Педагогико-воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях
Педагогико-воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
1.1 Понятие пенитенциарной педагогики……………………………………….5
1.2.
Основные
направления педагогико-воспитательной работы с осужденными……………………………………………………………………..7
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРИНЦИПЫ, И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ
ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Этапы процесса исправления осужденных………………………………11
2.2. Основные принципы и методы перевоспитания осужденных………..12
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3. 1. Проблемы правового регулирования воспитательной работы с
осужденными к лишению свободы……………………………………………19
3.2. Современное состояние и перспективы развития
педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
Основной формой уголовного наказания в современном
мире, как известно, является лишение свободы в виде тюремного заключения. В
условиях изоляции от общества, лишения определенных прав и свобод, личность преступника
изменяется, переоцениваются многие привычные для него ценности. После
возвращения осужденного в общество, он обязан, как нам, кажется, неукоснительно
выполнять его законы. Однако этого не происходит. Почему? Ведь повседневные
усилия огромного аппарата пенитенциарных учреждений подчинены именно этой
задаче.
Несмотря на все предпринимаемые усилия, у бывшего
заключенного возникают серьезные проблемы социальной адаптации. Решить их, по
мнению ученых-пенитенциаристов, призвана работа, направленная на ресоциализацию
лиц, находящихся в местах лишения свободы. Особое значение приобретает процесс
ресоциализации в воспитательных колониях, где содержатся несовершеннолетние
преступники. Преступность несовершеннолетних в нашей стране, несмотря на
предпринимаемые усилия педагогов, правоохранительных органов, общественности,
сохраняется на достаточно высоком уровне. Стабильно высокий уровень
подростковой преступности в стране отнюдь не случаен. Наркомания и
токсикомания, пьянство и проституция, воровство и грабежи стали привычным
явлением в молодежной среде. Десятки физически здоровых, но абсолютно
дезадаптированных подростков стали регулярно пополнять и без того не пустующие
учреждения за решеткой и колючей проволокой. Следует отметить, однако, что
причины подростковой преступности обусловлены не только социальными условиями,
но и биологическими (генетическими) особенностями части подростков, что
подтверждают исследования ряда крупных научных центров. Поэтому, преодоление
подростковой преступности – это не только решение острых социальных проблем и
усиление профилактической работы, но и союз медицины, психологии и педагогики.
Это обусловливает необходимость в изменении системы,
методов и форм воспитательного воздействия на личность осужденного подростка с
целью ликвидации существующих проблем. Что и как должны сделать сотрудники
уголовно-исполнительной системы, чтобы после возвращения в общество рядом с
нами находился не преступник, а полноценный законопослушный гражданин? Пожалуй,
это наиболее сложная задача пенитенциарной системы, решение которой потребует
немало времени и усилий всего общества.
Пенитенциарная
система России находится сегодня в стадии завершения своего реформирования. Вся
система исполнения уголовных наказаний становится более открытой, менее формализованной,
а главное – ориентированной на решение основной задачи: исправление осужденных
и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания.
Современные тенденции пенитенциарной педагогики
связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на
осужденных, гуманизацией этого процесса, специальной подготовкой педагогических
кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в
том числе благотворительных, правозащитных, религиозных и других для решения
основной задачи пенитенциарного процесса – исправления осужденных. «Сила
наказания в его неотвратимости, - утверждает Президент России В.В. Путин. –
Сильный не должен быть жестоким. Государство обязано сделать все необходимое,
все возможное для того, чтобы отечественная уголовно-исполнительная система
стала цивилизованной»[1].
1. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК
НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1
.
Понятие пенитенциарной педагогики
Пенитенциарная педагогика — отрасль педагогической
науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и
осужденных к различным видам наказаний[1].
Термин
«пенитенциарная педагогика» был введен в научный оборот в 90-е годы XX века — ранее употреблялось понятие
«исправительно-трудовая педагогика». Самостоятельная пенитенциарная педагогика
для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления и
перевоспитания несовершеннолетних осужденных рассматриваются в русле общей
пенитенциарной педагогики.
Одна из важнейших
категорий пенитенциарной педагогики — исправление осужденных. Исправление —
противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения
осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое
управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат
перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Степени
изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не
существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных
граждан. Но в процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное
отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное
отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых.
Специфика
процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения
уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания
зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер
требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и
ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее в
процессе исправления возникают противоречия между педагогической
целесообразностью и жесткими правовыми предписаниями, так как правовые нормы
носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и персонифицированы.
Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило,
переносится на воспитательные воздействия, на самих воспитателей, усиливая тем
самым скрытое, а подчас и активное сопротивление воспитанию. Разрешение этого
противоречия — в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствовании
уголовно-исполнительного законодательства.
Особенностью
процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками
уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция
несовершеннолетнего человека от общества приводит к нарушению социально
полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию
действительности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте
также создает основу для формирования специфической системы межличностных
отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего
личность. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к
профессиональному и нравственному уровню воспитателей, их педагогическому
мастерству.
Пенитенциарная
педагогика рассматривает исправление как подсистему всей системы воспитания,
сложившейся в обществе, и как специфический процесс в исправительных
учреждениях. К специфическим принципам воспитания в пенитенциарной педагогике относятся:
гуманное отношение к осужденным в сочетании с высоким уровнем требовательности,
исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе
коллективистских отношений; участие в перевоспитании общественности.
