бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Педагогика и методика преподавания (шпаргалка) бесплатно рефераты

Педагогика и методика преподавания (шпаргалка)

Билет 1

Педагогическая культура преподавателя. Самообразование преподавателя. Требования к ему профессионализму. Методическая работа в школе.

Педагогическая культура - это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность деятельности педагога. Качества учителя, необходимые для формирования его педагогической культуры:
1. Ценностные ориентации личности учителя. 2. Нравственные качества неотделимы от гуманистической направленности личности учителя, определения познания другого человека. 3. Педагогическая культура неотделима от культуры внешнего вида, культуры речи, эстетической культуры. 4 стремление к постоянному самосовершенствованию является одним из основных качеств личности педагога высокой педагогической культуры.

Не менее важным компонентом педагогической культы, являются профессиональные знания.
Самообразование - приобретение ЗНАНИЙ путем самостоятельных занятий ВНЕ ШКОЛЫ, без помощи преподавателя. В современном самообразовании проступают такие векторы - развитие человеческих качеств (потребностей, способностей, мировоззрения); - глобализация образовательной среды (возросшая мобильность населения и Интернет раздвигают местные рамки жизнедеятельности и самообразования); - самообразование на протяжении жизни для непрерывной адаптация к меняющемуся миру; - самообразование "в объеме жизни" (профессиональное образование дополняется семейным, гражданским и другими); - самообразование в сетевых сообществах, которые учащийся находит (или создает) для развития в сотрудничестве с носителями полезных инноваций (неравнодушными соучащимися). Методическая работа   часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Урок изучения нового материала и выбор методов и приемов обучения.

Одним из типов уроков является урок изучения нового материала на котором проводится накопление нового фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий.

Метод  (от греческого metodos – путь к чему либо)

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.



Билет 2

Содержание воспитательной деятельности в современной школе.

Содержание воспитания составл. науч факты, понятия, теории о природе, быте, общ-ве на которых базир-ся обществ-ый рпят, идеалы, нормы, привычки повеления и многое др. Все пед. работники школы выполняют воспитательные функции.

Классный рук-ль (КР) непосредственный  основной  организатор учебно-воспитательной работы в школе. Функции КР: воспитательная формирование личности и колл-ва; организаторская-проведение работы по всем пед аспектам; координирующая - установление взаимод-ия между всеми уч-ками вос-го процесса; административная-ведение личных дел учащихся. Вос-ие и изучение учащихся, оказания им помощи в учении, решение проблем проф самоопределения относится к функциональным обяз-тям кл рук-ля. Он должен уметь формулировать вос-ые задачи для класса, отдельных учеников или отдельных групп класса. Должен уметь планировать вос-ую работу-составлять планы работы с учениками и родителями. Должен анализировать и оценивать рез-ты вос-ия с помощью набл-ия, опросников и др м-дов. В своей работе кл.рук исп-ет общие м-ды и формы в-ия: беседы, дискуссии. Эф-ть его работы оценивается по ур-шо воспитан-ти уч-ся.т.е с-ма работы кл.рук-ля —воспит-ый процесс в ходе учеб деят-ти и в ходе внеклассной деят-ти. Внеклассн.-кл.рук-ль. Учеб процесс-другие преподаватели предметники.

Система воспитания – совокупность взаиморсвязанных воспит дел, вытекающих из целей и задач воспитателя.

Пед мастерство – проф умение оптимизировать все виды учебной деятельности , направыленных на всесторон развит и совершенствование личности, школьника. На формирование его мировоззрения, способностей, потребностей. Пед мастерство включ: - гуманистич направленность, - проффес знания, - пед способности, - пед техника.

Учет задач урока. Его содержания при определении структур урока.

Структура урока – совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся,  места урока в учебном процессе.

Учителю необходимо учитывать главную задачу урока. Если, например, главной задачей урока будет формирование теоретических знаний, то могут быть использованы методы: словесные, проблемно-поисковые, дедуктивные и т.д.

Билет 3

Факторы и условия развития личности.

На формирование человеческой личности оказывает влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы.

Фактор  — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро-среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле. Среда и воспитание — это социальные факторы, наследственность — биологический фактор.

Одни учёные утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.). Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов. К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются: анатомо-физиологическая структура, физические данные, физиологические особенности и др.

Способностииндивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Передаются не способности, а только задатки.

Общениеэто одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).

Развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека на развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность.



Основные понятия курса «Основы рыночной экономики » методика формирования одного из понятий.

Методика формирования одного из понятий.

-                       экономическая наука, экономика

-                       потребности, факторы производства, понимать существо ограниченности ресурсов, уметь объяснить ее

 последствия для экон.жизни об-ва

-                       типы экон. систем и разл. между ними.

Понятия – это основы экон. знаний.

Особ. – 1.только путем заучивания определений.

2.                     научн.понятия  представл.собой сист., где они связаны с другими и логич., и по содерж.

Все это проходит под рук-вом учителя и носит целенаправл.хар-р.

1.                     с помощью программы и учебника учитель отбир.понятия.

2.                     определ.последоват.их усвоения, способы закрепл.и примен.их на практ.

3.                     Намечает этапы работы.

А) определ. понятия

Б) выдел.и усвоение призн. понятия

В) закрепление признаков и связей дедуктивным и индуктивным методами.



Билет 5

Система гражданского воспитания. Показатели воспитанности.

Воспитание – это процесс целенаправленного формировнаия личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействия воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером. Проблемы гражданского воспитания освещали Платон, Аристотель, Руссо Ж.Ж.  и др.       В Российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах Радищева, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена и др.

 Компанентами гражданского воспитания явл. патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государств.власти.

Цель гражданского воспитания – формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к родине, стремление к миру.

Показатели воспитанности:

1.         внешний вид ребенка;

2.         мимический и пластический образ;

3.         речь;

4.         поведение, складывающееся из отдельных поступков;

5.         избирательная деятельность;

6.         реакции на социальные явления;

7.         система его взаимоотношений с окружающими;

8.         качественность его предметной деятельности;

9.         идеалы.



Подготовка учителя к уроку. Требования к современному уроку. Анализ урока.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические,  воспитательные и организационные. К дидактическим или образовательным требованиям относятся: 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов.  2. Определение  оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. 3.  Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока. Воспитательные: 1. постановка воспитательных задач урока. 2. Формирование у учащихся мировоззрения, моральных качеств. 3. формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебно-позновательной деятельности. 4. всесторонне изучение и учет уровня развития и психологических особенностей. 5. соблюдение учителем педагогического такта. Организационные: план проведения урока, подготовка и рациональное использование различных средств обучения. Выделяются типы уроков: уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится


Билет 6

Функции процесса обучения. Дать примеры их реализации.

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Знаниеэто понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.

Умение — это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила; — это владение способами применения знаний на практике.

Навыкэто автоматизированный компонент сознательной деятельности; - это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.

Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие.

Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового. Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах




Внеклассная и внеурочная формы организации обучения.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности. Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

Недостаток – неполнота работы; интенсивное развитие одних  направлений работы в ущерб другим; формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.



































Билет 7

Методология и методы научного исследования.

Методология — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки — это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

В структуре методологического знания выделяют 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и  технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

Методы педагогического исследованияэто способ получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и теорий. Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7