План работы психолога 2008-2009
План работы психолога 2008-2009
УТВЕРЖДЕН
на педсовете № ___ от
_______ 2008 г.
Зав. д/у №xxx_____________________
ГОДОВОЙ
ПЛАН РАБОТЫ
педагога-психолога
на 2008
– 2009 г.
Дошкольного
учреждения №___
г.
Минска
Основные
направления в деятельности
1. Укрепление
психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные
особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития
личности дошкольников в детском саду.
2. Исследование динамики
интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные
психологические диагностики.
3. Продолжать
формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической
компетентности в общении.
4. Расширять знания
педагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни.
Планируемые
результаты:
1. Сохранение
естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их
искажение и торможение.
2. Развитие
индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих
ресурсов.
3. Формирование у
педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе
жизни.
I.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
1
|
Первичная диагностика вновь поступающих
детей.
|
Сент.-Окт.
|
2
|
Углубленная диагностика детей по запросам
родителей и педагогов.
|
Ноябр.-Дек.
|
3
|
Диагностика интеллектуального развития
детей гр. №3,4,5.
|
Сент.-Окт.
|
4
|
Уровень психологического развития детей
гр.№2 и первоклассников.
|
Сент.-Окт.
|
5
|
Межличностные взаимоотношения /
ребенок-ребенок , ребенок-родитель, ребенок-воспитатель/.
|
В течение года
|
6
|
Психическое развитие детей гр.№3
|
Март.-Май.
|
7
|
Определение ведущей руки у ребенка гр.№2
|
Февраль.
|
8
|
Психическая готовность детей гр. № 4,5 к
обучению в школе.
|
Март-Апрель.
|
9
|
Диагностика личностных особенностей детей
/самооценка, уровень притязаний, эмоциональное состояние/
|
В течение года
|
КОРРЕКЦИОННО
– РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Психопрофилактические мероприятия для
психологического сопровождения процесса адаптации детей гр.№2.
|
Сент.-Окт.
|
2
|
Коррекционно-развивающие занятия с детьми
гр. № 4,5 по развитию когнитивной сферы.
|
Ноябр.-Дек.
|
3
|
Психологический тренинг для
психопрофилактики негативных личностных отклонений и школьной дизадаптации
/гр. № 4,5/
|
2-р. в месяц.
|
4
|
Игры-занятия, игры-упражнения для
развития общения /гр. №3, первый класс/
|
2-р. в месяц.
|
5
|
Индивидуальные развивающие занятия с
детьми 4-,6 лет с низким и средним уровнем развития.
|
2-р. в месяц.
|
6
|
Сказко- и пескотерапия с детьми, имеющими
проблемы в личностном развитии.
|
В течение года
|
7
|
Психогимнастика для детей, имеющих
трудности в поведении.
|
В течение года
|
РАБОТА
С ПЕДАГОГАМИ
Выступления
на педагогических советах
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Адаптация детей гр. №2
|
Ноябрь
|
2
|
Результаты психологической диагностики
детей гр. № 4,5 по готовности к школе / итоги диагностики /
|
Май
|
3
|
Анализ работы в летний - оздоровительный
период
|
Август
|
УЧАСТИЕ В СЕМИНАРАХ
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
«Искусство общения»
а) психологические основы общения
б) настройте настроение
в) как расширить круг общения?
Г) как изменить взаимоотношения с
человеком не конфликтуя
Д) о спорах
|
Январь
|
2
|
Тренинг партнерского общения для
педагогов
|
Март
|
КОНСУЛЬТАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
«Как помочь ребенку в
период адаптации?»
|
Сентябрь
|
2
|
«Особенности
психологической безопасности личности ребенка» группа раннего возраста №2.
