Педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего профессионального образования
Педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Педагогические технологии обучения в
системе общего, начального профессионального и среднего профессионального
образования
Калуга 2010
Объект
курсовой работы: система обучения в системе общего, начального профессионального
и среднего профессионального образования
Предмет
курсовой работы: педагогические технологии обучения в системе общего,
начального профессионального и среднего профессионального образования
Цель
курсовой работы – изучить педагогические технологии обучения в системе общего,
начального профессионального и среднего профессионального образования.
Задачи:
·
рассмотреть различные виды
педагогических технологий обучения
·
рассмотреть содержание общего,
начального профессионального и среднего профессионального образования
·
описать, как протекает процесс обучения
в этих системах образования
Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная
система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или
иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в
педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Элементарной единицей педагогического процесса является
педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация
воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся
взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие задачи
как:
·
структурирование и
конкретизация целей обучения и воспитания;
·
преобразование
содержания образования в учебный материал;
·
анализ межпредметных и
внутрипредметных связей;
·
выбор методов, средств
и организационных форм педагогического процесса;
·
анализ результатов и
эффективности педагогического процесса и др.
Массовое внедрение педагогических
технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с
реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее
известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл,
Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к
образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной,
А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко,
Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др.
В настоящее время педагогические
технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и
базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики,
управления и менеджмента.
Цель данной работы – изучить
педагогические технологии обучения в системе общего, начального
профессионального и среднего профессионального образования.
Соответственно этапам решения
педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно
различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся
технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления.
Частные – это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как
педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее
результатов, и более конкретных – типа анализа учебной ситуации, организации
начала урока и др.
Одним из решающих условий успешного
протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в
себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта
деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно
связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно
независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ
действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования
педагогического процесса можно представить как единство технологии
конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность),
конструирования материальных или материализованных средств
(конструктивно-материальная) и конструирования деятельности
(конструктивно-операциональная) [5].
Технологию непосредственного осуществления
педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно
реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и
других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников,
регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего
контроля. Центральное место среди них занимает технология организации
деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта
функционирования педагогического процесса.
Содержание деятельности педагога на этапе
осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной
системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками
целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач
деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных
методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение
взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного
протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности
учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода
педагогического процесса.
Учет технологических требований и
особенностей деятельности детей, которую предстоит организовать, определяет
специфику относительно самостоятельных технологий организации развивающих видов
деятельности детей.
В организации учебно-познавательной
деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению
задач разных типов. Характерно при этом, что количество решенных задач для
научения знаниям, умениям и мышлению не имеет принципиального значения.
В целостной технологии организации
учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению
процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение
их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать
организующую роль определений в осмысливании предмета в целом [6].
Универсальным исходным методом и основой технологии
организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование.
Педагогическое требование не утрачивает своего назначения в связи с изменением
самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом
приоритета субъект – субъектных отношений в общем объеме отношений
педагогического процесса. Овладевая конкретной технологией организации
развивающих видов деятельности детей, важно иметь в виду, что педагогическое
требование в своем развитии должно проходить закономерный ряд ступеней: от
первичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме
и в завершение перерастать в требование-принцип
Технология
организации развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного
управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в
позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания,
осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности
ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю
собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение
учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого
взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников.
Продуктивность педагогической деятельности
во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией
педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие
серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за
неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы
классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие
педагога на личность школьника осуществляется только через живое и
непосредственное общение с воспитанниками.
Воспитание будет эффективным в том случае,
если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него
воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся
механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения
технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что
коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок [4].
Педагогическое общение имеет динамику,
соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла,
анализ и оценка). Отсюда и его стадии:
1.
моделирование предстоящего общения в
процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);
2.
организация непосредственного общения
(начальный период общения) – «коммуникативная атака»;
3.
управление общением в педагогическом
процессе;
4.
анализ осуществленной технологии
общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.
Названные стадии характеризуют поэтапное
развертывание педагогического общения.
Первая стадия педагогического общения – его
моделирование – связана с осуществлением своеобразного планирования
коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам,
сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных
учащихся и класса в целом.
Вторая стадия педагогического общения
предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог
берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в
управлении общением. С этой целью осуществляется ориентировка в условиях
предстоящего общения, которая может включать такие моменты, как осознание
педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное восстановление
опыта его общения с данным классом; уточнение стиля общения в новых
коммуникативных условиях. Здесь происходит и конкретизация объекта общения.
Обычно в качестве объекта общения выступает класс в целом. Однако в зависимости
от конкретных педагогических задач коммуникативное внимание педагога может
сосредоточиваться на группе детей или на отдельном воспитаннике.
Третья стадия педагогического общения – управление
общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых
методов воздействия. Управление общением складывается из конкретизации модели
общения, уточнения условий и структуры общения, осуществления непосредственного
общения.
Основным условием управления общением
является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд стратегических и
тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную
атмосферу и др.
Четвертая стадия – анализ хода и
результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего
называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии
реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи.
Без обратной связи рефлексивный момент не только ухудшается, но и может стать
неадекватным. Главное назначение этой стадии – диагностически-коррекционное [3].
Представленная
логика и этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической
деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернутыми или
недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми.
Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации,
складывающиеся в процессе педагогического общения.
Амонашвили Шалва Александрович – академик РАО, известный советский
и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей
экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход,
оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом,
идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни»,
изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на
принципах гуманно-личностной педагогики».
Классификационные параметры технологии Ш.А. Амонашвили
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая + религиозная.
По основному фактору развития: социогенная + биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная:
1) СЭН + 2) ЗУН.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с
элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная,
человекоориентированная.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с
элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика
сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с
элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе
личностного подхода к детям.
Целевые ориентации
-
Способствовать
становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем
раскрытия его личностных качеств.
-
Облагораживание души и
сердца ребенка.
-
Развитие и становление
познавательных сил ребенка.
-
Обеспечение условий
для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
-
Идеал воспитания – самовоспитание.
Концептуальные положения
-
Все положения
личностного подхода педагогики сотрудничества
-
Ребенок как явление
несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
-
Ребенок – высшее
творение Природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и
безграничность.
-
Целостная психика
ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили
играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено,
ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное
оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу,
самооценка.
Урок. Урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса
обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце,
урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра,
урок – встреча, урок – жизнь.
Технология постановки цели
Центральная проблема
педагогической технологии – процесс целеобразования. Она рассматривается в двух
аспектах:
·
диагностика
целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного
материала;
·
развитие
личности в целом.
Способ постановки целей,
который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной
инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через
результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причём таких, которые
учитель или какой-либо другой эксперт могут надёжно опознать. Трудности, с
которыми сталкивается эта идея, решаются двумя основными способами:
Страницы: 1, 2, 3
|