Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг
Министерство образования и науки Астраханской области
ОГОУ ДОД «Центр детского научно-технического
творчества»
Система педагогического
мониторинга
ОГОУ ДОД «Центр
детского
научно-технического
творчества»
(методическое пособие)
Подготовила:
Лаврова С.В., зав. кафедрой
мониторинговых исследований
Рассмотрено
и утверждено
Методическим
Советом
ОГОУ
ДОД ЦДНТТ
Протокол №3 от 29 февраля 2008г.
Астрахань
2008
Наука начинается там, где есть измерения
Д.И. Менделеев
Пояснительная записка.
Проблема получения качественной,
объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное
значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой
информации. В ней испытывает необходимость и педагог для самооценки
профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки
педагогических воздействий; и руководитель ОУ для определения стратегии его
развития, для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных
управленческих решений.
В этой связи именно педагогический
мониторинг становится реально действенным механизмом выделения факторов
обеспечивающих или напротив, тормозящих достижение максимально возможной
эффективности образовательного процесса.
Педагогический мониторинг – является
одним из аспектов составляющих комплексную аналитическую систему мониторинга
деятельности ОУ.
Под педагогическим
мониторингом понимается система сбора, хранения, обработки и
распространения информации о деятельности педагога, обеспечивающая
непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием развития
образовательного процесса. В рамках мониторинга проводится выявление или
оценивание проведённых педагогических действий.
Объектом педагогического мониторинга
выступают субъекты образовательного процесса – обучающиеся, педагоги,
родители.
Педагогический мониторинг только
тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему,
начало, конец и перед мониторингом поставлены конкретные цели и после
мониторинга сделаны конкретные выводы, приняты конкретные решения и намечены
пути их реализации.
Педагогический мониторинг эффективен
только тогда, когда он:
1. Целесообразен.
2. Имеет четкие цели и задачи.
3. Направлен на определенный
объект.
4. Систематичен и планомерен.
5. Формы и методы соответствуют
целям и содержанию.
6. Оперативен.
7. Коллегиален.
8. Объективен.
Данное методическое пособие подробно
раскрывает систему педагогического мониторинга, осуществляемого в ОГОУ ДОД
«Центр детского научно-технического
творчества».
Основные компоненты,
составляющие систему педагогического мониторинга, осуществляемого в ОГОУ ДОД
«ЦДНТТ»
Образовательный
мониторинг
|
|
I.
Образовательный
мониторинг
I.1. Мониторинг качества образования - комплексная система наблюдений
состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству образования (как
результата, как процесса, как образовательной системы, ее внутренних и внешних
связей).
¬
Нулевой
контрольный срез знаний, умений, навыков обучающихся в т/о
Организация среза осуществляется педагогом
т/о. Способы могут быть различными: устный контроль, письменный, тестовый и
т.д. (приложение №1)
Нулевой контрольный срез знаний, умений,
навыков имеет констатирующий характер, проводится, как правило, в первые недели
учебного года или после приема обучающегося в т/о.
Анализ результатов нулевого среза дает
возможность педагогу:
1. Выбрать адекватную методику
обучения.
2. Сформировать мотивацию
обучающихся.
3. Определиться с графиком
проведения промежуточных срезов по блокам образовательной программы.
Непрерывное отслеживание педагогом качества
обученности как учебных групп, так и отдельных обучающихся позволит педагогу
осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью.
¬
Диагностика
освоения блоков образовательной программы обучающимися.
Цель:
диагностика эффективности усвоения ЗУН по текущему
блоку образовательной программы педагога.
Инструментарий:
Контрольные тесты по блоку образовательной программы
педагога
(приложение № 2).
Методика проведения:
Педагог самостоятельно готовит материал для
контрольных срезов, проводит и обобщает результаты среза в удобной для него
форме.
¬
Диагностика
удовлетворенности обучающихся качеством образования в ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»
Цель:
выявить степень удовлетворенности обучающихся
качеством образования в Центре.
Инструментарий:
Анкеты.
(приложение № 3).
Методика проведения:
1. Кафедрой мониторинга
готовится анкетный материал.
2. Тестирование обучающихся
проводится назначенной рабочей группой педагогов.
3. Обработка результатов
проводится кафедрой мониторинга.
Что дает:
1. Позволяет отслеживать
степень удовлетворенности обучающихся качеством образования в ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»
2. По результатам диагностики
составляются рекомендации по улучшению качества образования в Центре.
¬
Рейтинг
деятельности обучающихся по итогам учебного года
Рейтинг - (от англ. – оценка, индивидуальный
эффект).
Цель:
оценка деятельности обучающегося, степени реализации
интеллектуально-творческого потенциала обучающегося.
Инструментарий:
1. Рейтинговые диагностические
карты творческих достижений обучающихся т/о.
2.Статистический анализ о профессиональной направленности
выпускников т/о (приложение№4)
На выходе мы имеем информацию:
1. Степень активности участия
обучающегося в различных массовых мероприятиях (в процентном выражении).
2. Рейтинг обучающегося в т/о.
3. Рейтинг т/о в Центре.
4. Список победителей массовых
мероприятий.
5. Статистические данные о
профессиональной направленности выпускников т/о, Центра.
