бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка к Единому государственному экзамену по математике через элективные курсы бесплатно рефераты

Подготовка к Единому государственному экзамену по математике через элективные курсы

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Саха Государственная Педагогическая Академия.








Курсовая работа на тему:

«Подготовка к Единому государственному экзамену по математике через элективные курсы»








Выполнил: студентка 4-го                                   курса математического отделения

Шипкова Валентина Сергеевна

Проверил:__________________

__________________________




Якутск 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…..2

Глава 1. Характеристика элективных курсов для профильного обучения……………………………………………………………………………5

Глава 2. Разработка  и экспертиза программ элективных курсов для средней (полной) школы. ………………...…………………………………………….…10

 2.1 Структура программы элективного курса…………………………….10

2.2. Экспертиза программ элективных курсов школьного компонента…14

Глава 3. Практика применения элективных курсов как эффективный способ подготовки к единому государственному экзамену на примере СОШ №26 г. Якутска………………………………………………………………………...….16

Заключение.

Введение

Единый Государственный Экзамен в качестве эксперимента проходит в отдельных регионах России, но предполагается внедрить его в России всерьез и надолго. Сейчас активно обсуждается подготовленный Министерством образования и науки России законопроект.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, отметил, что законопроект по ЕГЭ направлен на обеспечение доступности образования и вместе с тем относится к группе законов, посвященных оценке качества образования: «Законопроект предусматривает совмещение процедур итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в ВУЗы и ССУЗы. При этом выпускники общеобразовательных учреждений будут вправе выбирать форму прохождения государственной (итоговой) аттестации - в форме единого государственного экзамена или в иной форме, установленной Министерством образования и науки. Прием в вузы и ссузы будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Наряду с этим предполагается сохранить, а в перспективе и расширить права победителей и призеров олимпиад по зачислению в ССУЗы и ВУЗы. Кроме этого в ССУЗах и ВУЗах, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у студентов определенных творческих, психологических и физических способностей и наклонностей, а также реализующих образовательные программы особой сложности, могут быть наряду с результатами единого государственного экзамена установлены дополнительные испытания».

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике совмещает два экзамена - выпускной школьный и вступительный в высшее учебное заведение (ВУЗ) и среднее специальное учебное заведение (СУЗ). В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начала анализа 10 - 11 классов (курс В) проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7 - 9 классов и  геометрии 7 - 11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах.

По мнению разработчиков, сотни вариантов заданий по различным предметам исключают возможность заранее подготовиться к определенному тесту. При этом учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену выпускаются в больших количествах. Например, в подобном пособии по математике, вышедшем под эгидой Минобрнауки и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рассматриваются примеры заданий, характерных для ЕГЭ 2002-2005 гг., их решения с комментариями. В приложениях дается перечень вопросов содержания, усвоение которых контролируется на экзамене, и приводится текст демонстрационного варианта ЕГЭ 2005 г. Задания по математике, как и в 2004 году, разделены на три части. На выполнение работы дается 4 часа. Есть задания, где нужно выбрать готовый ответ, где-то необходим развернутый самостоятельный ответ, решение задач. Собственно, так строится экзамен и по другим предметам. Часть заданий, как правило, свидетельствует об усвоении школьного курса, остальное - претензии на большее, в т. ч. на вуз. Кстати, Виктор Болотов назвал математику проблемой. Не случайно, двоек по этому экзамену около 20%, а пятерок около 5%. Для сравнения: по химии двоек 12%, пятерок 15%, по английскому языку двоек 7%,пятерок-5%.

Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начала анализа, но и  некоторых тем и разделов курса математики основной и средней школы: проценты (основные задачи на проценты); пропорции (основное свойство пропорции, задачи на составление и решение пропорций); арифметическая и геометрическая прогрессии (формулы общего члена и суммы n первых членов); материал курса планиметрии 7 - 9 классов и курса стереометрии 10 - 11 классов (расположение прямых и плоскости в пространстве, многогранники и тела вращения).

В классах с углубленным изучением математики (профильных классах) часы на подготовку к ЕГЭ предусмотрены БУПом, в остальных же классах таковых часов нет. Острая необходимость подготовки не профильных классов к экзамену стала основным мотивом использования элективных курсов в основе подготовительной работы.

Самый эффективный способ подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ это введённые в 2003 году Министерством образования
Российской Федерации так называемые элективные курсы (от лат. elektus – избранный, т.е. курсы по выбору). Элективные курсы составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана.

При разработке элективных курсов для средней (полной) школы обязательно учитываются мотивы учащихся, по которым они выбирают тот или иной курс.

В данной курсовой работе  описана вся схема возникновения разработки и  проведения элективных курсов. 

Глава 1. Характеристика элективных курсов для профильного обучения.

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии   от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя». 

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса  подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

В 10 – 11-х классах число элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов определяется самой школой.

Элективные курсы выполняют три основные функции:

1.     надстройки профильного учебного предмета превращают его в полной мере в углубленный;

2.     развития содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне.

3.     удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Элективные курсы характеризуются тем, что из предложенного их набора ученик может выбирать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объём по часам(максимум 72 часа) выше, чем  рекомендуемый объём  курсов по выбору для девятиклассников (максимум 35 часов).

Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два в неделю), более долгосрочными(не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.

Глава 2. Разработка  и экспертиза программ элективных курсов для средней (полной) школы.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение  принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов  в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале «Профильная школа».

2.1 Структура программы элективного курса.

Программа элективных курсов для средней (полной) школы имеет следующую структуру:

1.    Титульный лист.

2.    Пояснительная записка.

3.    Учебно-тематический план.

4.    Содержание изучаемого курса.

5.    Методические рекомендации.

6.    Литература.

Рассмотрим требования к каждому из элементов программы элективного курса.

Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

- название элективного курса;

- класс, на который рассчитана программа;

- ФИО, должность автора (авторов) программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

- обоснование необходимости введения данного курса в школе;

- указание на место и роль курса в профильном обучении. Важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении курса, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения, как введение курса в учебный план конкретней школы поможет выявить и решить проблемы школьного сообщества (развитие школьного самоуправления; организация досуга учащихся; усиление взаимодействия семьи и школы, а также и местной администрации, общественности; учет регионального компонента; улучшение имиджа и повышение конкурентноспособности школы);

- цель и задачи элективного курса. Желательно сформулировать в терминах, понятных потребителю – учителю и учащимся. Цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет? Желательно продумать цели всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества в целом.

Страницы: 1, 2