бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки бесплатно рефераты

Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА

- факультет музыки -

К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О Т А

Тема: «Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Методика работы».

Руководитель: профессор Раабен Л. Н.

Исполнитель: студентка 4-го курса 2 гр. д/о Матюхина И. А.

Санкт-Петербург

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1

- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8

- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария)
……………………………………………………….…………………... 18

- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2

- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23

- экспериментальная работа: а) вокально-хоровые упражнения

1 класс……………………………………………………………………. 32

2-3 классы………………………………………………………………... 33 б) работа над песней…………………………………………………… 34

- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

ВСТУПЛЕНИЕ

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища.
Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана.

Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились.

«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое… в высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания….»1).

Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой
Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано музыкальное воспитание в других женских институтах.

В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных,
Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют….»2).

Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений
«такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия музыкой.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего меня вопроса в современности.

В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в
Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема, связанная с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок музыки - научить детей петь.

А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происходит?», я получила довольно пространный ответ:
1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным голосовым аппаратом…..
2. Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в хоровой деятельности. Как нигде, видна работа учителя…..
3. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры.

Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся. На мой взгляд, это связано с тем, что в педагогических учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между педагогической практикой студентов и обучением дирижированию. Всё вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё актуальность.

Цель работы:

Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых навыков.

Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.

Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная форма формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников в Царской России, частично за рубежом и в наше время.
2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения.
3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.
4. Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.
2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков хорового пения у младших школьников.
3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках поставленной проблемы.
4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых навыков у младших школьников.

Общая методология предполагает формирование у детей творческой личности, которая способна вести созидательную деятельность.

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.

С 1995 года работаю учителем музыки в младших бизнес-классах
Негосударственного Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе средней общеобразовательной школы № 307 Центрального района.

ГЛАВА 1.

СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В

КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ

20 ВЕКОВ

Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей.

Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.

В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:
1. Воспитательная - формирование духовной культуры
2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы
3. Развивающая - обучение приёмам пения

Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:

Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в которой дана методика знаменного пения.

В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России.

Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.

Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ставила воспитательные задачи.

Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично.
Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.

Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование.

Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.

Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению.

Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей»(1885 г).

Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения.

В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича
Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной
Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно- музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:
1. Навыком к дружному, совокупному действию
2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели
3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность

В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с песней.

Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:
1. «голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению»
2. «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству»3).

Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности.
Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.

Основные принципы обучения:
1. «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме».
2. «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».
3. «Все упражнения должны иметь осмысленный характер».
4. «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении простеньких пьес среднего темпа… следует переходить к пению двухголосному».4).

Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.

Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.

Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея
Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально- образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.

Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:
1. «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания».
2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике…»5).

А также ряд задач:
1. «Научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».
2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»6).

Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7).

Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае»8).

А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою»9).

Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук
«до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.

После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в том же плане.

Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований»10).

В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения:
«Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой поставленной над буквой»11).. Например: «до» – а, «ре» – у,
«ми» – и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения. Этому помогает
«лестничка»: о и у а

А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:
1. Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.
2. Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом.
3. Пение строки учителем.
4. Повторение лучшими учениками по отдельности.
5. Повторение двумя, тремя, группой и всем классом.
6. Изучение при тех же приемах второй строки.
7. Повторение обеих строк одна на другую.
8. Пение следующей фразы молитвы.

Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.

Страницы: 1, 2, 3