Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров
Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров
Экзаменационная работа по курсу «ПЕДАГОГИКА». ТЕМА: Педагогический коллектив и его развитие. Особенности управления образовательными учреждениями. Аттестация педагогических кадров. Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга Лапов Андрей Викторович. Группа 82/с. ПЕДАГОГИКА. Педагогика – наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.
В настоящее время педагогика приобретает облик разветвленной области
знаний, каждая из которых подходит под определение самостоятельной науки. Предметом педагогической науки считают воспитание. Воспитание –
функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее
накопленные знания, мораль, трудовой опыт. Воспитание является вечной
категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание возникло с
возникновением общества и исчезнет, если общество перестанет существовать.
Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям.
Исторический характер воспитания выражается в том, что цели, содержание,
методы, формы воспитания и вся педагогическая политика не остаются
неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта
и исследований. Классовый характер воспитания состоит в том, что вся
официальная педагогическая политика строится в расчете на то, чтобы система
воспитания была направлена на укрепление власти господствующего в обществе
класса. Государственная политика такого рода закрепляется в законах,
экономических условиях, идеологии, науке и т.д. Понятием воспитание в теории и практике именуют также социальное
целенаправленное формирование личности. В этом случае имеется ввиду всё
формирующее личность пространство: школу, семью, влияние среды на личность,
воздействие дружеского окружения, средства массовой информации, социальная
среда. Существует и третье толкование понятия воспитание: управление процессом
развития личности. Задачи педагогической науки. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным
основаниям, прежде всего классы постоянных и временных задач. Постоянные задачи. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача
вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения,
управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в
педагогике – это связи между преднамеренно созданными или объективно
существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов
выступают воспитанность, обученность, развитость личности в конкретных ее
параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерные –
удовлетворяющие определённым критериям: . объективность связи, т.е. независимость от желания, настроения, вкусов участников педагогического взаимодействия. . всеобщность, т.е. проявление связи в работе любого учителя, который следует предписаниям данной методики. . повторяемость, т.е. способность связи воспроизводиться в аналогичных ситуациях. Существуют случайные (каузальные) связи в обучении и воспитании.
Основной причиной возникновения каузальных связей чаще всего оказываются
отвлекающие временные психические состояния школьников. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, т.е.
непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на
учащихся также является постоянной задачей педагогической науки. Изучение,
оценка, обобщение, интерпретация педагогического опыта не поддаются решению
раз и навсегда. Наука не может дать полного и исчерпывающего его отражения.
В образовательном процессе имеется много находок разного масштаба: от
мельчайших крупиц до масштабных решений педагогических задач. В области
методологии изучения педагогического опыта отмечаются две тенденции: . изучение, оценка и обобщение передового и отрицательного педагогического опыта. . применение компьютерных технологий как инструмент фиксирования, классификации, хранения и распространения педагогического опыта. В ряду постоянных задач важнейшее место занимают задачи разработки
новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления
образовательными структурами. Также к важнейшим постоянным задачам относится прогнозирование
образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов
невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования,
совершенствованием педагогической деятельности, системами управления. Среди новых постоянных задач выделяется задача внедрения результатов
исследований в практику. Разработка теоретических и методологических основ инновационных
процессов, рациональных связей теории и практики также относится к
постоянным задачам. Временные задачи. Число, масштабы, сложности, наукоёмкость, непредсказуемость, острота
отражают разнообразные задачи, условно выделяемые как временные: . Создание библиотек электронных учебников; . Разработка тестов уровней педагогического мастерства; . Разработка стандартов педагогического профессионализма; . Выявление типичных стрессоров в работе учителей; . Создание дидактических основ обучения хворающих школьников; . Выявление факторов выбора будущей профессии школьниками; . Анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик; . Анализ причин возникновения познавательной лености студентов; . Природа стимулов учебной активности будущих учителей; и бесчисленное множество других. Их возникновение диктуется
потребностями практики и самой науки. Система педагогических наук. Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением
запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой
деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста
запасов новых знаний возникают новые отрасли теоретических и прикладных
данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях
педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что
приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об
образовании. Среди отраслей педагогики есть и совсем «молодые», и те,
которые имеют многовековую историческую давность. В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято
включать: . Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с психологией, физиологией, медициной. . Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. . Педагогика школы. Относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Школьная педагогика, как наука является базой для построения вузовской педагогики. . Педагогика профессионально-технического образования. Изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. . Педагогика среднего специального образования. Находится на стадии становления и формирования. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования . Педагогика высшей школы. Выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма. Её развитие обусловлено несколькими факторами: * Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. * Фактор преемственности со школьной педагогикой. * Фактор сочетания традиционных форм обучения с новыми. . Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии. . Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в ВУЗах. . Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и совместного образования детей и взрослых. . Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Педагогика третьего возраста находится в стадии становления. Педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границе с медициной и геронтологией. . Исправительно-трудовая педагогика (Педагогика пенитенциарных учреждений). Содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Существуют детская и взрослая отрасли исправительно- трудовой педагогики. Взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. . Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют давать научное толкование образовательным традициям, системам; обогащать национальную педагогическую культуру за счёт международного опыта. . Сурдопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без слуха. . Тифлопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без зрения. . Олигофренопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых с нарушениями в развитии мышления Интенсивность научных разработок в сурдопедагогике, тифлопедагогике и олигофренопедагогике предопределяется масштабами рождения детей с аномальным развитием. . Лечебная педагогика. Новая отрасль педагогики. Развивается на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно- воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических разработок. . История педагогики. Наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования и обучения в прошлом. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования. В систему педагогических наук входят также многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам. В методиках содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной дисциплине. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и расширяют арсенал общей теории образования – дидактики. Связь педагогической науки с другими науками. Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего
достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследования.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от
других наук о человеке. Педагогика связана с психологией. Между ними существует ряд
взаимосвязей, например: . Предмет наук: психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание и образование – это целенаправленное изменение личности. . Показатели и критерии обученности и воспитанности личности: степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, скоростью воспроизведения знаний, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации; воспитанность фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Своеобразным мостом между психологией и педагогикой выступают
педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной
педагогической деятельности, психология управления педагогическими
системами, психологические исследования других областей образования. Межнаучные коммуникации педагогики и психологии имеют место в методах
исследования и в той и в другой отраслях знаний. Многие инструменты
психологического научного поиска служат и решению педагогических задач:
психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др. Педагогика связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности
целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем,
физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка.
Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и
психическим развитием ребёнка являются закономерности функционирования
высшей нервной деятельности Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Будучи наукой об
обществе, как целостной системе, об отдельных составляющих её компонентах,
о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего
анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область
образования, воспитания, науку о них. В социологии развиваются и такие
специальные ветви, как социология образования, социология воспитания,
социология студенчества, социология города, социология деревни, социология
здоровья и др. Имеются взаимосвязи педагогики с философией. В ней наука о воспитании
находит опорные методологические положения. Философские категории
необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы
взаимосвязи и взаимозависимости; законы развития и его движущие силы,
субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие
другие. Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в
перспективах её интеграции с отраслями медицинских наук. Нервные
расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной
дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания – недуги,
поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой
глобальную и наукоёмкую задачу – разработать специальную систему обучения и
воспитания хворающих, недомогающих и больных школьников. При определённых условиях педагогика взаимодействует и со многими
другими науками: юриспруденция, экономика, демография, информатика,
статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки. Педагогический коллектив и его развитие. Особенности управления образовательными учреждениями. Аттестация педагогических кадров. Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми
которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий
анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система
рационального планирования, организация деятельности ученического и
педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня
обучения и воспитания, эффективный контроль. Управление школой – это научно обоснованные действия администрации и
педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил
преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью
углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания,
всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору
профессии. Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и
преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и
передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов
и учащихся в учебной и воспитательной работе. Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность
образовательных учреждений, является Закон РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»[1]. В законе
РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе
которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно
закреплённых идей развития и образования в России. Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является
общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы,
школы с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи,
вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные
школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии,
внешкольные образовательные учреждения. Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических
отношений. Закон РФ «Об образовании», решения Министерства образования,
специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей
школ принципиально новых подходов к управлению школой. В решениях о школе особое место уделяется вопросам демократизации
управления школой. Отмечается недопустимость командно-административного
стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива,
свободу личности. Вместе с тем везде подчёркивается важность дисциплины,
необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школы,
роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета и детского
самоуправления. Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении
школой, определив место директора в системе руководства, чётко разграничить
его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное – это умелая
организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую
полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и
его представителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|