях;
• научить раскрывать
причинные связи между явлениями окружающей действительности;
• развивать
мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение
и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур,
найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и
т.д.);
• развивать речь:
уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов,
обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
• развивать
творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность,
содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
• развивать наглядно
- образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
• уметь устанавливать
равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;
• развивать внимание,
наблюдательность, логическое мышление;
• развивать
способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления
(о форме, размере, взаимном расположении предметов);
• оформить умение
измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;
• изучить натуральные
числа от 1 до 10,0 на системе практических занятий с использованием наглядности;
• раскрыть смысл
арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных
практических действий,
• научить
ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;
• научить слушать и
выполнять работу самостоятельно.
ВТОРОЙ БЛОК: Развитие речи и обучение грамоте призван
обеспечить:
• взаимосвязь
изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих
способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
• интенсивное
развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно
пользоваться языком в различных ситуациях общения;
• развитие
художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой
культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;
• работать над
развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста,
возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и
самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать
навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;
• научить осмысленно
читать, говорить, писать;
• по-возможности,
обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;
• развивать интерес к
учебным занятиям;
• расширение и
уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения
иллюстраций;
• развитие
фонематического слуха;
• дать элементарные
понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать
характеристику звука;
• обогащение словаря
учащихся, развитие их речи;
• правильное
обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и
слогов;
• научить списывать с
печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать,
рассказывать о своих наблюдениях и т.д. Таким образом, целостный курс
подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые
помогут начать успешное обучение в первом классе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы
подготовки к школе?
Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях?
Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть
трудности?
Эти вопросы мы, учителя задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках.
Им предстоит пройти сложный путь, познания, где мы должны будем стать не просто
учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за
помощью.
Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу,
что одним из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является
русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение.
Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению
вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.
Кроме того, используя данную программу,
учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников,
обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать
помощь родителям в воспитании полноценной личности.
В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий,
которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного
прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений
и навыков.
Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут,
поэтому занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 25 минут на каждый из
блоков с 10-ти минутным перерывом.
ВТОРОЙ БЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.
Тематическое планирование
|