Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе
Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе
Педагогические возможности эколого-экономического
образования в современной начальной школе.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть. Эколого-экономическое
образование в учебной деятельности младших школьников как педагогическая
проблема………….6
1.1. Состояние проблемы эколого-экономического образования в
учебной деятельности младших школьников в педагогической теории и практике…………………………………………………………………………6
1.2. Структурно-функциональная модель
эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников…………………11
1.3. Педагогические условия эколого-экономического
образования в учебной деятельности младших школьников………………………………..17
Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная
работа по осуществлению эколого-экономического образования в учебной
деятельности учащихся младших классов…………………………………….22
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по
эколого-экономическому образованию в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………………22
2.2. Реализация эколого-экономического образования в
учебной деятельности учащихся начальных классов на фоне педагогических условий…………….23
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по
эколого-экономическому образованию в учебной деятельности младших школьников на
фоне педагогических условий……………………………………………...41
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
В
начале третьего тысячелетия общество столкнулось с серьезнейшими проблемами
своего развития, среди которых особое место занимает нарастание эколого-экономического
и экономического кризисов, имеющих серьезные негативные последствия как на
локальном, так и глобальном уровнях.
В
70-е годы ХХ в., резко обострившиеся эколого-экономические проблемы, поставили
перед экономической наукой задачу осмысления эколого-экономического развития и
разработки принципиально новых концепций развития.
В
современных условиях в гораздо большей степени, чем раньше, проявляется
зависимость общества от состояния природной среды. Иными словами, перед
человечеством на современном этапе встают во весь рост принципиально новые
проблемы, которые в перспективе должны увязаться вокруг одной комплексной
задачи – рационального управления всей совокупностью природных условий
общественного развития.
Следовательно,
общество ставит одновременно как экономические, так и эколого-экономические
задачи, решение которых должно осуществляться во взаимосвязи, а это требует
экономических перемен и в технике, и в управлении, и, самое главное, в
образовании подрастающего поколения.
Исходя
из кардинальных изменений в экономическом развитии общества и эколого-экономических
преобразований в мире, возникает потребность в исследовании системы
формировании эколого-экономических ценностных ориентаций школьников.[11]
Формирование
системы ценностных ориентаций школьников, позволяющей социально адаптироваться
в новых экономических условиях, - одна из задач общественных институтов, в
первую очередь школы. Понимая социальную адаптированность человека как принятие
норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия, на
первый план выдвигается вопрос теоретической разработке проблемы
эколого-экономической формации в аксиологическом аспекте, а также методов
формирование системы эколого-экономических ценностей.
Формирование
ценностных ориентаций личности, т.е. механизма превращения общественных
ценностей в мотивы поведения, в органический элемент ее жизнедеятельности –
многосторонний и комплексный процесс, на который необходимо акцентировать
внимание в школе.
Поскольку
ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и
средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно
предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры
начинается в период младшего школьного возраста. О том, что именно здесь, а не
в более раннем возрасте формируются ценностные отношения, свидетельствует, по
мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования —
достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и
произвольного поведения.
Младший
школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных
ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.
Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для
формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением,
накоплением достаточного морального опыта. Появление убеждений в этом возрасте
свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления
системы моральных ценностей.[7]
Тема
работы актуальна тем, что можно с уверенностью говорить о целесообразности
формирования эколого-экономических ценностей младших школьников, где
эколого-экономические ценности рассматриваются нами как система ценностных
отношений, определяющих оптимальное взаимоотношение человека с окружающей
средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с
интересами сохранения природы.
Это обстоятельство обусловило выбор темы
нашего исследования, которое обращено к решению следующей проблемы «Какие же
педагогические возможности более эффективны для полноценного
эколого-экономического образования младших школьников?». Решение данной
проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: существующие
учебные программы и конкретные уроки по разделу эколого-экономическому
образования.
Предмет исследования: процесс
формирования эколого-экономических знаний, умений и навыков у младших
школьников.
В соответствии с целью и проблемой
исследования поставлены следующие задачи:
– проанализировать и выявить уровень
эколого-экономических знаний, умений и навыков в процессе уроков;
– раскрыть способы преобразования урока
и учебной программы по эколого-экономическому образованию, чтобы повысить в
его контексте качество эколого-экономического образования;
– провести экспериментальную проверку
преобразованного урока и учебной программы на его эффективность для улучшения
качества эколого-экономического образования младших школьников;
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по
теме исследования;
– обобщение передового опыта
ученых-педагогов;
– наблюдение;
– беседа;
– анкетирование;
– поиск решения педагогических
ситуаций;
– анализ работы детей;
– педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1 этап: подбор и изучение литературы;
2 этап: проведение
опытно-экспериментальной работы;
3 этап: обобщение и анализ полученных
данных.
