Перцептивная сторона общения. Феномен первого впечатления о человеке
§3. Феномен первого
впечатления
3.1 Установки в формировании первого впечатления
Формирующееся
на основе кратковременного контакта с человеком первое представление о нем –
это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого
впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является
объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего
человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании
стереотипы, и степень уверенности человек в себе самом. И привычное его
отношение к людям. Чрезвычайно важный вопрос более общего плана – вопрос о
роли установки в процессе восприятия человека человеком. Различают три типа установки на
восприятие другого человека[17]:
· позитивная. При позитивной
установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой
аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости.
· негативная. Негативная
установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества
другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.
· адекватная.
Лучше всего, конечно, адекватная
установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и
отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим
человеком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая
предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти
установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Особенно значительна роль установки при
формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было
выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана
фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было
сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым
преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный
ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет
сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие
характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе,
выдающийся подбородок – о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д.
Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о
глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей
на пути познания и т.д.
В экспериментальных
исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, выясняется, что
от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной
перцепции.
Описаны три наиболее типичные
схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема “запускается”
определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы
превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства связан с тем, что человек,
который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо
выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая
личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в
данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для
запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять
тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы,
связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного
человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим
и социальным параметрам.
Фактор
отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия
партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка
восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам
относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно
оценивать и по другим показателям.
Наиболее часто применяется схема
восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной
сфере социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенство
позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства проявляются в
том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические
качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру,
существенному для них. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при
действительно важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и
слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой
человека, то я переоценю его по всем параметрам он в моих глазах одновременно
будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное - эрудиция,
образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато
при встрече с интеллектуально превосходящим ошибка будет иметь место. Итак,
можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова: «При встрече с
человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы
оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам
равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то
мы недооцениваем его». Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то
одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим
параметрам. В дальнейшем я буду называть такого рода ошибки в общении,
действием фактора "превосходства".
Фактор превосходства
Исследования показывают, что для
определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника
информации: 1) одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты,
как знаки различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в
определенных случаях рассматривается даже такая "одежда", как машина,
кресло, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит,
ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
Понятно, что, кроме этих двух
признаков, у нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать случай, когда
нам предварительно достоверно известно о превосходстве).
Не менее важным и узнаваемыми
являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью
человека", т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет.
Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то
одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д.,
т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.
Например, в одном из экспериментов
учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Перед
ними ставилась задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его
родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к
нему сверстников. Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же
личное дело, но к нему прилагались разные фотографии - одна заведомо
привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что
"привлекательным" детям, при прочих равных условиях, учителя
приписывали более высокий интеллект, намерение поступить в колледж, лучший
статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.
Другой пример. Американский психолог
А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых,
"обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии мужчинам
и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и просил их высказаться о внутреннем мире
каждого из тех, кто был изображен на фотографиях. Испытуемые оценили и мужчин и
женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в
себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных
и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и
даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того,
испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных[18].
Таким образом, получается, что этот
тип ошибки очень напоминает предыдущий: здесь тоже под влиянием одного фактора
переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Только здесь мы имеем
дело с действием фактора "привлекательности" - чем больше внешне
привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он
непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Эти элементы
служат знаками групповой принадлежности и для самого "носителя"
одежды и "автора" поведения, и для окружающих его людей. Понимание
своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных
отношений, а также положения других людей во многом определяют общение и
взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми
средствами всегда очень существенно.
В прежние времена это было настолько
важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного
статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими.
Существовали определенные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Таким
образом, задача распознавания статуса в то время была довольно простой.
Можно утверждать достаточно определенно,
что и в наше время, когда нет жестких предписаний и ограничений, роль одежды в
кодировании превосходства остается значимой. Можно, вероятно, говорить о
существовании неофициальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов
человека, элементы или сочетание элементов которой являются теми крючками,
которые направляют формирование первого впечатление по схеме превосходства.
Анализ гардероба человека
(предпочитаемого стиля, формы, цвета и других особенностей одежды) в такой
ситуации может дать немало информации о таких индивидуально-психологических
особенностях человека, как его темперамент, характер, социальный статус и т.д.
Но поскольку одежда отражает еще и некоторые особенности нашего
бессознательного (установок., психологической защиты и т.д.), то и об этой
сфере. Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь -
цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы "вычисляем", видя
качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной
модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить
о цене одежды.
С социальным статусом, кроме цены,
тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого
социального положения "строгой", "официальной" и т.п.
Причем чаще всего эти слова относятся к силуэту. "Высокостатусным"
считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми
углами, а "низкостатусным" приближающийся к шару.
Третьим фактором в одежде, который
всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах
конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак
высокого статуса отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщеннее
чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус. Надо заметить,
что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во
взаимодействии.
