Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования
Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
по дисциплине «Теория и методика
обучения технологии и предпринимательству»
ЮУрГУ – 050502.2010.060.ПЗ.КП
Нормоконтролер, ассистент Руководитель, ассистент
_____________________200 г.
Автор
проекта
студент
группы
Проект
защищен
с
оценкой
_____________________
_____________________200 г.
200_
ЗАДАНИЕ
на курсовой проект студента
1 Дисциплина (специализация) «Теория и методика
обучения технологии и предпринимательству»
2 Тема проекта «Педагогическое содействие в
выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования»
3 Срок сдачи студентом законченного проекта « »
мая 2010 г.
4 Перечень вопросов, подлежащих разработке:
1) изучить
современное состояние вопроса выбора форм продолжения образования учащимися (в
трудах отечественных и зарубежных авторов) и на практике;
2) разработать
методику содействия в выборе учащихся форм продолжения образования в
соответствии с целями исследования;
3) обосновать
педагогическую модель содействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения
образования;
4) осуществить
апробацию разработанной педагогической модели;
5) разработать
планы-конспекты мероприятий для учащихся 9-го класса, направленные на
содействие в выборе форм продолжения образования в соответствии с целями
исследования.
5 Календарный план
Разделы курсового проекта
|
Дата выполнения
|
1. Введение
|
|
2. Теоретическая часть работы
|
|
3. Экспериментальная часть работы
|
|
4. Заключение
|
|
5. Приложение и библиографический
список
|
|
6. Нормоконтроль
|
|
7. Подготовка презентации
|
|
|
|
|
|
РЕФЕРАТ
Педагогическое содействие
в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования. – Челябинск :
ЮУрГУ, МТ–474, 2010. –
**с., 1 илл., 1 табл.,
библиографический список –
30 наим., 3 прил.
Объект исследования – учебно-воспитательный
процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – педагогическое
содействие в выборе форм продолжения образования учащимися 9-го класса в ходе
образовательного процесса.
Целью исследования
является теоретическое обоснование и разработка педагогической модели
содействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования.
Задачи исследования:
1) изучение состояния
вопроса в теории – в современных источниках и в исторической ретроспективе;
2) изучение состояния
вопроса в практике;
3) обоснование проекта
для решения поставленной задачи (педагогический уровень);
4) разработка проекта на
методическом уровне.
В работе раскрыты понятия
«педагогическое содействие », «методика», рассмотрены психологические
особенности учащихся 9-го класса, их готовность к выбору форм продолжения
образования.
Разработана педагогическая
модель содействия учащимся 9-го класса в выборе форм продолжения образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Педагогическое содействие в выборе
учащимися форм продолжения образования как педагогическое понятие
1.2 Анализ отечественного и зарубежного
опыта в рассмотрении проблемы выбора учащимися форм продолжения образования
2 РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
СОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМИСЯ 9 КЛАССА В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Модель педагогического содействия
учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования
2.2 Методика осуществления
педагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения
образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы
социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и
информационному означает, что процессы создания и распространения знания
становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное
превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль
образования в структуре общественной жизни современного мира.
В это же время
существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора
формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.
Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами
образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть
быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя
модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и
созданием механизмов их эффективного использования, в том числе и
педагогического содействия.
Проблема выбора формы
продолжения образования является одной из главных для учащихся 9-х классов.
Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания
правил выбора профессий, ситуации на рынке труда, отсутствия практического
опыта в профессиональной деятельности, многие учащиеся 9 класса выбирают
учебные заведения, специализация которых не соответствует их интересам,
наклонностям и убеждениям.
В юношеском возрасте
каждый стоит перед выбором – старшеклассника манят десятки профессий. Разные
виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном
случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом –
высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Поэтому нелегко
сделать социально и глубоко личностный выбор формы продолжения образования –
будет ли это окончание общеобразовательной школы, поступление в профильный
класс, профессиональное училище, колледж и т.д.
О чём, прежде всего,
думает старшеклассник, выбирая для продолжения образования определённое учебное
заведение? Во-первых, о том, какую профессию он хотел бы получить. Во-вторых,
достаточно ли его способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли ему здоровье.
В-третьих, он задумывается, как обстоят дела на рынке труда, востребована ли
данная профессия.