База исследования: Школа № 77, г.
Ульяновск, 2 «А» и 2 «Б» класс.
Глава 1. Теоретическая часть. Эколого-экономическое
образование в учебной деятельности младших школьников как педагогическая
проблема.
1.1.
Состояние проблемы
эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников в
педагогической теории и практике.
«Суть
процесса образования состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием
каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Этот процесс
возможен только при многогранной духовной деятельности, без которой нет
устремления к идеалу, нет живой человеческой личности» (В. А. Сухомлинский)[3].
Целенаправленное
формирование экономической ответственности личности младшего школьника
предполагает использование системы разнообразных воздействий на учащихся,
важнейшими среди которых являются организация эколого-экономического и
экономического образования учащихся начальных классов и вовлечение их в
различные виды общественно полезной деятельности.
Акцентирование
внимания на каком-либо одном из названных направлений (экологическом или экономическом),
абсолютизация значения одного из них в ущерб другому не могут не сказаться на
эффективности воспитательной работы. Речь, следовательно, может идти только о
гармоническом сочетании этих двух путей, каждый из которых выполняет свои
особые, специфические функции в воспитательном процессе, то есть об организации
эколого-экономического образования.
Ответственное
эколого-экономическое поведение учащихся предполагает овладение ими системой
нравственных эколого-экономических норм как обобщенных требований общества к
личности. Однако знание школьниками этих норм и требований, усвоение ими
нравственных эколого-экономических идеалов еще не гарантирует соответствующего
поведения, а лишь является одним из необходимых условий формирования осознанных
нравственных эколого-экономических потребностей, взглядов, убеждений, вне
которых не может быть сформировано ответственное эколого-экономическое
поведение.
Среди
педагогов бытует подход к эколого-экономическому воспитанию как к этапу
воспитательной работы, предшествующему организации практической деятельности
школьников. Такой подход значительно сужает функции эколого-экономического
образования. Практическая деятельность школьников должна не только предваряться
разъяснением нравственных эколого-экономических норм, но и постоянно
сопровождаться процессом усвоения и осмысления нравственных
эколого-экономических ценностей и нравственных эколого-экономических требований
общества. Процесс этот имеет свою специфику и свою логику в зависимости от
того, на каком этапе воспитательной работы он организуется.[5]
Формирование
ответственного эколого-экономического поведения младших школьников, воспитание
ответственности как качества личности предполагает, следовательно, вооружение
их знаниями о ней как об одной из важнейших этических категорий. Но этого
недостаточно. Эколого-экономическое воспитание обеспечивает осознание каждым
школьником важности данной нравственной эколого-экономической нормы, понимание
того, что соблюдение ее в повседневной жизни во многом определяет гражданскую
зрелость человека, его социальную значимость. Этот процесс также содействует
формированию у учащихся начальных классов моральных убеждений, положительного
отношения к определенной нравственной эколого-экономической норме, глубокой
внутренней потребности и готовности следовать ей в своей повседневной жизни.
Следовательно, необходимо совершенствовать методику организации процесса
формирования ответственного эколого-экономического поведения младших
школьников, обеспечивать наиболее полную реализацию его воспитательных
возможностей.
Условно
можно выделить три важнейших этапа в осуществлении эколого-экономическому
воспитанию младших школьников с целью формирования у них экономической
ответственности как качества личности.
I
этап – элементарное ознакомление учащихся с сущностью экономической
ответственности как нравственной нормы. На этом этапе решаются следующие
конкретные воспитательные задачи: обосновывается значимость данного
нравственного качества для морального облика современного человека;
преподносятся образцы, примеры экономически ответственного отношения
современных людей к выполнению своих общественных обязанностей, своего долга
перед обществом, самим собой; выявляются имеющиеся у учащихся представления об
экономической ответственности, формируется понятие о данной этической норме,
организуется работа по осмыслению значимости экономической ответственности как
для конкретной личности, так и для общества в целом.
