Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА - факультет музыки - К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О Т А Тема: «Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Методика работы». Руководитель: профессор Раабен Л. Н. Исполнитель: студентка 4-го курса 2 гр. д/о Матюхина И. А. Санкт-Петербург 1999 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в
конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8 - работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария)
……………………………………………………….…………………... 18 - значение хорового пения как процесса формирования творческих
способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2 - проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного
возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и
обобщение собственного опыта .…………………………………… 23 - экспериментальная работа: а) вокально-хоровые упражнения 1 класс……………………………………………………………………. 32 2-3 классы………………………………………………………………... 33 б) работа над песней…………………………………………………… 34 - рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40 ВСТУПЛЕНИЕ Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках
общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная
система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт
благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища.
Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению
начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу
не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного
плана. Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о
преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к
тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К
счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях,
такие средства находились. «Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники,
будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их
учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них
чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое… в высшей
степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда
особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания….»1). Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных
женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в
качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой
Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет)
ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение
распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось
с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были
домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили
произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к
окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с
инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано
музыкальное воспитание в других женских институтах. В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных,
Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например,
есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с
художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а
картины никого не радуют….»2). Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений
«такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях
такие занятия музыкой. В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого
развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века
дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения
младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего
меня вопроса в современности. В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников
важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного
урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в
Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была
посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди
многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема,
связанная с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных
школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок
музыки - научить детей петь. А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии
петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются
и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происходит?», я
получила довольно пространный ответ:
1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным голосовым аппаратом…..
2. Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в хоровой деятельности. Как нигде, видна работа учителя…..
3. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры. Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным
является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как
можно больше дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые
учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью
учащихся. На мой взгляд, это связано с тем, что в педагогических
учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного
дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания
хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между
педагогической практикой студентов и обучением дирижированию. Всё
вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё
актуальность. Цель работы: Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к
хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс
усвоения вокально-хоровых навыков. Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической
работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие
навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее
эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом
возрастных и личностных качеств ребёнка. Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная форма
формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников. Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования
первоначальных навыков хорового пения у младших школьников. Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников в Царской России, частично за рубежом и в наше время.
2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения.
3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.
4. Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков. В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие
методы:
1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.
2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков хорового пения у младших школьников.
3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках поставленной проблемы.
4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых навыков у младших школьников. Общая методология предполагает формирование у детей творческой
личности, которая способна вести созидательную деятельность. Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового
опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта. С 1995 года работаю учителем музыки в младших бизнес-классах
Негосударственного Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе
средней общеобразовательной школы № 307 Центрального района. ГЛАВА 1. СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по
проблеме хорового воспитания детей. Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский
пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский
ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные
задачи:
1. Воспитательная - формирование духовной культуры
2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы
3. Развивающая - обучение приёмам пения Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки: Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения»,
в которой дана методика знаменного пения. В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по
цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был
одним из основных в народных школах России. Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах
школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития
навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений:
аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку. Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая
направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра,
ставила воспитательные задачи. Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и
художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично.
Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но
и обучал их технике пения. Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский
считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую
очередь, через школьное музыкальное образование. Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и
неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе
детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая
содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось
подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской
психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника. Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс,
основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он
обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и
интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные
особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения
детей пению. Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового
воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё
выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной
школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для
учителей»(1885 г). Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень
методическую литературу для учителей пения. В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича
Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной
Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-
музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение
хорового пения, которое, по его словам, является:
1. Навыком к дружному, совокупному действию
2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели
3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у
русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с
песней. Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:
1. «голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению»
2. «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству»3). Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое
или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает
трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности.
Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение
звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что
обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам,
также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму. Основные принципы обучения:
1. «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме».
2. «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».
3. «Все упражнения должны иметь осмысленный характер».
4. «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении простеньких пьес среднего темпа… следует переходить к пению двухголосному».4). Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен
переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять. Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального
воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального
воспитания в России и на Западе. Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея
Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-
образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает,
что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется
умственная работа. Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:
1. «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания».
2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике…»5). А также ряд задач:
1. «Научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».
2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»6). Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но
при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей
творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7). Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость
изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек
блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае»8). А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать
обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает
следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты
выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку
под цифрою»9). Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук
«до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем
половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение
одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались
чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки. После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались
чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже
охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех
звуках продолжалась в том же плане. Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения,
считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность
и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных
дидактических оснований»10). В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения:
«Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость
ноты – цифрой поставленной над буквой»11).. Например: «до» – а, «ре» – у,
«ми» – и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не
дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся
должны предварительно запомнить все звуковые отношения. Этому помогает
«лестничка»: о и у а А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам
изучения музыкальных произведений: 1. Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее. 2. Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом. 3. Пение строки учителем. 4. Повторение лучшими учениками по отдельности. 5. Повторение двумя, тремя, группой и всем классом. 6. Изучение при тех же приемах второй строки. 7. Повторение обеих строк одна на другую. 8. Пение следующей фразы молитвы. Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой,
продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в
детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у
учащихся.
Страницы: 1, 2, 3
|