Педагогика - предмет, задачи, функции
Педагогика - предмет, задачи, функции
Лекции по курсу
«Педагогика»
Педагогика -
предмет, задачи, функции.
На каждом этапе исторического развития
общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и
воспитания подрастающего поколения.
Развитие
педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и
обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В
рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем
человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука
сосредоточилась на проблемах:
·
человек;
·
личность и
общество;
·
воспитание,
образование, обучение;
·
идеалы
воспитания;
·
идеал
личности в обществе.
Педагогика становится наукой об
образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.
Наука- сфера человеческой деятельности,
результатом которой являются новые знания.
Педагогика
- как наука – это совокупность знаний, которые лежат в
основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования
путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска
эффективных педагогических систем.
- наука о воспитательных отношениях, возникающих в
процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием,
самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и
формах обучения и воспитания человека.
По происхождению термин педагогика в
дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель,
воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.
Объект педагогики - воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих
в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс,
происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных,
экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)
Функции педагогики
теоретические практические прикладные
- объяснение процесса и законов вооружение педагогов- по
отношению к
воспитания и обучения, образования практиков
научно-теорет. другим наукам
и просвещения, обоснованиями
методов
- обоснование процессов обучения и
воспитания
обучения и воспитания
Система педагогических наук:
- философия
образования
- общая
педагогика (исследование педагогических знаний, теории и практики, методов
и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь с другими
науками)
- дидактика
(теория обучения. Изучение процесса обучения как средства воспитания и
развития. Разработка целей, содержания, принципов, методов и средств
обучения). Определяет направление частных методик. На основе дидактики
разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных
типов учебных заведений.
- теория
воспитания (связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым,
нравственным, умственным, правовым, эстетическим, физическим).
- школоведение
(управление народным образованием, организация учебно-воспитательного
процесса)
- история
педагогики
- сравнительная
педагогика (тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных
странах)
- дошкольная
педагогика
- дефектология
(психическое и физическое развитие детей с отклонениями в развитии.
Сурдопедагогика - глухие и слабослышащие; тифлопедагогика – слепые и
слабовидящие; олигофренопедагогика – умственно отсталые; логопедия –
нарушение речи и их преодоление).
- педагогика
высшей школы
- педагогика
семьи
- профессиональная
(рабочая педагогика)
- военная
педагогика
- исправительно-трудовая
педагогика
- социальная
педагогика.
Понятийный аппарат педагогики.
Три фундаментальных понятия педагогики:
воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен, но
исторически воспитание включает в себя обучение и образование. Формирование
личности – процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.
Личность- социальная сущность человека,
приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении
необходимого уровня активности и самосознания.
Соотношение ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ –
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: человек – биологическая сущность, личность – социальная
сущность, индивидуальность – неповторимость и уникальность, присущая и
биологической и социальной сущности.
Формирование личности – процесс становления личности в
результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного
воспитания и собственной активности личности.
Развитие – объективный процесс внутренних
последовательных количественных и качественных изменений физических,
психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного
потенциала, сущности и назначения.
Движущие силы развития: внутренние
противоречия между возможностями личности и ее потребностями, внешние
противоречия между возможностями личности и требованиями общества.
Факторы развития: внутренние
(наследственный генотип, психофизиологические свойства), внешние (воспитание,
среда).
Воспитание – передача исторического и культурного
опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения – разновидность
отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством
воспитания, образования, обучения. Самовоспитание – процесс
усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних
душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Образование – культура личности, процесс
приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности,
права, экономики. Образование – это основа развития личности. Гессен Сергей
Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче
того культурного содержания, которое составляет особенность поколения
образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно
могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры». Становление
творческой личности по Гессену как основная цель образования.
Образование
- формирование образа мыслей, действий человека в
обществе.
- процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Самообразование – система внутренней
самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное
развитие.
Обучение
- двусторонний процесс учения и преподавания
- процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков,
способов познавательной деятельности.
Учение – ребенок познает мир. Преподавание –
руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности
ребенка.
Таким образом, педагогическая
деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление
процессом взаимодействия с учеником.
Самообучение – процесс непосредственного получения
человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим
выбранных средств.
Содержание образования – система знаний, умений и
навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования
личности человека.
Просвещение – распространение научных знаний о
человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения
знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и
психологии).
Система образования – существует общее и специальное
образование. Общее – начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые
каждому). Специальное – среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки,
необходимые для определенной профессии).
Педагогическая проблема – объективно возникший в
педагогической теории и практике вопрос относительно процессов обучения и
воспитания.
Педагогическая задача – результат осознания педагогом
цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на
практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и
т.д.).
Педагогическую деятельность определяют как решение
педагогических задач. Т.к. педагогическая деятельность является совместной
(профессия «человек» - «человек»), то строится по законам взаимодействия
учителя и ученика.