Методика проведения:
Приоритетными образовательными
направленностями деятельности Центра являются научно-техническое творчество и
научно-исследовательская деятельность обучающихся. В связи с этим за исходный
материал по оценке деятельности обучающегося берутся творческие достижения
обучающихся, участвующих в спортивно - массовых мероприятиях (выставках,
конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, олимпиадах) различного ранга и
уровня.
Результаты деятельности обучающихся фиксируются
следующими способами:
1. Ведутся рейтинговые карты
достижений обучающихся творческого объединения в спортивно-массовых
мероприятиях.
2. Совместно с педагогом
создаётся портфолио обучающегося.
Что дает:
1. Системность обучения, повышение активности
обучающегося и настойчивости в обучении.
2. Позволяет изучить причины нереализованных
потенциальных возможностей конкретного обучающегося и наметить конкретные пути
повышения качества обучения через сравнение итоговых результатов деятельности
обучающегося в т/о с результатом контрольных срезов ЗУН.
3. Возможность организаторам образовательного
процесса (зам директору по ОВР, зав. отделам, педагогу т/о) работать над
повышением качества образовательно-воспитательного процесса и
совершенствованием форм контроля.
4. Возможность обучающемуся представить своё
портфолио на конкурс по выдвижению соискателя Президентского гранта и при
поступлении в ВУЗЫ и СУЗЫ.
Примечание:
Статистический анализ о профессиональной
направленности выпускников т/о и заполнение рейтинговых карт проводит педагог.
Полученные результаты заносятся в банк данных
мониторинговых исследований.
¬
Уровень
воспитанности.
Цель:
определение воспитанности обучающихся ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».
Инструментарий:
1. Анкета «Уровень
воспитанности» (по А. К. Марковой) (приложение № 5)
Методика проведения:
тестирование обучающихся проводится
в начале учебного года педагогом т/о совместно с психологом. По результатам
исследований готовится аналитическая справка для кафедры воспитательной
работы.
¬
Административные
контрольные срезы.
Цель:
установление фактического уровня обученности
обучающихся т/о.
Определение уровня знаний обучающихся (контроль «на
входе», промежуточный, «на выходе»). Определение разности между результатами
контрольного среза и оценкой педагога.
Инструментарий:
1. План проведения контрольных
срезов.
2. Тесты контрольных срезов.
(приложение № 6).
Методика проведения:
1. Материал для проведения
контрольных срезов готовится кафедрой мониторинга.
2. Тестирование обучающихся
проводится членами администрации.
3. Оценивание результатов
тестирования проводится совместно с педагогом т/о.
4. Обработка результатов
проводится кафедрой мониторинга.
Что дает:
1. Объективную оценку уровня
знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Результат
образовательно-воспитательной деятельности педагога на конец учебного года.
Заметки:
методики проведения контрольных срезов по каждому
направлению деятельности творчества не должны меняться, чтобы было возможно
сравнить результаты. При невыполнении данного условия проведение среза теряет
всякий смысл.
¬
Мониторинг
сформированности общеобразовательных учебных умений и навыков (из опыта работы МОУ ДОД ЦДО
№1)
Цель: выявить состояние и уровень
сформированности ОУУН.
Задачи:
¬
Определить
уровень сформированности ОУУН в образовательно-воспитательном процессе.
¬
Выявить
и оценить динамику формирования ОУУН у воспитанников.
¬
Разработать
методические рекомендации по регулированию и коррекции
образовательно-воспитательного процесса.
Объект исследования: система формирования
общеобразовательных учебных умений и навыков в образовательно-воспитательном
процессе.
Субъект: воспитанники т/о.
Предмет исследования: воспитанники т/о.
Гипотеза: постоянная диагностика условий и
факторов, стимул и препятствия формирования общеобразовательных учебных умений
и навыков, способствует оперативному регулированию данной проблемы в
деятельности педагога ДОД и его воспитанников.
Методы:
- Анкета «Развитие общеобразовательных учебных умений
и навыков» (приложение №7)
- Наблюдение педагога – руководителя т/о.
- Контрольное тестирование для детей.
II. Мониторинг сохранности
контингента.
Цель: оценка сохранности контингента.
Инструментарий:
Карта анализа контингента обучающихся Центра
(приложение№8).
Методика проведения
1. Карта анализа контингента
обучающихся заполняется педагогами т/о.
2. Обработка результатов
проводится мониторинговой службой Центра.
По результатам
диагностики для администрации пишется аналитическая справка.
Что дает:
1.
Статистический
анализ контингента обучающихся.
III. Анализ содержания образования.
Цель:
оценка содержания образования в ОГОУ ДОД «Центр
детского научно-технического творческого» (состояние программно-методического
обеспечения образовательно-воспитательного процесса в учреждении).
Методика проведения:
Кафедра информационного и программно-методического
обеспечения образовательного процесса проводит аналитическую деятельность по
следующим аспектам:
C качественное и количественное
увеличение образовательных программ по направленностям деятельности Центра;
C программное обеспечение по сроку,
уровню реализации, целевой установка и форма организации содержания
образовательных программ;
C состояние информационно-методического
фонда.
Аналитическая справка по данному
исследованию является составной частью анализа работы Центра.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|