Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Федеральное агентство по
образованию
Педагогический институт
государственного образовательного
учреждения
высшего профессионального
образования
"Саратовский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского"
Кафедра теории и методики музыкального
образования
Педагогические условия самореализации
учащихся в музыкальной деятельности
Выпускная квалификационная (дипломная)
работа
студентки
5 курса
факультета
искусств и художественного образования
Специальность:
050601 "Музыкальное образование"
Бочкаревой
Натальи Александровны
Автор
ВКР: Бочкарева Н.А.
Научный
руководитель:
к. п. н.
Кузьмина С.В.
Зав. кафедрой:
к. п. н.,
доцент Мещанова Л.Н.
Саратов, 2010
Содержание
Введение
Глава I. Психолого-педагогические
основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
I.1 Сущность самореализации
учащихся
I.2 Особенности осуществления
самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Глава II. Теоретические и
практические аспекты педагогических условий самореализации учащихся в
музыкальной деятельности
II.1 Педагогические условия
самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.2 Методические рекомендации по
организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной
деятельности
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения
Актуальность
исследования. На данный момент в сфере образования в ее теоретических и
практических изысканиях наиболее ярко выделяется позиция субъектной значимости
человека - ученика или учителя, уточняются его активные деятельностные начала,
индивидуальный внутренний потенциал, личный опыт, резервы развития и т.д. Вследствие
этого субъектные возможности и способности человека все более учитываются и
используются в осуществлении различных научных исследований: философских,
социологических, психологических и многих других.
Так,
анализ психологической литературы показал, что саморазвитие предполагает
наличие таких основных психических образований, как: рефлексия, целеполагание,
планирование и предвосхищение своего поведения. Следовательно, индивид,
осознавая свои реальные достижение и недостатки, испытывает потребность в
самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности посредством
целенаправленной активной деятельности, межличностного общения, что
обеспечивает переход на более высокую ступень организации.
Знание о
закономерностях осуществления развивающего влияния воспитуемого на себя
преобразовалось на рубеже XX и XXI
вв. как самостоятельное направление педагогической науки - педагогика
саморазвития. Ключевой категорией педагогики саморазвития является творческая
самореализация, а мерилом ее эффективности - достижения личности и степень
удовлетворенности ими. В рамках педагогики саморазвития сформировалось
понимание творческой самореализации как процесса, основывающегося на
креативности субъекта в проявлении себя, предполагающего посредством приложения
своих творческих сил (потенциала) создание и получение творческих продуктов
деятельности и результатов, в том числе изменения в себе. Роль педагогов в
саморазвитии определяется как предоставление возможности самореализации
индивида в активной деятельности (В.И. Андреев, А.В. Бояринцева, Д.Н. Васильева,
Л.Д. Лебедева и др.).
Обеспечение
самореализации учащихся провозглашается Концепцией модернизации российского
образования на период до 2010г. в качестве одной из приоритетных педагогических
задач. В настоящее время для разрешения проблемы поддержки самореализации
учащихся сложились объективные предпосылки. Тема актуализации личностных
потенций учащихся отражена в исследованиях Л.В. Бурой, Л.Н. Дроздиковой, В.Е. Кемерова,
М.Ю. Коваленко, Е.А. Никитиной и др. Проблема содействия творческой
самореализации подростков в детских общественных организациях, учреждениях
дополнительного образования рассматривается Н.Г. Крыловой, С. Сулеймановой, Е.И.
Тихомировой, Е.Е. Чепурных и др.
В ряде
исследований отечественных авторов (Г.И. Батыршина, С.В. Кузьмина и др.), в том
числе в Концепции лаборатории проблем дополнительного образования Института
общего и среднего образования РАН актуализирована необходимость самореализации
подрастающего поколения в области музыкального искусства. Однако в массовой
общеобразовательной практике данная проблема продолжает решаться традиционными
способами. Зачастую педагогами применяются авторитарный стиль взаимодействия с
учащимися и устаревшие методы обучения, направленные на исполнение ими
музыкальных произведений по заданному образцу, а не на самостоятельное творческое
самовыражение.
Таким
образом, решение проблемы содействия максимальной реализации учащимися
личностных возможностей данной задачи осложняется недостаточной систематизацией
и научной обоснованностью различных аспектов самореализации учащихся в музыкальной
деятельности, а также зависимостью данного феномена от условий организации и
осуществления учебно-воспитательного процесса, сформировавшихся в различных
типах образовательных учреждений. Изучение зарубежных и отечественных
концепций, посвященных теме актуализации личностных потенций субъекта в реально
меняющихся жизненных условиях, выявило противоречие в толковании понятия "самореализация".