II
этап – дальнейшее разъяснение сущности данной моральной нормы, расширение и
углубление самого понятия «экономическая ответственность», выявление уровня его
усвоения и правильности понимания осуществляются на основе упражнения учащихся
в ответственном отношении к выполнению общественных обязанностей. Большое
внимание уделяется формированию у школьников правильного внутреннего отношения
к данному нравственному требованию, осмыслению ими личного ответственного
(безответственного) отношения к выполнению общественных обязанностей,
активизации и стимулированию процесса выработки у каждого младшего школьника
правильных мнений, суждений, взглядов на факты как собственного ответственного
(безответственного) отношения к выполнению поручений, так и других членов
коллектива. Проводится специальная работа, направленная на выработку у учащихся
умения давать оценку действиям и поступкам (своим и товарищей) с точки зрения
их соответствия усваиваемой моральной норме, ориентирующая их на
самовоспитание, на необходимость самокорректировки своего
эколого-экономического поведения.
III
этап предполагает решение таких вопросов, как подведение учащихся к осознанию
изменений в собственном поведении, в своем моральном развитии; формирование
умения видеть и оценивать изменения, происходящие в нравственном облике
окружающих людей, способности за поступками улавливать проявления определенных
нравственных качеств.[22] Необходимо стимулировать самовоспитание учащихся
начальных классов, способствовать формированию такого стиля взаимоотношений,
при котором требовательность и принципиальность воспринимаются как проявление
доверия и уважения к личности.
Логика
организации эколого-экономического образования младших школьников предполагает
также поэтапное использование его многообразных форм.
На
первом этапе – это беседы, рассказы, лекции, доклады и т.п., в ходе которых
сообщается определенный объем эколого-экономических знаний об экономической
ответственности. Методика их проведения направлена на развитие внутренней
активности учащихся. На последующих этапах используются уже диспут, конференция
и т.п. В процессе их организации и проведения учащиеся начальных классов
ставятся перед необходимостью осознать и выразить свое личное отношение к
обсуждаемым вопросам эколого-экономического характера. На втором этапе – это
дискуссии, диспуты, дебаты эколого-экономической направленности. На третьем
этапе – практические занятия эколого-экономического характера.
На
всех этапах организации эколого-экономического образования учащихся начальных
классов важное место должна занимать работа, направленная на формирование у
учащихся понятия об ответственности.
Общественная
мораль усваивается школьниками, прежде всего, в виде знания общественных
требований к поведению, существующих в специфической для морали понятийной
форме. Понятия синтезируют в себе определенные знания, нормы, ценности, в них
отражаются наиболее существенные признаки предметов. Следовательно, от уровня
усвоения школьником сущности этических понятий зависит восприятие им явлений и
фактов окружающей действительности, характер его отношения к ним, формирование
определенных жизненных установок.
Вместе
с тем практика работы школы, данные психологических и педагогических
исследований, материалы, полученные нами в ходе опытно-поисковой работы,
свидетельствуют о том, что проблема усвоения учащимися общенаучных и особенно
эколого-экономических понятий является далеко не решенной.
Процесс
усвоения учащимися эколого-экономических понятий – сложный и длительный, он
требует от школьников более высокого уровня мышления, так как сами
эколого-экономические понятия являются результатом абстрагирующей деятельности,
мышления. В связи с длительностью этого процесса необходимо соблюдать
определенные этапы и принципы преемственности в усвоении представлений и
понятий.[22]
Эколого-экономическое
воспитание младших школьников создает также условия для возникновения здорового
общественного мнения – сильнейшего средства воздействия на личность. Будучи
непосредственно связанным с общественным сознанием, с уровнем его развития,
общественное мнение рождается, вырабатывается, формируется вместе с развитием
коллектива класса в процессе его разносторонней общественно значимой
деятельности, в обстановке живого заинтересованного обсуждения моральных
эколого-экономических норм и конкретных действий. При этом уровень обсуждения
тех или иных вопросов, поступков, действий, характер вырабатываемых
общественных оценок самым непосредственным образом зависит от уровня
организации эколого-экономического образования учащихся начальных классов. В
свою очередь, общественное мнение, сформировавшись, становится действенным и
эффективным средством влияния на систему эколого-экономических взглядов и
убеждений младшего школьника, на становление его нравственного облика.
Таким
образом, эколого-экономическое воспитание младших школьников должно носить
планомерный, целенаправленный характер, имеет четкую логику и структуру, оно
должно обеспечивать вооружение всех учащихся начальных классов знанием сущности
экономической ответственности как этической категории, форм ее проявления,
способствовать формированию положительного отношения к данной нравственной
эколого-экономической норме.
1.2.
Структурно-функциональная
модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших
школьников.
Модель
включает три функциональные подсистемы[16]:
- информационно-аналитическую,
определяющую направления анализа информационного потока, отбора и
конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки
информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса;
- экспертно - управляющую,
задающую механизм организации экопедагогического процесса на разных уровнях,
каналы, средства, технологии ввода эколого-экономической информации в
образовательное пространство;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|