Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
Вопрос
№ 1. Основные этапы развития педагогической мысли.
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в
глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми.
Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Наука
педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества.
Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости
от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в:
-
обобщении знаний о
воспитании,
-
в создании специальных
учебных воспитательных учреждений.
В Китае, Индии, Египте, Греции –
развитие философии (науки о природе, человеке, обществе) – 1-ые педагогические
обобщения.
В Европе – древнегреческие философы Демокрит
(460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон
(427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о
формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от
природы). Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по
педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала духовная
педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном и
трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто
посадил и вырастил маслиновое дерево – маслиновые рощи.
В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное
русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое
обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуман (160
– 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали
обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед не
ушла.
Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.
В XVII в. педагогика выделилась в
самостоятельную науку – с именем Я. А. Каменского (1592 – 1670) –
“Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку, табл.).
Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания –
“Мысли о воспитании” – взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного
в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость
правовых убеждений.
Непримиримую
борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и
просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж.
Руссо (см.
методичку, табл.).
Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная
противоречивая фигура в истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная
модель урока, понятивно – воспитывающее обучение, система развивающих
упражнений), но и теоретическая база для дискриминационного ограничения в
образовании широких масс трудящихся.
Мировую славу русской педагогики
принесли Белинский,
Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой,
но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном образовании”
1848 г.
В 1855г. Ушинского
назначают инспектором классов. В жизни каждого крупного ученого непременно
найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он
обратил внимание на 2-а больших шкафа, – уже 20 лет они стояли опечатанные.
Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед ним было целое сокровище – полное
собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института,
ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По свежим следам он пишет лучшую свою статью
“О пользе педагогической литературы” – сделать учебную работу интересной для
ребенка, не превращая ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более
10 млн. книг его вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая
антропология” 1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;
-
учение о целях, принципах,
сущности воспитания,
-
о руководящей роли школы,
учителя,
-
о методах формирования
наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций,
-
пути реализации
дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности,
прогностичности,
-
концепция развивающего
обучения,
-
трудовое воспитание –
полноценное воспитательное средство – труд.
В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи
(1859 – 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) - вывели
закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования.
Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой советской школы, организация внеклассной
работы, пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 – 1939) – о детском
коллективе, трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А.
Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы воспитания
молодежи, о личности.
Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего
образования. Целеполагание в учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.
Воспитательный процесс носит целенаправленный характер
(направление воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и
средства достижения).
Цели воспитания – провозглашаются обществом.
В нашей стране – “Моральный кодекс строителей коммунизма” - долгое
время.
Сейчас – прежние идеалы утрачены, новые не сложились, но
всякая идеология – это подход тех или иных классов или групп к решению
общественных проблем, которые они стремятся навязать другим. В мировой
педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный
процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций (исповедовать
взгляды стоящих у власти).
Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и
ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus –
человеческий, человечный): любовь к людям высокий уровень психологической
терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение
личности. Признание человека в качестве высшей ценности.
Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек
должен стать полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но
ответственным за все происходящее в мире.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма
в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей:
- ценности для всего общества, а не для группы
людей, партии, государства.
-
Деидеологизация, т.е. отказ
от установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на
духовно – правовое, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на
основе освоения ею всего культурного богатства человечества.
-
Общечеловеческие ценности –
это трансцендентные (запредельные) ценности, т.е. ценности, которые носят
абсолютный характер.
Верующие люди считают, что эти ценности имеют божественную природу.
Для неверующих – многовековой опыт человечества.
Они носят постоянный, непреходящий характер –
образец “поведения” для всех людей. “Не убий”, “не укради”, “не сотвори себе
кумира” и т.д. - это нравственные установки и для верующих и неверующих.
“Моральный кодекс строителей коммунизма” переложение на современный язык тех же
ценностей, к которым, однако добавились идеологические установки типа “любовь к
своей Родине”, “борьба за победу”.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе
вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный
человек – гражданин конкретного государства, принадлежит к определенной нации,
народности. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не
противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей
страны, Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь
к своей Родине, но отвергает национализм.
-
Гуманизм в силу того, что
отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма.
Гуманизм – признание данной личностью в качестве ценности личности всех других
людей, любовь к ним, служение. Поэтому гуманизм предполагает коллективизм,
стремление к общности с другими народами. Особенно это свойственно нашему
народу – идея соборности является ведущей идеей русского самосознания.
В связи с вышеизложенным скорректируем цели
учебно-воспитательного процесса.
В нашей стране традиционно считалось в качестве главной
цели учебно-воспитательного процесса – подготовка высококвалифицированного
специалиста, способного эффективно работать на производстве, на благо нашего
государства – технократический подход.