Это обусловило необходимость уточнения сущности исследуемого феномена,
выявления и обоснования педагогических условий для ее осуществления учащимся,
чтобы в дальнейшем исследовании обосновать способы и методы организации
процесса самореализации школьников в музыкальной деятельности.
Все вышеизложенное
позволило нам сформулировать тему дипломной работы: "Педагогические
условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности", которая
представляется актуальной в силу ее недостаточной разработанности в
теории и методике музыкального образования и усиления практической значимости.
Цель
дипломной работы состоит в выявлении педагогических условий самореализации
учащихся в музыкальной деятельности.
Объект
исследования: процесс развития творческого потенциала школьников в
музыкальной деятельности.
Предмет
исследования: педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной
деятельности.
В связи с
поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
на основе
междисциплинарного анализа научных источников уточнить сущность понятия "самореализация
учащихся";
определить
особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной деятельности;
выделить
педагогические условия самореализации школьников в музыкальной деятельности;
сформулировать
и предложить методические рекомендации по организации условий самореализации
учащихся в музыкальной деятельности.
Методологическими
основами дипломной работы послужили концептуальные идеи, раскрывающие
сущность, содержание и структуру процесса самореализации личности (Б.Г. Ананьев,
Л.Н. Коган, Л.А. Коростылева, А. Маслоу, И.И. Резвицкий, К. Роджерс и др.); парадигма
гуманного личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков,
А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); теория свободного воспитания (О.С. Газман,
Н.Б. Крылова и др.); положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Г.И. Щукина и др.); исследования педагогических условий самореализации учащихся
(С. Сулейманова, Е.А. Никитина, С.В. Кузьмина и др.); научные труды в области
педагогики и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Е.Д.
Критская, Р.А. Тельчарова, Л.В. Школяр и др.).
В
дипломной работе применен комплекс методов исследования: сравнительный
анализ философской, социологической, психолого-педагогической,
музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение
передового педагогического опыта; изучение собственного опыта работы; индивидуальные
и групповые беседы с учащимися, педагогами; анализ творческих работ учащихся.
Структура
дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и приложения.
Во
введении обоснована актуальность выбранной темы дипломной работы, определена
цель, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, представлены
теоретические и методические основы данного исследования.
В первой
главе дан анализ сущности самореализации как педагогической категории,
рассмотрены особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной
деятельности.
Вторая
глава посвящена раскрытию педагогических условий самореализации учащихся в
музыкальной деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению способов и путей
обеспечения успешной самореализации школьников в музыкальной деятельности на
примере собственного опыта работы в МОУ "СОШ № 3" г. Балашова.
Результаты
проведенного исследования сведены в заключении.
Список
литературы содержит труды по педагогике, психологии, философии, музыкальной
педагогике, психологии и методике. Содержит 55 наименований.
Приложение
имеет практическое значение.
Глава I. Психолого-педагогические
основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Проблема
самореализации субъекта приобретает все большую актуальность во многих науках о
человеке: философии, социологии, этике, психологии, педагогике и т.д.
Начнем изучение
интересующего нас феномена с точки зрения психологической науки.
В
зарубежной психологии проблема реализации человеком своей сущности и духовного
становления личности осуществляли А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В.
Франкл, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. В концепциях образования,
сложившихся в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс,
В. Франкл и др.) утверждается, что непрерывное развитие и самореализация есть
основа человеческого существования. Человек - это активное, устремленное в будущее
творческое существо, он сам выбирает свою судьбу в соответствии со своими
смыслами и ценностями, что дает ему свободу. В процессе его развития подвергается
преобразованию субъективный мир человека. При этом каждый сам выбирает
направление изменений. Причем самореализация личности рассматривается учеными
как самоактуализация (самоосуществление), т.е. психический рост и созревание,
пробуждение и проявление скрытых возможностей человека.
По мнению
американского психолога А. Маслоу, человек в процессе самореализации (самоутверждения,
саморазвития, самоактуализации) непрерывно движется к идеалу возможного
совершенства. Чем совершеннее результаты его деятельности, тем глубже личность
переживает процесс самореализации. Самореализация для творческого человека -
это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать. А.
Маслоу рассматривает личность в контексте его теории мотивации [18].
Ученый
утверждает, что потребность в самоактуализации (самоосуществлении) относится к
высшему уровню иерархии потребностей. Он выделяет пять групп потребностей,
представляющих собой блоки частных потребностей и запросов человека: физиологические
потребности, социальная защищенность, потребность в социальных связях,
потребность в уважении и самоуважении, потребность в самоактуализации (желании
человека самоосуществиться, быть тем, чем он может быть). Человек с высоким
уровнем самоактуализации посвящает свою жизнь поиску подлинных "высших
ценностей - Истине, Красоте, Доброте, Совершенству" [16, с.85]. Исследователь
отмечает, что при подавлении высших потребностей наступает заболевание души,
поэтому необходимо уметь прислушаться к самому себе, чтобы затем проявить себя
или актуализироваться. Самоактуализация как способность может присутствовать у
большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то
степени свершившейся. Самоактуализирующиеся личности, являясь примером
нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность. В
связи с этим А. Маслоу определяет цель гуманистического образования -
самоактуализацию личности как познание собственной идентичности и неотрывное от
него познание своего предназначения.