|
Октябрь
|
3
|
«Влияние
взаимоотношений взрослых в семье на психическое развитие ребенка»
|
Ноябрь
|
4
|
«Индивидуальный подход
в общении с детьми»
|
Декабрь
|
5
|
«Что делать, если…»
|
Февраль
|
6
|
«Сказка-сказка,
приходи» / погружение в сказку – формирование экологического мировоззрения /
|
Апрель
|
7
|
«Дети и животные» /
каких животных и почему боятся дети? /
|
Май
|
8
|
Индивидуальное
консультирование по запросам
|
В течение года
|
ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
! По
запросу администрации
РАБОТА
С АДМИНИСТРАЦИЕЙ
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Ознакомление и обсуждение вопросов
диагностики, ее результатов.
|
По мере проведения
|
2
|
Предоставление справок о результатах
проведенной диагностики.
|
По мере проведения
|
3
|
Участие в составлении годового плана д/с.
|
Август
|
4
|
Подготовка и участие в работе педсоветов
д/с.
|
В течение года
|
5
|
Оказание психологической помощи в работе
с коллективом.
|
В течение года
|
6
|
Участие по запросу администрации в решении
возникающих проблем.
|
В течение года
|
7
|
Участие в деятельности д/с: утренники,
праздники, дни открытых дверей, оформление наглядной агитации.
|
В течение года
|
РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ
Консультативно
– просветительская работа:
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Консультации по вопросам и результатам
диагностики.
|
В течение года
|
2
|
Выступления на родительских собраниях:
а) «Возрастные особенности
психолого-педагогического образования дошкольников»
б) «Роль родителей в образовательном
процессе»
в) «Культура семейных отношений»
|
Сентябрь
Январь
Май
|
3
|
Индивидуальные консультации по запросам.
|
В течение года
|
4
|
Консультативно – психологическая агитация
в групповых родительских уголках:
а) «Как быть здоровым и телом и душой?»
б) «Возрастные кризисы развития и
условия, способствующие их благополучному разрешению»
в) «Секреты счастливого дома»
г) «Одаренный ребенок»
д) «Голубой экран – наш друг?!»
е) «Роль сказки в жизни ребенка»
ж) «Психологическая готовность ребенка к
школе»
|
В течение года
В течение года
Октябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
|
5
|
Участие в проведении Дней открытых
дверей.
|
По плану
|
6
|
ДИАГНОСТИКА:
а) анкета «Какой я родитель?»
б) тест «Готов ли ребенок к школе?»
|
Октябрь
Март
|
РАБОТА
С ДЕТЬМИ:
№
|
Форма
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Аналитико – диагностическая работа
|
Прослеживание адаптации детей к д/с
Наблюдение за адаптацией учащихся первого
класса.
Выявление детей, нуждающихся в
социально-психологической помощи
Диагностика интеллектуального развития
воспитанников групп «Фантазёры». Выявление детской одарённости
Изучение эмоционального благополучия
детей из семей группы риска в сфере их ближайшего окружения: в детском саду,
семье
Определение уровня психического развития
воспитанников групп «Почемучки» (4-5 лет)
Уровень психического развития детей групп
«Почемучки» (3-4 года)
Определение уровня психической готовности
детей к школе
Повторное психологическое обследование
воспитанников групп «Почемучки» (4-5 лет)
Изучение личностных особенностей
дошкольников
|
Авг.Сент.
Сентябрь
Сент.-Окт.
Сент.-Окт.
1 квартал
Сент.-Окт.
Декабрь
Апрель-Май
Апрель-Май
В течение года
|
2
|
Социально – психологическое сопровождение
детей
|
Адаптация детей к детскому саду и школе
Работа с детьми, имеющими личностные и
поведенческие проблемы. Коррекционная индивидуальная помощь (по мере
необходимости)
Работа с одарёнными детьми
Курс игровых занятий по обучению детей
основам безопасности «гр. Фантазёры»
Коррекционно – развивающие занятия с
воспитанниками групп «Фантазёры» по подготовке к обучению в школе
Игровые занятия по развитию коммуникативных
способностей дошкольников «гр.Почемучки»
Профилактика школьной дезадаптации:
групповые занятия с элементами игро,- сказко,- арттерапии (гр.Фантазёры)
|
Июнь-Сентябрь
В течение года
В течение года
Окт.-Февраль
Окт.-Апрель
В течение года
В течение года
|
РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ:
№
|
Форма
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Аналитико –
диагностическая работа
|
Социальное
обследование семей. Составление социально – педагогического паспорта
Проведение мониторинга
по изучению потребностей семей в социально – психологической помощи
Обследование семей,
являющихся объектами социально – психологической службы: неблагополучные,
неполные, многодетные, приёмные (опекунские)
Анкета «Готова ли Ваша
семья к поступлению ребенка в первый класс?»
