Педагогика
Педагогика
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
«Педагогика»
Авторизованный реферат по
курсу
«Педагогика»
Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель)
Рецензент ____________________________
З/О
МОСКВА - 2001 год
Содержание. 2
Методологический
раздел педагогики. 3
Педагогика
как наука. 3
История
возникновения педагогики. 4
Связь
педагогики с другими науками. 6
Принципы
педагогики, и ее функции. 8
Предмет
и задачи педагогики. 10
Семейная
педагогика. 11
Дидактика
(теория обучения) 17
Содержание
и форма дидактики. 17
Основные
методы и формы обучения. 18
Инновационные
методики - Шаталов Виктор Федорович. 19
Теория
воспитания. 28
Основные
направления теории воспитания и их содержание. 28
Специфика
принципов воспитания. 28
Личность
как объект и субъект воспитательного процесса. 29
Методы
воспитания. 32
Взаимодействие
коллектива и личности. 32
Особенности
самовоспитания школьников. 34
Литература: 38
Каждая наука в одном и том же объекте
изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия
объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими
науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как
частный момент развития общества, его производительных сил и производственных
отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой
политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося
человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием
особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который
специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе
«вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим
предметом воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с
уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие
специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою
историю и достаточно определённый асект природных или общественных явлений,
изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для
осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому
растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных
школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные
заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая
научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической
теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и
молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия
субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих
закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою
теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих
исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием
«педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд
самостоятельных педагогических дисциплин:
1.
Общая педагогика,
исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность,
цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии
личности, процесс образования и обучения.
2.
Возрастная педагогика,
изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного
развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего
образования и др.);
3.
Специальная педагогика –
дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных
детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания
и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и
слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика,
детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4.
Частная методика,
исследующая специфику применения общихзакономерностей обучения к преподаванию
определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии
и др.);
5.
История педагогики,
изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные
исторические эпохи.
Интенсивно развиваются, как
самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования,
педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.
Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного
воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика
культурно-просветительной работы.
Обособление и формирование педагогики как
науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании
специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и
обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих
поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким
образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей
предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития
человеческого общества и, в частности, в более поздний период
рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного
развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают
специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых
стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах,
но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из
Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.
Надо сказать, что уже в древнем мире многие
общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль
воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например,
по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы
отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной
области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль
теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала
разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в
других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии.
Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.),
Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона
(427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось
немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё
происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия
науки о воспитании. Как же это произошло?
В Древней Греции педагогами назывались
рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать
их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними
прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести)
обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально
подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для
которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о
воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут
своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например,
школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического
воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы
воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные
педагогические идеи, например, выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до
н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания
разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили
религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль
получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели
этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский
философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский
(1465-1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку,
процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за
освобождение личности от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие
воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как
особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в
начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины
большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна
Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы
организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали
неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.
Неоценимое значение для становления научной
педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778),
Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк
(1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих
Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в
Германии.
Родоначальниками
революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский
(1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А.
Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое
влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881).
Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было
дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской
педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М.
И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский
(1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое
количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным
развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности
основных производителей.
Процесс разностороннего взаимопроникновения
наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют
органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается,
укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой,
эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной,
этнографией, математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика
находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология
вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её
широко используются при разработке организации познавательной деятельности
учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной
психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения,
оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в
разных социальных условиях.
Исключительно ценными знаниями о природе
физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная
физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания.
Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы
тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и
связаны с формированием умений, навыков и привычек.
Новые, дополнительные возможности для
исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро
развивающаяся область знания, которая получила название теории управления.
Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики,
которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными
динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика
изучает процессы управления безотносительно к качественной природе
самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую
глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями,
которые кибернетике недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит не в
том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика
использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе
строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак, педагогическая наука – это сгусток
многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений.
Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей
формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание
педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные
педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика –
наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает
многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство
воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами
педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению
педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе
которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый
элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый.
Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того,
что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной
требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Непременным условием выделения и
функционирования любой науки является наличие в ней категориального аппарата.
Каковы основные понятия (категории) педагогической науки?
Место педагогики в системе наук о человеке
определяется тем, что она исследует закономерности развития, формирования,
воспитания, образования и обучения личности.
Развитие человека – это процесс становления
его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых
социальных и природных факторов.
Согласно диалектико-материалистической
концепции развитие индивида (онтогенез) представляет собой процесс
количественных и качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом
строении человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния
наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность отражает
заложенные в генетической программе человека особенности, которые передаются от
родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности
нервной системы, а также задатки речи, мышления и др.
На наследственность детей существенно
влияет состояние психического здоровья и образ жизни родителей. Например,
крайне отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм,
наркомания, токсикомания родителей.
Развитие есть поступательное движение,
переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более
совершенному.
Различают психическое, физическое и общее
развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта,
воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности.
Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.
Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других
качеств личности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|