Психолог
и терапевт К. Роджерс считает стремление человека реализовать себя, проявить
свои потенциальные возможности главным побудительным мотивом творчества,
присутствующим в каждом индивиде и ожидающим подходящих условий для
освобождения и проявления. В связи с этим, К Роджерс выделяет два типа обучения:
информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение,
дающее действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Ученый
считает приоритетным направлением личностное развитие, развитие адекватной и
гибкой "Я-концепции", формирующейся в процессе взаимодействия объекта
с окружающей средой и являющейся интегральным механизмом саморегуляции его
поведения. По мнению К. Роджерса, личность полнее всего проявляет себя в опыте,
который включает все то, что происходит с человеком в данный момент и доступно
сознанию. Следовательно, педагог должен увидеть в поле личного опыта ученика те
проблемы, которые важны для его развития. К. Роджерс исходит из того, что
источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом
человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ученику
понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы
и возможности для их решения и саморазвития. Ученый обозначил факторы,
обуславливающие самореализацию: позитивное отношение со стороны окружающих; удовлетворение
потребности в безопасности, уверенности в будущем; благоприятная социальная
ситуация развития (положение ребенка в семье, условия воспитания); удовлетворение
потребностей в любви и дружбе, социальный статус; самоуважение, положительная
"Я-концепция"; самопознание, степень открытости своему опыту
переживаний; самоопределение, нахождение своего смысла в жизни; стремление к
удовлетворению когнитивных и эстетических потребностей, потребности знать и
понимать; успехи и достижения личности в различных видах деятельности; право на
выбор личностно-значимых видов деятельности; способность к самоорганизации,
саморегуляции; познание других людей и установление взаимоотношений с ними,
искренность и открытое дипломатическое общение [16, с.117-118].
Для нас
значимы положения гуманистических психологов, опирающихся в своих трудах на
природные особенности и индивидуальность человека с учетом его внутренних
потребностей и ценностных ориентиров.
Существенный
вклад в развитие идеи самореализации и выявления условий ее осуществления
внесли А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Так, австрийский
психолог А. Адлер определил индивидуальный характер самореализации. По его
мнению, люди тянутся вперед и всегда находятся в движении к личностно значимым
целям, которые выбираются индивидуально. Следовательно, люди в постоянном
стремлении к совершенству способны планировать свои действия и определять
собственную судьбу [16, с.84].
Условием
самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является
обретение "самости" - величины, относящейся к сознательному "Я"
и обозначающей целостность человека [16, с.64]. "Самость" ученый
определил как результат стремления различных компонентов личности к единству. С
его точки зрения, человек, постоянно приобретая новые умения, достигает новых
целей и реализует себя более полно.
Согласно
Э. Фромму, мощной мотивационной силой в жизни людей обладает конфликт между
стремлением к свободе и стремлением к безопасности. Свободу, при которой
человек может быть автономным и уникальным и при этом чувствовать себя частью
мира и в то же время независимость от него, ученый назвал позитивной свободой [48,
с.34].
По мнению
американского психолога Карен Хорни, самореализация - это выражение реального
собственного "Я"; это целенаправленная внутренняя сила, общая для
всех людей, но уникальная и творческая, побуждающая человека к реализации
заложенных в нем возможностей; это рост и осознание понимания себя самого. К
условиям самореализации она отнесла систему ценностей, которая вырастает из
стремления к самореализации. Человек не может раскрыть свой потенциал, если не
доверяет себе, не активен, не продуктивен, если не строит взаимоотношения с
людьми в духе взаимности. Необходима та атмосфера, которая дает личности
ощущение внутренней безопасности и свободы, позволяющие иметь свои собственные
мысли и чувства и выражать именно себя [16, с.103].
В трудах
отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,
Б.М. Теплова и др. интересующая нас проблема рассматривается в сочетании
личностного и деятельностного начал в жизни человека. Методологией для
объяснения самореализации личности выступает деятельностный подход, позволяющий
освещать данный процесс с точки зрения формирующей предметной деятельности.
Исследуя
природу личности и обозначая индивидуальность как основу личности, Б.Г. Ананьев
приходит к выводу, что одним из важных индикаторов человеческой
индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности,
реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека [16, с.110].
Согласно данному подходу мы можем выделить направление характеристики
самореализации через понимание природы личности и индивидуальности, как ее
основы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|