Возможны различные стили
педагогического общения при осуществлении педагогической
деятельности.
По классификации В.А. Кан-Калика
возможны следующие стили педагогического общения:
- стиль увлеченности совместной деятельностью,
- стиль дружеского расположения,
- стиль общения-дистанции,
- стиль устрашения,
- стиль заигрывания.
Педагогический процесс: понятие,
структура
компоненты..
Педагогический процесс – способ организации воспитательных отношений,
заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов
развития участников. Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания
человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной
педагогической системы.
Исследование педагогического процесса – основа педагогики. в
соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы
педагогической деятельности.
Структура педагогического
процесса:
Цель
(конечный результат)
Принципы
(основные направления достижения
цели)
Содержание
(фактический учебный материал)
Методы
(действия педагога и учащегося для
передачи, переработки и восприятия содержания)
Средства
(способы «работы» с содержанием)
Формы
(логическое завершение процесса)
Цели педагогического процесса - идеальное предвидение результата
деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом
уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.
В нормативных документах России две
системы целей:
1. Система глобальных целей в
типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры
личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора
и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание
ответственности и любви к Родине).
2. Система диагностических целей в
конкретных программах (цели распределены по этапам обучения и являются
отражением содержания конкретных учебных курсов).
По мнению некоторых авторов,
диагностической целью на уровне системы образования образовательного учреждения
в современной школе может являться подготовка к профессиональному образованию.
Постановка целей образования в Российской
Федерации является результатом актуальных процессов в системе образования;
учета, в первую очередь, интересов ребенка в педагогическом процессе.
Существуют следующие тенденции развития отечественной системы образования
(Э.Д.Днепров. «Школьная реформа в России»):
1.
Гуманитаризация
образования (Целостная картина мира у ребенка как результат школьного
образования, нацеленность образования на понимание, а не на воспроизведение и
описание изученного учебного материала).
2.
Гуманизация
процесса образования. (Образование не должно быть обезличенным, основной смысл
педагогической деятельности – развитие ученика. Педагогика сотрудничества как
технология обучения)
3.
Развивающий
характер образования. (Переход от процесса усвоения знаний, умений и навыков к
процессу развитию способностей, самостоятельности ребенка. самостоятельная
деятельность ребенка рассматривается как основной фактор его развития).
4.
Непрерывность
образования. (Образование является непрерывным процессом, только в этом случае
возможно развитие общества. Как следствие необходимо «учить учиться», чтобы ребенок
был конкурентоспособен в будущем, умел компенсировать недочеты в своем
образовании на следующих этапах. Система образование Российской Федерации
отличается единством общего и профессионального образования, разработанностью
ступеней образования. Система образования обладает целостностью, взаимосвязью
всех компонентов.)
5.
Стремление к
«опереживающему» характеру обучения (условие нормального общественного
развития)
Принципы педагогического процесса - это
- первоначальные руководящие идеи,
- исходные положения какой-либо теории, учения, науки в
целом,
- логическое начало какой-либо системы деятельности.
Методы педагогического процесса (гр. methodos) – это способы взаимодействия,
практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению
и использованию содержания как общественного опыта. Метод – путь к цели, способ
действий или поведения.
Классификация методов педагогического процесса может
производится
По источнику познания:
- словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
- практические (упражнения, тренировки, самоуправление),
- наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление
материала).
На основе структуры личности:
- методы формирования сознания (рассказ, беседа,
инструктаж, показ, иллюстрирование),
- методы формирования поведения (упражнения, тренировки,
игра, поручение, требование, ритуал и т.д.),
- методы формирования чувств (стимулирования)(одобрение,
похвала, порицание, контроль, самоконтроль и тд.).
по степени продуктивности, по типу
(характеру познавательной деятельности – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
- объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ,
объяснение, инструктаж, беседа)
- репродуктивные (лекция, пример, демонстрация,
поручение, упражнение, алгоритмическое предписание)
- проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение,
игра, обобщение),
- частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная
работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление),
- исследовательские (моделирование, библиографические
методы, задания, проектирование, поиск ошибок).
Пример:
Метод доверия – словесный, стимулирующий,
частично-поисковый.
Метод упражнений – практический, формирования поведения,
репродуктивный.
В большинстве источников приведены
классификации, в которых методы воспитания и методы обучения рассматриваются
как две основные группы методов (напр. у Ю.К. Бабанского). В данном случае эти
две группы методов рассматриваются как взаимодополняющие, в сумме задающие
взаимосвязанную деятельность педагогов и учащихся. Основой классификации,
объединяющей эти две группы методов является организация деятельности и общения
- Методы формирования сознания личности (понятий,
законов, теорий,взглядов, идеалов, убеждений).
- Словесные: лекция, рассказ, доклад,
беседа, диспут, конференция
- Наглядные: показ иллюстраций,
демонстрация опытов
·
Методы
организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения.
Страницы: 1, 2, 3
|
|