Пенитенциарная
педагогика изучает взаимосвязи элементов системы исправления и влияние среды
мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов
исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного,
подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и
коллективов осужденных, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными
группировками осужденных и прочее.
Современные
тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы
социально-педагогических воздействий на осужденных с целью гуманизации этого
процесса; с подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений,
привлечением общественных организаций, в том числе благотворительных и
религиозных. Вопросы пенитенциарной педагогики обсуждаются в ведомственном
журнале «Преступление и наказание» (осн. в 1960)1.
1.2.Основные направления педагогико-воспитательной
работы с осужденными
Существуют следующие основные направления воспитательной
работы в пенитенциарных учреждениях[2]:
1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования
правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в
необходимости следовать им. Его задача заключается в том, чтобы максимально
добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой
основе способствовать формированию у них высокого правосознания.
2. Нравственное воспитание осужденных предусматривает
целенаправленную деятельность, направленную на определение у осужденных чуждых
обществу моральных качеств и убеждений. В основе данного направления – формирование
гражданина.
3. Трудовое воспитание осужденных.
4. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание
осужденных. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного,
сохранить его человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических способностей,
укрепления здоровья, формирования морально-волевых качеств.
5. Режим. Представляет комплекс требований, правил,
ограничений, запретов, охватывающий всю жизнь осужденных. Вводимые ограничения
и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны,
оказания карательного воздействия, а с другой – потребностями специально
организуемого воспитательного процесса.
6.
Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы.
Значение
общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы,
определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК оно является одним из
основных средств исправления осужденных.
Правовое
регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного
ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование.
В исправительных
учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными,
не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным,
желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего
образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного
самоуправления создаются необходимые условия.
Осужденные старше
тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их
желанию.
По
уголовно-исполнительному закону не привлекаются к общему образованию
осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Такой подход вызван
спецификой режима отбывания этого вида лишения свободы, отсутствием необходимых
предпосылок для организации общеобразовательного обучения. Вместе с тем
осужденным этой категории создаются не противоречащие порядку отбывания
наказания условия для самообразования.
Для сдачи
экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с
законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения
образования в местах лишения свободы.
Получение
осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития
личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
В соответствии со
ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное
профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к
лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут
работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Не являются
обязательными профессиональное образование и профессиональная подготовка для
осужденных — инвалидов 1 или II групп, а также для осужденных мужчин старше 60
лет и женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить
необходимую им профессиональную подготовку.
В исправительных
учреждениях функционируют два вида профессионального образования и
профессиональной подготовки осужденных[1]:
1) обучение в
профессионально-технических училищах системы профессионально-технического
образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;
2) обучение на
производстве исправительных учреждений.
Обучение в
профессионально-технических училищах является основным видом профессионального
обучения осужденных к лишению свободы, однако осужденные, отбывающие пожизненное
лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную
подготовку только непосредственно на производстве.
Отношение
осужденных к получению начального профессионального образования и
профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.
Осужденным к
лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, в соответствии со ст. 129
УИК разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования, расположенных в пределах
административно-территориального образования по месту нахождения колонии-поселения.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРИНЦИПЫ, И МЕТОДЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Этапы процесса исправления
осужденных
Основными этапами процесса исправления пенитенциарных
учреждениях являются[1]:
1. Подготовительный этап.
При поступлении к месту отбывания наказания на основе
полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая
диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как личность,
причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к
решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные позволяют
воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и
последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и
возможности их реализации. На этой основе определяется вариант (методика)
реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии
перевоспитания каждого осужденного. Затем следует планирование реализации
воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.
2. Этап непосредственной реализации.
Реализация технологии начинается с деятельности по
оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с
рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности
возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другими осужденными.
В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфическое
содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.
Постепенно осужденный вливается в общий сложившийся
исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока.
Завершается адаптация постепенным втягиванием осужденного в общий ритм труда,
отдыха, взаимоотношений с окружающими. Собственно исправительный процесс
включает ряд подэтапов.
В общем процессе реализации технологии исправления от
воспитателей требуется особенно большое терпение, проявление гибкости,
творчества, инициативы и оптимизма, уверенности в своей способности добиться
позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность
практической реализации исправительного процесса обеспечивается искусством
педагогической деятельности воспитателей, его эффективность определяется
степенью исправления осужденного.
2.2. Основные принципы и методы перевоспитания
осужденных
Реализация исправительно-воспитательного процесса
требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета
специфических принципов.
Выделяются следующие принципы перевоспитания
осужденных[1]:
1. Принцип целенаправленности в воспитательной
деятельности.
Цель определяется как начальная перспектива с тем,
чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы
определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает
как ориентир, позволяющей воспитателю выстроить перед осужденным целую систему
«перспективных линий» - от ближней к дальней. В качестве дальней цели может
быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего
преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным членом.
2. Принцип соответствия цели средствам, формам и
методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному.
Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее
оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в
соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого
осужденного.
Страницы: 1, 2, 3
|