Общественная ценность
человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и
нервно-психическое здоровье напрямую зависят от того, насколько правильно он
выбрал свою профессиональную деятельность.
Таким образом, проблема выбора
учащимися форм продолжения образования приобретает особую актуальность в наше
время, а так же возрастает роль педагогического содействия в этом выборе.
В последние годы эти
проблемы разрабатываются в трудах Е.В. Ворониной, А.А. Пинского, В.В. Семенцова, С.Н. Чистяковой и др.
Цель исследования –
теоретическое обоснование и разработка педагогической модели содействия в
выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования.
Объект исследования –
учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – педагогическое
содействие в выборе форм продолжения образования учащимися 9-го класса в ходе
образовательного процесса.
Задачи исследования:
1) изучение состояния
вопроса в теории – в современных источниках и в исторической ретроспективе;
2) изучение состояния
вопроса в практике;
3) обоснование проекта
для решения поставленной задачи (педагогический уровень);
4) разработка проекта на
методическом уровне.
Гипотеза: содействие в
выборе учащимися 9-х классов форм продолжения образования будет протекать более
эффективно, если разработана и внедрена в образовательный процесс
педагогическая модель, где:
1) системообразующим
элементом является цель – педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го
класса форм продолжения образования;
2) содержательный
компонент включает в себя сведения о мире профессий, о видах учебных заведений,
о способах составления профессионального и жизненного плана учащимися;
3) процессуальный
компонент предполагает использование таких форм и методов учебной и внеклассной
работы, которые позволяют сформировать у учащихся целостное представление о
мире профессий, о видах учебных заведений, а также мотивы саморазвития и
личностного роста.
В ходе работы
использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, синтез, сравнение, обобщение, моделирование.
Курсовой проект состоит
из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографического
списка и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Педагогическое содействие в выборе
учащимися форм продолжения образования как педагогическое понятие
Перед выпускником
основной ступени общеобразовательного учреждения встаёт необходимость
совершения ответственного выбора профилирующего направления собственной
деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору в
предстоящих условиях – более вариативного и дифференцированного обучения на
старшей ступени, чем это имеет место в традиционной школе, сегодня определяет
серьезное значение педагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе
форм продолжения образования.
Педагогическое содействие
в выборе учащимися форм продолжения образования происходит в образовательном
процессе.
Г.Н. Сериков в своих
исследованиях под образовательным процессом понимает «продвижение учащихся к
образованности, осуществляемое во взаимодействии с другими учащимися и (или) с
педагогическими работниками, либо самостоятельно, с применением специально
разработанных средств и при наличии определенным образом организованных
условий» [25, с. 9].
В процессе обучения
неизбежно социальное взаимодействие между преподавателями и учащимися – так называемое,
учебно-педагогическое взаимодействие. Г.Н. Сериков понимает под ним
взаимодействие учащихся и педагогических работников, направленное на совместное
выполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образования
становятся партнерами. Учебно-педагогическое взаимодействие может
осуществляться через непосредственные контакты между партнерами в общении, в
совместном решении учебных задач, во взаимодействии друг с другом [26, с.147].
В своих исследованиях Г.Н. Сериков подчеркивает, что роль педагога, учителя сводится
к созданию условий, в которых человек, получающий свое образование, мог бы
удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Такой
подход предполагает не руководство образованием учащихся, а сопровождение образованию.
В педагогических
исследованиях всё чаще уделяется внимание взаимоотношениям в системах «педагог
– ребёнок – родители», «педагог – ребёнок» [12; 20]. Анализируя результаты этих
исследований, есть основания полагать, что учебно-педагогическое взаимодействие
является ведущим фактором образования при соблюдении следующих условиях:
– непрерывность процесса
образования. При этом в нём выделяются специально организованные педагогом
ситуации-события, проживая которые учащийся приобретает опыт отношения к
различным сферам бытия и взаимоотношения с ними;
– если этот опыт
присваивается в ситуации-событии не всеми учащимися одновременно, а в
зависимости от индивидуальной траектории развития каждого;
– участники
учебно-педагогического взаимодействия находятся в субъект-субъектной позиции по
отношению друг к другу;
– педагог осуществляет не
только коррекцию образовательной траектории учащихся, но и всячески
поддерживает их стремление к собственному росту, способствуя формированию
эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни,
собственному образу и жизни;
– педагог обращает
внимание не только на внешнее проявление образованности, но и на внутренний
мир, культурный уровень учащегося;
– педагог стремится,
чтобы учащийся в любой возникающей ситуации мог сделать правильный выбор, был
способен совершить усилие, способствующее его самоопределению,
самосовершенствованию;
– в проектировании
ситуации развития учащимися отведена роль активного субъекта, ответственного за
собственный личностный рост, когда он сознательно, в сотрудничестве с педагогом
определяет цели саморазвития, самоопределения.