|
Авг. – Сентябрь
1 квартал
1 квартал
Март
|
2
|
Общие родительские
собрания
|
Основные направления
воспитательно – образовательной и оздоровительной работы на новый учебный год
Итоговое общее
родительское собрание «Портрет первоклассника»
Первая встреча в Д\У
(для родителей будущих воспитанников)
«Роль психологической
службы в решении проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»
«Как сохранить у детей
психическое здоровье?»
|
Сентябрь
Май
Май
Сентябрь
Январь
|
3
|
Консультации
(информационный блок)
|
«Адаптация малыша в
дошкольном учреждении: проблемы и достижения»
«Ребенок с синдромом
гиперактивности»
«Неврозы детей:
причины и следствия»
«Психологические
критерии готовности ребенка 6-ти лет к обучению в школе»
|
Сентябрь
Октябрь
Февраль
Апрель
|
4
|
Творческая лаборатория
|
«Социально –
психологическая служба - семье»
Информационная
страничка «Психолог советует»
|
1 раз в квартал
1 раз в квартал
|
5
|
Презентация работы
|
«Сотрудничество ради
детей»
«День за днём
взрослеют дети»
|
Ноябрь
Апрель
|
6
|
Консультационный пункт
|
«Чтобы воспитать человека»
(по запросам)
|
В течение года
|
7
|
Телефон доверия
|
Обмен индивидуальной
информацией
|
В течение года
|
РАБОТА
С ПЕДАГОГАМИ:
№
|
Форма
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Консультационные встречи
|
«Планируем работу с семьей»
Пошаговая технология к контакту и взаимопониманию
с родителями (для педагогов без категории и II
категории)
Работа с детьми раннего и младшего
дошкольного возраста в период адаптации (гр.Малыши, «Почемучки» 3-4 года)
«Концептуальные основания образования
одаренных детей»
«Дошкольное учреждение и проблемная
семья: опыт и организация работы»
По личным проблемам
|
Авг. –Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Январь
Апрель
В течение года
|
2
|
Вступления на педсоветах
|
«Создание условий для психологической
безопасности в детском саду»
«Оценка уровня интеллектуальной и
психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе»
|
Ноябрь
Май
|
3
|
Групповые совещания
|
Дифференциация работы с семьями
воспитанников
Физическое и нервно – психическое
развитие детей (анализ)
Обеспечение психоэмоционального
благополучия детей
|
Январь
Январь
Май
|
4
|
Повышение социально – психологической
культуры педагогов
|
Мультимодальное сопровождение ребенка
(школа педагога)
«Комплимент как одно из средств
гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»
«Регуляторно – коммуникативные подходы в
коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств» (педагоги без категории
и II
категории)
«Воображение и творчество как необходимый
комплимент в развитии личности»
Тренинг общения (для педагогов)
Тренинг общения (для техперсонала)
|
Октябрь
Октябрь
Март
Апрель
Окт. – Февраль
Дек. - Март
|
5
|
Психодиагностика
|
Изучение психологического климата в
педколлективе
Изучение творческого потенциала педагогов
(методика Е. Торранса для взрослых)
|
Декабрь
Апрель
|
6
|
Информационная страничка
|
«Психолог советует»
|
1 раз в месяц
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С
АДМИНИСТРАЦИЕЙ:
1
|
«Круглый стол»
|
Участие в составлении годового плана
Ознакомление и обсуждение результатов
диагностических исследований
Предоставление аналитических отчетов
Подготовка и участие в педсоветах,
групповых совещаниях
Оказание содействия в работе с педагогами
и другими сотрудниками ДЦРР
Участие в работе творческой лаборатории
|
Май – Август
По мере проведения
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
|
|
|