Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
Оглавление стр.
1.
Введение
3
2.
Основная
часть 4-14
2.1
Предмет
педагогики 4-5
2.2
Цели
образования и воспитания 5-7
2.3
Средства и
методы психического 7-9
воздействия на личность
2.4
Нравственно-психологические
9-12
взаимоотношения поколений
2.4.1 Отношения родителей и детей
как 9-10
психолого-педагогическая проблема
2.4.2 Рациональные условия
отношений 11-12
родителей и детей
2.5
Межличностные
отношения в коллективе 12-14
3.
Заключение
15
4.
Список
литературы 16
1. Введение
Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с
древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов
труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься
обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.
Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и
приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению.
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение
овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие
в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических
и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового
государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед
педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их
воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно
показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях
предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы
демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо,
чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо,
чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.
2. Основная часть
2.1 Предмет педагогики
В Древней Греции
педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу,
прислуживающий ему на занятиях и вне них. Греческое слово «пейдагогос» можно
перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в
буквальном переводе с греческого «детовождение».
Предмет педагогики – процесс направленного развития и
формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования,
воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция
общества.
Основными категориями педагогики являются: развитие,
воспитание, образование, обучение.
Развитие человека – это процесс становления его личности под
влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и
природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой
целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил
личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Воспитание в узком смысле слова -–систематическое и целенаправленное
воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого
отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование процесс и результат усвоения определенной системы
знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Образование получают, в основном, в процессе воспитания и обучения в учебных
заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и
самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней
деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность
преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся –
учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и
учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика представлена как наука
о воспитании; это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и
обучения.
В результате развития науки, техники и культуры происходят
дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс
специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика,
зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое
число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли
определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией,
психофизиологическими данными.
Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:
Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и
методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и
учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются:
теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в системе
образования.
Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания
детей дошкольного возраста.
Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание,
формы и методы обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях
развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих
физические или психические недостатки.
Педагогика профессионально-технического и среднего
специального образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и
воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений.
Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросами
перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и
воспитания студентов вузов.
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной
дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Важную
методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет
философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических
явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и
воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую
очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности
психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и
воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной
системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной
организации процесса обучения и воспитания.
2.2. Цели образования и воспитания
Воспитательный процесс в значительной степени носит
целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление
воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя
содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются
идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное
сообщество.
Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского
общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и
ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою
привлекательность, новые ориентации не сложились.
В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке
новой государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний,
социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к
решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве
господствующих идейных и ценностных ориентаций.
В мировой педагогической теории и практике уже давно
сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то
конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и
убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого поколения
-–это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных,
непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы
воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой
принципы гуманизма.
Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека:
любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в
человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном
счете, понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре
которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
При такой трактовке гуманизм получает значение общественного
идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в
процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной
реализации всех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и
духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.
Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том,
чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание и
общение, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все
происходящее в этом мире.
Содержательной стороны реализация принципов гуманизма в
воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкого
ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества. Они
в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам,
народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения
зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны,
ее религиозных традиций, типа цивилизации.
Также общечеловеческие ценности – это предельные, исторически
и социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят
абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая
общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют
божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями
стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений.
При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих
ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носят
постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности
выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех
людей.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне
вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не
следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти
ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей
культурно-исторического развития той или иной страны. Поэтому общечеловеческое
всегда реализуется через конкретночеловеческое. А каждый конкретный человек
является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной
народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных
социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций
не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей
страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к
своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и
законов своей страны.
Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве
ценности личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно
под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм
не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими
людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это
нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно
в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей русского
национального самосознания.
В нашей стране традиционно в качестве главной цели
учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного
специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на
благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве
главной цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться сознание
предпосылок для самореализации личности.
2.3 Средства и методы
психического воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит
примерно так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и
целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося,
добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем этапе необходимо
сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно
постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы
и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно,
как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1)
убеждение;
2)
упражнения и приучения;
3)
обучение;
4)
стимулирование;
5)
контроль и оценка
Методы воздействия на личность оказывают комплексное
воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг
с другом.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства
и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от
направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как
доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить
учащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся к его
разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов,
что и будет доказательством. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют
такие приемы как беседа, лекция, диспут.
Приучение – это организация планомерного и регулярного
выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших
привычек. Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки
хороших привычек.
Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в
основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и
практико-ученических этапах.
Упражнение как метод педагогического воздействия применяется
для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического
и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно
поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.
В практике воспитательной работы применяются в основном три
типа упражнений:
1)
упражнения в полезной
деятельности;
2)
режимные упражнения;
3)
специальные упражнения.
Номенклатура и классификация методов обучения
характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание
избирается для их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на
словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от
основных дидактических задач на:
1)
методы приобретения новых
знаний;
2)
методы формирования
умений, навыков и применения знаний на практике;
3)
методы проверки и оценки
знаний, умений и навыков
Наиболее оптимальной представляется классификация методов
обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной
деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация
включает в себя пять методов:
1)
объяснительно-иллюстративный
метод;
Страницы: 1, 2
|