Так, если яркая разноцветная одежда
сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о
финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим
силуэтом, то "носителя" скорее признают высокостатусным
"деятелем искусства", чем человеком низкого статуса. Точно так же по
одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное.
Известно, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень
переоценивается.
В манере поведения, как и в одежде,
всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. В чем
проявляется "превосходство" в манере поведения? Скорее всего, можно
определить как независимость в различных обстоятельствах и ситуациях. Сюда
относится, прежде всего, независимость от партнера: человек не показывает, что
ему интересен тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или
то, о чем, он говорит. Такая независимость "снаружи" может выглядеть
как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п. Независимость от ситуации
общения обнаруживается в следующем: человек как бы "не замечает"
некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента,
различных помех и т.д. Такое поведение может восприниматься по-разному, но
почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Об этом же
свидетельствует независимость от различных мелких, неписанных норм общения.
Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном
разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или: человек смотрит
в сторону, в окно, осматривает свои ногти - это явная демонстрация
превосходства, власти (кстати, люди независимые обычно внимательно смотрят на
собеседника, "заглядывают в глаза"). Если человек говорит непонятно
для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е.
не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда
как интеллектуальное превосходство, хотя в сущности это тоже нарушение нормы
общения - говорить доступно.
Манера поведения может содержать в
себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного
превосходства, объективного или только субъективного; а также вследствие превосходства
ситуативного. Каждый может оказаться в ситуации, которую он не понимает, в
которой он очень плохо ориентируется, и поэтому попадает в определенную
зависимость от окружающих - их советов, ответов на вопросы и т.д. В этом случае
человек легко ориентирующийся - "хозяин" ситуации - по любому
основанию знает, как себя вести, кто есть кто, обязательно будет вести себя
более уверенно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере поведения
элементы превосходства. Те же элементы может показывать и человек с
субъективным превосходством, "знающий себе цену", "высоко себя
ценящий". Если же такое поведение не подкреплено нашими собственными
представлениями или сведениями об истинном или ситуационном превосходстве, то
тогда мы можем оценить в первую очередь не статус, а, например, некоторые
личные качества данного человека, уровень его притязаний (например, "он
много о себе мнит").
Таким образом, можно заключить, что
восприятие превосходства по манере поведения зависит от оценки независимости в
поведении и от нашей готовности признать эту независимость обоснованной, т.е.
от нашей собственной позиции в этот момент, которая определяется значимостью
для нас ситуации.
Если в какой-то значимой для себя
ситуации человек чувствует себя почему-то неуверенно, неустойчиво, зависимо от
каких-то, может быть, еще не состоявшихся событий (т.е. у него самого в данный
момент "отрицательное" превосходство), то в этой ситуации фактор
превосходства может начать действовать даже от незначительного толчка, от восприятия
микроскопических (и в другое время не подействовавших бы) отклонений в манере
поведения, во внешнем виде другого человека. Тогда по любому намеку, иногда
воображаемому, "запускается" действие превосходства, и ошибки не
замедлят сказаться. Много примеров тому: люди в острых, экстремальных ситуациях
доверяются тем, кому никогда не поверили бы в обычной обстановке, слушают
советы тех (и следуют этим советам), кого в незначимой, спокойной ситуации
слушать бы не стали.
Итак, действие фактора превосходства
начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по
знакам в одежде и манере поведения. Вследствие этого человек, с одной стороны,
строит свое поведение в данный момент, с другой - при оценке личности партнера
может допускать ошибки, описанные ранее: преувеличивать (или преуменьшать) те
или другие качества.
Фактор привлекательности
Восприятие привлекательности - это
процесс той же природы, что и восприятие превосходства, т.е. социальной
природы, а, следовательно, и механизмы их должны быть схожи. Отсюда - знаки
привлекательности надо искать не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а
в социальном значении того или иного признака, который служит знаком
привлекательности. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или
конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность - не что
иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально
одобряется той группой или группами, к которой мы принадлежим.
В качестве знаков привлекательности
могут рассматриваться те усилия, которые затрачиваются человеком для
соответствия социально одобряемому типу внешности. Такие знаки фиксируются и
запускают схему - человек относится либо к привлекательным, и тогда
переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, и тогда
происходит недооценка остального.
Очень хорошо это видно на примере
такого слагаемого внешности, как телосложение. Принято выделять три основных
типа телосложения: эндоморфное (пикническое) - склонные к полноте люди,
мезоморфное (атлетическое) - стройные, сильные, мускулистые и эктоморфное
(астеническое) - высокие, худые, хрупкие. Довольно давно многочисленными
исследователями показано, что тип телосложения связан с некоторыми
психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны. Склонны к
комфорту, переменчивы в настроениях. Атлеты характеризуются высоким жизненным
тонусом, любовью к приключениям, а астеники обычно более сдержаны, молчаливы,
спокойны. В нашем обыденном сознании эти связи зафиксированы довольно прочно[19].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|