Нужно отметить, что
учебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов активизации
саморазвития, самоактуализации и самоопределения ребёнка. Становление
готовности учащихся к выбору форм продолжения образования необходимо осуществлять
при помощи, поддержке, управлении и контроле педагога в процессе
учебно-педагогического взаимодействия.
Педагогическая поддержка
в процессе выбора учащимися форм продолжения образования является необходимым
элементом и способствует тому, что учащийся осознанно определяется в
направлении будущей профессиональной деятельности, а, следовательно, и в выборе
учебного заведения, где он мог бы получить желаемую специальность.
Педагогическая поддержка обеспечивает индивидуальное развитие (саморазвитие)
ребёнка, но исходит из признания того, что поддерживать можно только то, что
уже есть в наличие. Идея педагогической поддержки была предложена О.С. Газманом
[6, с.94–95]. Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с
ребёнком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления
возникающих проблем. О.С. Газман выделил разновидность педагогической поддержки
– педагогическое содействие. О педагогической поддержке принято говорить при
возникновении проблем у ребёнка, тогда как о педагогическом содействии
упоминают при способствовании успеху, создании условий для его развития.
Педагогическое содействие
А.Я. Найн понимает как совокупность педагогических условий, целью которых
является самореализация в выборе профессии [16]. О.Л. Карпова педагогическое
содействие определяет как построение ценностно-смысловой системы личности и
корректировку её профессиональных перспектив [8].
Мы считаем возможным
добавить к термину «содействие» слово «педагогическое», тем самым подчёркивая
педагогическую направленность данного явления. Добавления термина
«педагогическое» подчёркивает то, что назначение содействия заключается не в
манипулировании, не в коррекции, не в управлении волей ученика, а в
предоставлении возможности ученику самостоятельно и осознанно производить
выбор, становясь субъектом собственной жизни.
Рассмотрев различные
подходы к определению понятия «педагогическое содействие», в своей работе мы
приходим к выводу, что педагогическое содействие определяется исследователями
как особый вид педагогической деятельности, как создание специальных условий в
образовательных системах (О.С. Газман), а также как создание условий,
благоприятных для развития учащихся, то есть оказание помощи школьникам в
процессе образования (Г.Н. Сериков).
Итак, педагогическое
содействие – это специально организованный целенаправленный процесс по
активизации учащихся в выборе личностного плана продолжения образования.
В процессе педагогического
содействия важное место занимает деятельность педагога, который реализует весь
комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация,
анализ эффективности. Педагог также способствует повышению уровня готовности
учащихся к выбору форм продолжения образования.
Под педагогическим
содействием в выборе форм продолжения образования мы будем понимать оказание
учителем помощи учащимся в определении направления будущей профессиональной
деятельности, а также ознакомление их с типами и видами учебных заведений.
При осуществлении
педагогического содействия в выборе форм продолжения образования необходимо
учитывать возрастные особенности учащихся 9-х классов. Определение специфики
педагогического содействия в выборе форм продолжения образования имеет важное
значение хотя бы для того, чтобы обозначать более адекватные школьному возрасту
цели консультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать
конкретные практические методики педагогического содействия.
Закономерно, что
определённые особенности формирования человека в подростковом возрасте найдут
своё отражение в выборе учащимися форм продолжения образования.
Исходя из особенностей
развития учащихся в возрасте 12-16 лет, нам необходимо содействовать активному
развитию их интересов, направленных на осознание желаний в ответственном выборе
формы продолжения образования.
Возраст с 12-16 лет
характеризуется формированием жизненных намерений, которые завершаются
осознанным, желанным. А иногда и вынужденным выбором профессии. В пору юности всё
определённей и отчётливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого
человека, всё ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в
своей совокупности определяют склад его личности [14].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|