Гуманистический подход – создание предпосылок для самореализации личности,
удовлетворение ее потребностей. Это вовсе не снимает задачи подготовки
высококвалифицированного специалиста, т.к. без высокой квалификации нельзя
реализовать себя как личность. Но в гуманистическом подходе нет оценки
студента, как только функционера общественного производства. Рыночная экономика
может поставить нашего выпускника в такие условия, что его
узкоспециализированные знания не позволят реализовать себя, а может и просто
заработать на жизнь. Значит надо обеспечить такую систему обучения “которая бы
позволила выпускнику вуза проявить себя на более широком поле деятельности”.
А это возможно за счет усиления общенаучной и
гуманитарной подготовки. Итак, гуманизация учебного процесса предполагает
формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали
интересы студентов в новых социально-экономических реальностях, а не интересы
тех или иных кафедр, вуза, государства.
И, наконец, гуманистическая ориентация
образования может быть реализована в гуманистической педагогике (высокая
степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение
активности и инициативы обучаемого, педагогика сотрудничества).
Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна
соответствовать представлениям общества об идеалах человеческой личности –
представлениям о совершенном человеке – герои сказок, песен, поговорок –
смелость, честность, храбрость, справедливость.
Идеал телесной (физической) и духовной красоты
занимал педагогов уже в древности. Однако их гармоничное соединение исключало
труд. Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который удел
рабов.
В средние века – идеал духовный, физические радости греховны.
Следовательно, их сочетание считалось еретическим. Идея гармоничного развития в
трудах гуманистов Возрождения. А впервые реабилитировали труд, показали его как
добродетель социалисты – утописты.
Сейчас идея всестороннего развития личности, как высшей
цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может
похвастаться ее достаточно полной реализацией.
В любом обществе существуют 2-а педагогических
идеала личности.
1.
Высокий, широко
рекламируемый, но заведомо недостижимый. Маяк! Ориентир! К нему следует
подвести воспитуемого как можно ближе.
2.
Приземленный, реальный
идеал – герой своего времени, тот, которому все завидуют, на месте которого
каждый хотел бы оказаться, чью судьбу желают своим детям.
Во время ВОВ – идеал офицера, защитника.
После войны – офицер, научный работник, инженер.
70-е годы – партийный функционер и государственный
чиновник.
Но какие бы зигзаги не делало Российское общество,
идеал русского народного педагога был и остается неизменным, беззаветно любящий
свою Родину, высоко нравственный труженик. Сохранить и утвердить этот идеал –
долг российских педагогов. (Далее смотри методичку стр. 32-33)
Одной из актуальных проблем современной теории и
практики воспитания становится, на наш взгляд, проблема цели.
По мнению ведущих английских теоретиков педагогики
А.Келли, П.Херста, Р.Петерса, Д.Поупа, проблема цели четко определилась в
английской педагогике в 70-е годы. Если ранее считалось, что главная роль в
развитии учебно-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования,
то сначала 70-х годов эта роль все последовательнее отводится цели. Цель
теперь рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все основные
компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы, приемы, деятельность
учащегося, познавательные возможности. А к концу 70-х годов и английское
учительство стало признавать необходимость более четко и целенаправленно
планировать свою деятельность.
Поставленная, таким образом, в педагогической теории и
практике проблема цели, безусловно, включает в себя различные аспекты. Все они,
однако, сводятся к одному вопросу, точно сформулированному одним из ведущих
теоретиков куррикулизма Д.Лоутеном: как перевести общую цель воспитания в
природу и саму ткань учебно-воспитательного процесса А. Келли, многие сложности
в педагогике возникают не столько от непонимания, каким должны быть цели,
сколько от непонимания, что такое воспитательные цели.
Виды целей. Различают в зависимости от степени точности и от срока действия общие
и конкретные цели. Остановимся на характеристике этих видов целей
подробнее.
1.
Общая цель. Среди свойственных ей характеристик
выделяются, прежде всего, долгосрочность и длительность. Выдвигаемая на
долгое время цель, как правило, подвержена резким изменениям. Общей цели
свойственна также широта охвата: она выражает наиболее общие взгляды общества
на воспитание человека. При этом отмечается, что, отражая наши желания,
намерения, стремления, она не определяет конечный результат, –бесконечна.
Таким образом, в характеристике общей цели английские
исследователи выделяют несколько важных сторон: длительность существования,
устремленность, направленность, бесконечность, неопределенность достижения,
широту, структурность.
Уже по этим выделенным характеристикам ясно, сколь сложна,
неоднозначна природа этого вида идеи. Очевидно и то, что как любое сложное
явление, она нуждается в специальной и глубокой разработке.
Общие цели рассматриваются в английской педагогической
теории в сопоставлении и взаимосвязи с целями конкретными.
2.
Конкретные цели –это уже уточенные представления воспитателей
о желаемых изменениях учащихся.
Кроме того, поскольку конкретные цели обязательно
указывают на конечный результат действия, оно должны быть тщательно и четко
сформулированы. В любом случае конкретные цели ставятся для достижения общих
целей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
|